Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Обзор подготовлен

версия для печати
Андрей Соснихин

Андрей Соснихин:

Доля классической ИТ-инфраструктуры будет уменьшаться

Андрей Соснихин, руководитель направления облачных вычислений HP в России, рассказал об открытии нового бизнес-подразделения, специализирующегося на облачных решениях. Корпорация видит большие перспективы этого рынка и работает сразу по нескольким направлениям.

CNews: Когда и почему именно в этот момент руководство HP решило открыть "облачное" направление в российском подразделении?

Андрей Соснихин: Еще в 2010 году у HP появилось интегрированное решение HP CloudSystem для быстрого построения частного облака. Результатом активной работы с заказчиками стали более чем 30 успешных проектов в России. Это было начало. Решение развивалось, разрабатывались новые компоненты и возможности, появились первые успешные проекты по построению публичных облаков.

Сложность облачного решения обусловлена большим количеством компонент: аппаратная платформа, различные уровни виртуализации, средства безопасности, и, безусловно, программное обеспечение для мониторинга и управления всем этим комплексом. Причем значимость и сложность уровня управления особенно важны для гибридного и публичного облаков.

Для того чтобы иметь возможность предложить закаказчику оптимальное решение, наиболее полно отвечающее его нуждам, необходима эффективное взаимодействие всех подразделений HP. Именно поэтому в 2012 году, с учетом требований локального рынка, было решено выделить новую роль – руководителя направления облачных вычислений. Моя задача – консолидировать все те продукты и решения, которые HP представляет на рынке как компания-производитель, и преобразовать их в конечное предложение заказчику, желающему построить либо частное, либо публичное, либо гибридное облако.

CNews: Ваше подразделение ориентировано на индивидуального заказчика, или разработана некая продуктовая линейка типизированных облачных решений?

Андрей Соснихин: Типовые решения безусловно есть, но важно другое: все типовые решения имеют один и тот же фундамент – HP CloudSystem. Добавляя к этому фундаменту необходимые компоненты, мы быстро получаем требуемое решение.

Мы готовы помочь заказчикам в решении их индивидуальных задач на любом уровне, начиная с уровня виртуализации и/или консолидации, заканчивая построением требуемого облачного решения и дальнейшего его развития. Мы знаем как это делать.

Мы можем обратиться к опыту наших коллег из зарубежных подразделений HP, которые уже неоднакратно решали подобные задачи, помочь заказчику решить не только технологические вопросы, но и определить, какие услуги он может предлагать на рынке, в какой сектор ему лучше идти, какие услуги будут востребованы определенным типом заказчика.

Кроме того, у HP есть готовая линейка облачных сервисов на базе HPCloud.com, которые мы продаем как конечные услуги корпорациям, физическим лицам – кому угодно: вычислительные мощности, файловые хранилища двух типов, база данных как платформа, услуга по безопасности в облаке. Этот же портал мы предлагаем использовать нашим заказчикам и партнерам как средство борьбы с пиковыми нагрузками – решение HP CloudSystem имеет встроенные возможности заказа сервисов с портала HPCloud.com. Если заказчик использовал все собственные ресурсы, то он может за секунды заказать вычислительные ресурсы из публичного облака HP.

CNews: На базе какого ЦОДа HP предлагает готовые облачные решения российским заказчикам?

Андрей Соснихин: У HP нет своих ЦОДов в России, сервисы базируются на нескольких американских ЦОДах корпорации. Кроме того, у HP есть планы по строительству ЦОДа в Европе.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о российских заказчиках облачных решений.

Андрей Соснихин: Мы пока небогаты публичными отечественными примерами, наш известный заказчик – компания "Рольф", которая размещает критичные бизнес-приложения в нашем data-центре. Сейчас идут переговоры со многими российскими заказчиками, думаю, через год мы сможем рассказать об этих проектах более подробно.

