Спецпроекты

На страницу обзора
Конечная цель автоматизации – повышение качества и доступности образования
В 2015 году стартовал проект создания государственной информационной системы «Контингент». Новое решение должно объединить данные об образовании всех российских детей с момента их поступления в детский сад до выпуска из высшего или среднего специального учебного заведения. О том, как происходит реализация проекта в российских регионах, в интервью CNews рассказал Олег Исайкин, генеральный директор компании «ИРТех».

Олег Исайкин

CNews: Каким образом сегодня организованы учет и планирование в сфере образования? Какие проблемы существуют в этой сфере?

Олег Исайкин: Существуют утвержденные формы статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, которые определяет Министерство образования и науки РФ. Эти достаточно объемные документы, которые на регулярной основе заполняются учебными заведениями, а в дальнейшем консолидируются и обрабатываются. На основании этих данных, например, происходит планирование открытия новых учебных заведений.

Однако, у существующей системы сбора данных есть существенный недостаток – низкая скорость обновления информации. Внедрение новой федеральной АИС должно повлиять на точность и актуальность всех статистических показателей, а значит и на темпы появления новых учебных заведений именно там, где они больше всего нужны.

Кроме того, уже несколько лет в отрасли действует принцип нормативно-подушевого финансирования. Этот принцип можно коротко описать выражением «деньги ходят за ребенком». Именно поэтому сегодня для любого региона России очень важно сформировать полный и точный перечень образовательных организаций, которые посещает ребенок.

Например, к числу образовательных учреждений относятся не только детские сады, школы, вузы, но и любые организации дополнительного образования. При слабой автоматизации учета может возникать ситуация с «мертвыми душами». Дети могут быть зачислены одновременно в несколько учебных заведений дополнительного образования, но по факту не посещать их. Обычная ситуация – ребенок пошел в кружок рисования, через несколько месяцев его заинтересовала спортивная секция, а в итоге настоящим призванием стала скрипка в музыкальной школе. Однако, если школьник продолжает числиться в трех учебных заведениях, то и бюджетное финансирование нужно направлять в каждое из них. Такая ситуация существует, конечно, не повсеместно, а там, где регионы или муниципалитеты частично финансируют занятость детей в системе дополнительного образования.

CNews: Как вы оцениваете текущий уровень автоматизации управления образованием в России?

Олег Исайкин: Первые шаги в направлении автоматизации управления образованием начали предприниматься в России c конца 90-ых годов. И учет образовательных учреждений и учащихся – лишь одна из задач, первая, но далеко не главная. Конечная цель автоматизации, как и абсолютно любых изменений в этой отрасли, – повышение качества и доступности образования. Приходя на рабочее место, педагог или сотрудник министерства должен иметь возможность непосредственно со своего компьютера управлять всеми административными и образовательными процессами.

Школы, муниципалитеты, регионы все последние годы самостоятельно решали задачи информатизации. Коллектив «ИРТех» работает на рынке с 2002 года, мы фактически стоим у истоков этих процессов. Наша компания была первой, кто реализовал в России на практике такие решения, как «Электронный журнал» и «Электронный дневник», работающие в режиме онлайн через интернет.

На сегодняшний день в каждом регионе учет учащихся организован по-разному. И речь идет не столько о тех средствах автоматизации, которые используются в каждой конкретной школе, сколько об автоматизированной информационной системе уровня региональных министерств образования.

Существуют регионы, где автоматизация управления отраслью практически не применяется, данные собираются произвольно, а затем вручную вносятся в электронные таблицы. Нетрудно догадаться, что при этом непродуктивно расходуется огромное количество человеческих ресурсов и времени, а результат может иметь существенную погрешность.

CNews: Как должна быть организована региональная система учета для того, чтобы избежать этих недостатков?

Олег Исайкин: Если говорить про задачу учета обучающихся с точки зрения архитектуры, то хорошим примером централизованной системы может служить АИС «Сетевой Город. Образование» в Волгоградской области. Здесь на всех уровнях управления – от детского сада до министерства образования – развернута единая информационная среда. Вся система размещена в региональном ЦОД, и пользователи подключаются к ней через интернет при помощи персонального компьютера, ноутбука или телефона – клиент работает в браузере.

Сценарий распределенной системы реализован в Камчатском крае и Сахалинской области. Части системы развернуты на серверах в конкретных учебных заведениях. С определенной периодичностью они синхронизируют данные с головным сервером. Причиной децентрализации является нестабильный доступ в интернет, что обусловлено географическими особенностями этих регионов, однако бывают и другие основания для подобных решений. При этом информационная среда остается единой.

Хочу отметить, что АИС, разработанные нашей компанией, полностью поддерживают принцип нормативно-подушевого финансирования еще с 2008 года, давая тем самым управленцам инструмент эффективного распределения и контроля бюджета. Одной из показательных площадок является городской округ Тольятти, где уже после первого года эксплуатации АИС «Сетевой Город. Образование» для организаций дополнительного образования удалось без увеличения общего объема финансирования получить существенный социальный эффект. Так, число детей, пользующихся услугами дополнительного образования, увеличилось на 10,5%, одновременно на 11,6% возросла доля тех, кто посещает такие учреждения 1-2 года. На 20% повысился интерес детей к научно-техническому творчеству. При этом число учеников, нагрузка на которых превышает предельно допустимые нормы, сократилась на 3%.

