Андрей Черненко

Андрей Черненко:
Внедрение АИС «Контингент» происходит точно в сроки, определенные дорожной картой

В декабре 2016 года в России должна в полную силу заработать одна из крупнейших межведомственных систем «Контингент». О том, как развивается проект, будет ли он реализован в срок и какие возможности получат родители, педагоги и сами дети после запуска системы, в интервью CNews рассказал Андрей Черненко, директор департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ.

CNews: В феврале 2015 года была утверждена дорожная карта создания АИС «Контингент». Как министерство контролирует соблюдение обозначенных в ней показателей? Удается ли уложиться в поставленные сроки? Планируется ли внесение изменений в дорожную карту?

Андрей Черненко: С целью обеспечения соблюдения установленных сроков Минкомсвязь и Минобрнауки проводят консультационно-методическую работу с субъектами Российской Федерации. Организованы совместный проектный офис, горячая линия поддержки по вопросам создания региональных сегментов, их интеграции с федеральным сегментом и решения методологических вопросов, работающая 5 дней в неделю с 8:00 до 20:00.

Минкомсвязью России совместно с Минобрнауки разработан и направлен в субъекты РФ типовой план мероприятий (дорожная карта) по созданию регионального сегмента, реализована система мониторинга исполнения региональных дорожных карт, которая позволяет оперативно получать информацию о результатах проводимых мероприятий. Проводятся регулярные совещания при помощи видеоконференцсвязи, а также выезды в регионы для контроля хода реализации проекта и оказания методической помощи. На текущий момент все участники процесса соблюдают установленные сроки, и внесение изменений в дорожную карту не планируется.

CNews: В июне 2016 г. должен завершиться 1 этап создания ГИС «Контингент» – разработка федерального и региональных сегментов системы. Готов ли к началу опытной эксплуатации федеральный сегмент? Как вы оцениваете степень готовности региональных сегментов?

Андрей Черненко: На текущий момент опытная эксплуатация федерального сегмента уже проводится. В большинстве субъектов региональные сегменты разработаны, а в 25 регионах уже интенсивно тестируется интеграция региональных сегментов с федеральным сегментом.

CNews: Как осуществляется финансирование создания региональных сегментов?

Андрей Черненко: Финансирование создания региональных сегментов осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом Минкомсвязь ежегодно проводит конкурсный отбор на право получения субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах РФ.

В 2015 году 29 субъектов получили субсидии на создание региональных сегментов межведомственной системы. Это позволило 40 регионам к концу 2015 года создать свои сегменты АИС «Контингент»: 29 из них использовали субсидии, еще 11 – собственные средства.

В 2016 году из общего числа субъектов, допущенных к конкурсному отбору, 39 подавали заявки на проект «Создание АИС «Контингент». 20 из них, которые стали победителями, в установленном порядке будут предоставлены субсидии на реализацию проекта.

CNews: Какие сервисы для пользователей предполагается реализовать на базе АИС «Контингент»?

Андрей Черненко: Создание АИС «Контингент» позволит объединить и систематизировать информацию из уже существующих в стране информационных систем как на региональном, так и на федеральном уровне. Межведомственная система становится важной частью образовательного процесса. Она позволит в дальнейшем использовать объективную информацию об обучении не только органам управления образованием, школьным администрациям, учителям, но и прежде всего самим ученикам и их родителям.

В АИС «Контингент» совместно с учениками и их родителями формируется портфолио обучающегося, которое может служить основанием для получения новых возможностей в будущем. Это и поступление в ВУЗы, и более выгодные предложения от работодателей, которые смогут принимать решение, изучая достижения, навыки, компетенции и другие зафиксированные в портфолио факты с согласия их владельца. При этом государство гарантирует сохранность и защиту портфолио, в том числе и при переходе из школы в школу, на всей территории России.

Родители смогут получать больше информации о новых возможностях, рекомендации по развитию и образованию ребенка на основе анализа его предрасположенностей. Появится возможность для ускорения и упрощения получения таких государственных услуг, как запись ребенка в детский сад, школу и разнообразные секции.

Учителям не придется существенную часть своего времени тратить на формирование отчетности, и они смогут уделять больше внимания учебному процессу. Также у них появится новый эффективный инструмент анализа усвоения образовательных материалов и других факторов, влияющих на успеваемость.

Повысится качество управления образовательной организацией за счет использования актуальных данных и необходимых для их анализа инструментов. Органы управления образованием смогут точнее прогнозировать потребность населения в детских садах и школах именно там, где это необходимо, а также развивать направления дополнительного образования детей в соответствии с текущими потребностями жителей.

CNews: Разрабатывается ли закон о ГИС «Контингент»? Когда, по вашим оценкам, он будет принят? Как это скажется на развитии системы образования в целом?

Андрей Черненко: Минобрнауки подготовлен, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в правительство проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На рассмотрении комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Внесение изменений в федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принято Государственной Думой в первом чтении. При этом следует отметить, что получение, использование и хранение в межведомственной системе информации об обучающихся осуществляется строго в соответствии с 152-ФЗ «О персональных данных».

В целом внесение изменений в данные нормативно-правовые акты является фундаментальной основой для развития образовательных сервисов и процессов.

Вернуться на главную страницу обзора