Могу привести зарубежные примеры. Нашими клиентами и партнерами являются крупнейшие телекоммуникационные операторы почти в любой стране Европы, например SFR, Turkcell, Swisscom, Bharti, Ibermatica. Несколько лет назад они начинали с простейших облачных решений – предоставляли вычислительные мощности как сервис. Сейчас они предлагают клиентам средства коммуникации, электронную почту, приложения и т.д. Уверен, ситуация в России будет развиваться аналогично.

CNews: Что, по вашему мнению, препятствует развитию российского рынка облачных сервисов?

Андрей Соснихин: Рынок развивается, но не так быстро как нам хотелось бы. Если говорить о рынке IaaS, то здесь сильны позиции крупных зарубежных игроков, таких как Amazon, Google, HP. Российским компаниям трудно конкурировать с ними по ценам при одинаково уровне предоставления сервисов. Но у них есть свои преимущества – они ближе к заказчику и могут быть более гибкими при выполнении требований заказчика при малых объемах бизнеса.

Отдельно стоит отметить разницу в отчетах аналитических компаний – оценки рынка расходятся на порядки. Это говорит о том, что нет договоренностей, что и как измерять.

На рынке очень много компаний, которые декларируют свои сервисы как облачные, но на самом деле это не всегда так. Зачастую это аутсорсинг инфраструктуры, например, решение поставляются в виде "черного ящика" и обслуживаются поставщиком, а клиент вносит арендные платежи. То есть это не облако в его классическом понимании, когда пользователь платит только за потребленный сервис, где на первый план выходят гибкость и эластичность

Сегодня очень мало реальных облачных проектов, которые были бы успешны с точки зрения экономики.

Еще один аспект – российские заказчики любят тратить большие деньги на повышение своей капитализации, потому что инвестиции в инфраструктуру – это признак устойчивости, финансового благополучия. Пока все любят строить ЦОДы и говорить об этом как об успехе. А облачные технологии переворачивают этот подход. Серьезно снижая капитальные инвестиции, заказчики могут перейти к прогнозируемыем ежемесячным платежам.

CNews: То есть сегодня облачные провайдеры не зарабатывают деньги, их цель – быть в тренде?

Андрей Соснихин: Я думаю, да. В открытой отчетности ни один из отечественных провайдеров не приводит цифр о том, какой процент прибыли приносят облачные сервисы. Это скорее признак дифференциации поставщика: "Да, мы можем это делать, пусть это пока и не приносит финансовой выгоды". Наличие облачных сервисов скорее характеризует степень готовности компаний к грядущим изменениям.

Однако все уверены, что это направление может быть успешным – достаточно посмотреть на опыт Америки или Европы. Там есть компании, которые зарабатывают на "облаках" деньги, правда, к сожалению, нет статистики о том, сколько вообще компаний пытались это сделать и потерпели неудачу.

CNews: В чем ваше конкурентное преимущество по сравнению с российскими облачными провайдерами?

Андрей Соснихин: Главным отличием наших сервисов является их высокая надежность и доступность. У HP самый высокий показатель непрерывности сервиса на мировом рынке публичных провайдеров – 99,95. Это говорит о том, что корпорация HP накопила большой опыт как по строительству, так и сопровождению ЦОДов, сложных инфраструктурных проектов. Управляя инфраструктурой от и до, мы можем обеспечить очень высокую ее надежность.

CNews: Обычно публичные провайдеры несут ответственность в размере стоимости сервиса за время простоя. На самом деле за этот период бизнес может понести куда большие убытки. Как у HP прописан этот момент?

Андрей Соснихин: Описанная ситуация является нормой для публичного облака, кастомизация сервиса для конкретного заказчика отсутствует, SLA и цены опубликованы, нет никаких переговоров, дополнительных соглашений. Это как общественный транспорт: мы знаем, что он ходит раз в 10–15 минут, и если на дороге "пробка", то автобус придет позже.

Для более требовательных клиентов есть другой тип сервиса. Если компания хочет более качественный, с учетом именно ее потребностей, сервис, он будет нестандартным. Соответственно, в SLA будут прописаны иные зоны ответственности, иные штрафные санкции.