Точный учет стимулирует организации дополнительного образования на более качественную работу с родителями и детьми. Да, это конкуренция между организациями, но именно она помогает существенно экономить бюджет и перераспределять его в те учебные заведения, где он действительно востребован и эффективно осваивается.

CNews: Какова структура создаваемой сегодня АИС «Контингент»?

Олег Исайкин: Существует федеральный сегмент системы, оператором которого является Минкомсвязь РФ. Это единая база данных, поддерживающая взаимосвязь с регионами.

Региональные сегменты – это тоже базы данных с набором коннекторов к источникам в ведомственных АИС региона. Здесь происходит получение информации, стандартизация форматов данных, формирование отчетности для нужд региона, и самое важное – дальнейшая передача данных в федеральный сегмент. Источником данных являются все типы образовательных организаций, в том числе к федеральному сегменту планируется подключение вузов.

CNews: Существуют ли регионы, в которых ранее уже были созданы ресурсы, подобные АИС «Контингент»?

Олег Исайкин: Работы по автоматизации системы управления образованием в регионах идут непрерывно, и решения с похожим функционалом, безусловно, есть. Практически любой регион, где внедрена АИС «Сетевой Город. Образование», а их на сегодня уже более 20 по всей России, может служить хорошим примером.

Другое дело, что все существующие системы работают в пределах одного министерства, а новая федеральная система – межведомственная. Идеи, заложенные в проекте АИС «Контингент», приводят к упорядочиванию и унификация процессов. При этом замещения существующих АИС не происходит, они являются источниками данных для «Контингент».

CNews: Какие работы в рамках создания АИС «Контингент» ведет ваша компания?

Олег Исайкин: Наша компания разрабатывает региональные АИС различных уровней. Эксплуатируемые у заказчиков системы «ИРТех», в первую очередь, являются источниками данных для «Контингент». Это электронная очередь в детский сад, запись детей в первый класс, кружки и секции ну и, конечно, основа успешной работы любой образовательной организации сегодня – АИС «Сетевой Город. Образование».

С точки зрения работ по АИС «Контингент» мы являемся поставщиками решения для регионального сегмента в 15 регионах – Волгоградской, Костромской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тульской, Ульяновской, Калужской областях, Забайкальском, Камчатском, Алтайском краях, Республиках Коми, Марий Эл, Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе. В этом году ожидаем поставку еще в несколько регионов. Наш продукт называется «Учет Контингента», он интегрируется как с АИС разработки «ИРТех» (если они уже внедрены в регионе), так и с системами других разработчиков. Гораздо проще осуществлять внедрение в окружении собственных продуктов, но мы изначально формировали архитектуру регионального сегмента АИС «Контингент» так, чтобы сделать универсальное, адаптируемое решение для любого региона РФ.

CNews: Удается ли вам уложиться в сроки, определенные дорожной картой?

Олег Исайкин: На сегодняшний день федеральный сегмент уже работает в режиме опытной эксплуатации, что позволяет нам как разработчику и региону как заказчику успешно решать свои задачи. Практически во всех регионах, где мы работаем, система полностью готова – развернут региональный сегмент, подключены внешние системы, настроена выгрузка данных. Как только будет сдан в промышленную эксплуатацию федеральный сегмент АИС «Контингент», заказчик сможет оценить всю эффективность нашего решения.

Время, необходимое для завершения работ в каждом регионе, сильно зависит от текущего уровня его автоматизации и может варьироваться от недели до месяца. Например, в Республике Саха (Якутия) и Самарской области на реализацию проекта потребовалось около двух недель, так как регионы ранее внедрили полный набор наших решений.

В Тульской области исторически сложилось так, что профессиональные образовательные организации эксплуатируют решение одного из российских вендоров и полностью им довольны. Мы выполнили дополнительную интеграцию и таким образом проект создания регионального сегмента занял около двух месяцев.

CNews: С какими информационными системами происходит интеграция регионального сегмента?

Олег Исайкин: Давайте посмотрим на конкретном примере в Самарской области. Здесь интеграция подразумевает взаимодействие с более чем 700 школами, более чем 900 детскими садами, около 100 учреждений профессионального образования и организациями дополнительного образования.

Задача решилась относительно просто за счет использования в регионе единого решения «Автоматизированная система управления региональной системой образования» (АСУ РСО), созданного на основе АИС «Сетевой Город. Образование». Ядро этого комплекса было развернуто еще в начале 2007 года, далее серьезно модернизировано в 2012 году, а отдельные модули активно внедрялись последние 6 лет. Более 2000 образовательных организаций объединяются в 13 территориальных управлений, с которыми связан региональный модуль АИС «Сетевой Город. Образование».

Таким образом, для запуска регионального сегмента АИС «Контингент» в Самарской области потребовалось подключить к нему АИС «Сетевой Город. Образование» и настроить получение дополнительных данных из информационных систем ЗАГС. Эти работы были успешно выполнены нашей компанией в прошлом году.

CNews: Это облачное решение?

Олег Исайкин: Да, это облачное решение. Только, по нашему мнению, решения, подобные этому, должны располагаться в корпоративных облаках, подконтрольных региональным органам управления. Где физически находятся сервера с системами, к которым все пользователи получают доступ через интернет, - это дело региона. Они могут располагаться, в том числе, и в облаках, но в своих облаках. Важно, чтобы владельцем и информационной системы и данных являлся регион, чтобы он имел полный контроль над системой.

В случае с АСУ РСО сервера, обслуживающие систему, расположены в дата-центре ГКУ СО РЦУП Самарской области. Важно, что владельцем информационной системы является регион, а данные хранятся на серверах в контролируемом заказчиком ЦОД с соблюдением нужных уровней безопасности. На сегодня такой подход, на наш взгляд, – единственное легитимное решение для развертывания любой государственной информационной системы в России. Это наша принципиальная позиция – никаких систем на неконтролируемых регионом серверах, тем более, серверах коммерческих компаний.

CNews: Какие сложности возникают при создании регионального сегмента?

Олег Исайкин: Избежать сложностей в нашей работе практически невозможно. Одним из критичных моментов является количество и качество первичных данных. Например, такие базовые вещи, как номер СНИЛС или номер свидетельства о рождении – это типовые поля учетной карточки ребенка в существующих АИС. Однако далеко не всегда эти данные корректно заполнены, так как ранее мало использовались в реальной работе. Передавать сырой материал в АИС «Контингент» нельзя, а заказчик зачастую даже не имеет представления о том, что первичные данные годами заводились в системы формально. С одной стороны, подобные сложности нетехнического характера мало должны волновать нас как разработчика системы. Однако именно такие ситуации напрямую влияют на сроки сдачи проекта. Мы стараемся помогать заказчику, в том числе и в решении таких задач, особенно, если есть возможность организовать автоматическую выверку или коррекцию по защищенным каналам связи.

Большинство данных в системе классифицируется как персональные, и это вызывает дополнительные организационные расходы. Например, необходимость сбора с родителей согласия на их обработку. Это тоже задача заказчика, но мы стараемся методически помочь даже в таких нюансах.

Работы идут быстрее в тех регионах, где автоматизация планомерно развивалась все последние годы, благо таких регионов в России большинство. Во многом этому способствовали федеральные субсидии на развитие региональных информационных систем, выделяемые государством на конкурсной основе в последние годы.

Для того чтобы участвовать в таком масштабном проекте, как АИС «Контингент», от компании-разработчика требуется, с одной стороны, понимание архитектуры и опыт взаимодействия с федеральными информационными системами, а с другой стороны, глубокая экспертиза в конкретных региональных АИС, уже эксплуатируемых на стороне заказчика. При этом не важно, вашей разработки эта система или ориентированный на локальный региональный рынок продукт от местной компании, зачастую уже не поддерживаемый, слабо документированный и без API. Для успешного завершения проекта нужно уметь взаимодействовать с любыми системами, развернутыми у заказчика.

CNews: Какого эффекта можно ожидать от запуска системы на федеральном уровне?

Олег Исайкин: В конце мая на сайте Минкомсвязи РФ был опубликован пресс-релиз о подведении итогов реализации проектов по развитию информационного общества в регионах в 2015 году. В нем сказано, что реализация АИС «Контингент» позволила спрогнозировать потребности населения в открытии детских садов и школ, а также объединить и систематизировать информацию из уже существующих информационных систем. В систему внесены данные 81,6% обучающихся и 92% организаций.

На наш взгляд, один из самых ожидаемых эффектов от запуска федеральной системы – это возможность прозрачного управления контингентом учащихся в регионах. Именно в регионах, а не в одном регионе. Согласитесь, что на фоне повышения трудовой мобильности населения вопрос о переводе ребенка на обучение в школу другого муниципалитета в области или даже в другой регион перестает быть редкостью. И будет очень удобно, если этот процесс станет абсолютно прозрачным и простым как для самого ребенка, так и для его нового образовательного учреждения и новых педагогов.

Прозрачность, с одной стороны, позволяет акцентировать внимание на проблемных зонах в образовании конкретного региона, а с другой, выявлять одаренных детей, талантливых педагогов, эффективные образовательные организации и грамотных управленцев. Все необходимые данные для подобной аналитики в системе есть. Мы абсолютно уверены, что в ближайшем будущем, после решения базовых вопросов с учетом и прогнозом, наступит время и для такой аналитики. Система образования генерирует по-настоящему большие данные, и их обработка и анализ – дело первостепенной важности.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, перспективы внедрения таких решений по модели государственно-частного партнерства?

Олег Исайкин: ГЧП – это очень интересное направление взаимодействия бизнеса и государства, однако именно в случае с АИС «Контингент» говорить о таком сотрудничестве сложно. ГЧП больше подходит для работы на уровне систем образовательных организаций, где есть возможность прямого контакта с родителями и обучающимися.