CNews: Какие российские компании являются типичными пользователями публичных облачных решений HP ?

Андрей Соснихин: Классическим примером потребителя публичного сервиса являются компании, связанные с разработкой программного обеспечения. Как правило, для разработки ПО нужни одни вычислительные мощности, а для его всестороннего тестирования – другие, гораздо большие. Собственное мощное частное облако содержать довольно дорого, разумный выход – воспользоваться публичным облаком.

CNews: Расскажите, пожалуйста, как идет работа с российскими партнерами в области развития облачных сервисов.

Андрей Соснихин: Мы запустили две партнерские программы, которые будут активно продвигаться на рынке. Первая программа направлена на партнеров, которые готовы инвестировать в решение от HP и предлагать его своим заказчикам. В данном случае под инвестициями мы понимаем затраты партнеров на обучение специалистов, формирование демо центра. Это означает, что в ЦОДе партнера будет развернут полный комплекс решений от HP, позволяющий создать облако того или иного уровня. Партнер будет сертифицирован, обучен и готов демонстрировать сценарий использования этого облака.

Вторая программа направлена на совместный бизнес с крупными сервис-провайдерами или интеграторами. Как, например, сейчас выглядит система взаимодействия системного интегратора, HP и клиента? У системного интегратора есть люди, отвечающие за продажу и оборудования HP, и сервисов HP и самого интегратора. У HP есть сотрудники, которые отвечают за продажу оборудования и сервисов HP. Цель программы – объединить усилия продавцов решения, которое будет поставляться или продаваться системному интегратору. Интегратор, в свою очередь, может его расположить в собственном ЦОДе или ЦОДе заказчика, но клиент при этом будет платить за сервис, организованный на базе этого решения.

У HP уже есть два крупных российских партнера, и мы планируем расширять эту сеть. Это фундамент, который позволит нам привлекать заказчиков и показывать им, как работают облачные решения от HP. Мы планируем к концу 2013 года подписать еще два партнерских соглашения. Сейчас идут активные переговоры.

Отдельно хочется остановиться на еще одной национальной особенности, мы как интеллектуальная страна иногда уделяем очень много внимания не достижению бизнес-результата, а выбору наилучшего пути для его достижения. Когда мы спрашивали потенциальных партнеров об их успехах в области облачных сервисов, они как один рассказали, что пару лет посвятили выбору наилучшего решения. Самое интересное, что при общении с 10-тью партнерами нам предъявляются 10 "самых лучших" решений. В этом плане у HP уникальная позиция по сравнению с российскими провайдерами – корпорация уже прошла этот путь в США, Европе и готова делиться опытом. Мы можем сократить время на метания.

CNews: Каким вы видите рынок публичных облаков в среднесрочной перспективе?

Андрей Соснихин: Проникновение облачных решений будет только усиливаться. Несмотря на сделанные инвестиции, процент классической ИТ-инфраструктуры будет уменьшаться. У крупных корпораций она все равно останется, просто будет дополнена облаком, дабы дать бизнесу большую гибкость, большие возможности, сократить время реакции на возможные внешние факторы и так далее. Активно пойдет в облака СМБ, использующий стандартные приложения.

CNews: Что может подстегнуть интерес российского бизнеса к публичным облакам?

Андрей Соснихин: Появление на российском рынке крупных отечественных компаний. Одно дело, если услугу предлагает какой-то небольшой системный интегратор, другое дело, если это ведущий телеком-провайдер национального масштаба или аналогичная по авторитету и размеру компания. Аналогично, раньше в каждом городе было по несколько мелких интернет-провайдеров, сейчас  картина изменилась.

CNews: Оцените, пожалуйста, перспективы российского облачного рынка в 2013 году.

Андрей Соснихин: HP ожидает двукратный рост продаж инфраструктурных решений, которые мы рассматриваем как фундамент облачных решений. Но мне ближе качественная оценка, которую я воспринимаю как результат работы команды моего подразделения. Мы ожидаем, что партнерство в области облачных сервисов принесет в следующем году миллионы долларов.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS