oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2014

Спрос на услуги коммерческих ЦОД сосредоточен в Москве

Спрос на услуги коммерческих ЦОД сосредоточен в Москве

Подавляющее большинство новых коммерческих центров обработки данных располагаются в Москве и ближайшем Подмосковье, свидетельствуют данные рейтинга CNews Analytics. Кто именно открывает новые ЦОД и почему операторы не торопятся идти в регионы?

Согласно исследованию CNews Analytics, общая емкость новых дата-центров, запущенных в 2013–2014 гг., составила 6 тыс. стоек, которые расположились в машинных залах, покрывающих площадь более чем 13 тыс. кв. м. Совокупная мощность, подведенная к этим площадкам, составляет 94 МВт. В количественном измерении новых ЦОД не так много, так как строительство такого объекта – дорогостоящий проект, на реализацию которого, как правило, уходит не один год. Если брать только крупные и средние дата-центры с количеством стойко-мест более 100, то за 2013–2014 гг. было запущено в эксплуатацию 11 площадок.

Самый крупный объект запустила компания SDN в январе 2014 г. Одноименный дата-центр в Санкт-Петербурге рассчитан на 1476 стоек. При строительстве объекта была использована модульная технология Stack.КУБ, которая позволяет собирать ЦОД из типовых модулей с заданной конфигурацией оборудования, что облегчает проектирование и сокращает сроки строительства. Загруженность дата-центра клиентскими заказами на данный момент неизвестна.

Следующий по величине ЦОД SafeData Москва II на 900 стоек был запущен в январе 2014 г. Это второй объект компании SafeData в столице. Загрузка мощностей на осень 2014 г. составила 70%. Третья по величине площадка принадлежит новичку рынка компании DataPro, которая в августе запустила в эксплуатацию дата-центр на Авиамоторной улице в Москве. Емкость площадки составляет 3 тыс. стоек, однако на ноябрь было запущено только две очереди по 400 стоек каждая. В 2015 г. ожидается расширение площадки.

Самым агрессивным игроком на рынке новых ЦОД оказалась компания DataLine, которая в 2013–2014 гг. открыла сразу четыре новых площадки. Дата-центры компании сформированы в два кластера – Nord (на севере Москвы) и OST (на востоке столицы), каждый из которых пополнился новыми объектами. Второй и третий дата-центры в комплексе OST рассчитаны на 335 и 554 стойко-мест. На севере Москвы были запущены ЦОД Nord 3 (450 стойко-мест) и Nord 4 (504 стойки, введенные в эксплуатацию на момент сдачи материала). Четвертый дата-центр Nord заработал не в полную силу, после запуска всех машинных залов в 2015–2016 гг. его емкость составит 2016 стойко-мест.

Еще две компании в 2013-2014 гг. запустили по две площадки. Во-первых, это компания DataPro, которая помимо московского ЦОДа открыла центр обработки данных в Твери на 400 стоек. Во-вторых, два новых дата-центра есть в активе компании «Комкор» (торговая марка «Акадо Телеком»), но размеры этих ЦОД не велики – 20 и 16 стоек. Также следует обратить внимание на то, что в таблице представлены два дата-центра, построенные по технологии Stack.КУБ. Данное решение было разработано компанией Stack Group, которая позднее была преобразована в три независимые компании. Таким образом, площадка SDN в Санкт-Петербурге юридически никак не связана с дата-центром Stack Kazan.

«Не резиновая»?

Бросается в глаза в цифровое неравенство между столицей и регионами. Из 16 дата-центров, рассматриваемых в рейтинге, 11 были запущены в Москве, еще 2 – в Санкт-Петербурге, остальные субъекты РФ представлены всего тремя ЦОД: DataPro в Твери, DataHarbour в Воронеже и Stack Kazan в Татарстане. По данным рейтинга CNews Analytics, емкость новых ЦОДов Москвы составила 3734 стойки, в Санкт-Петербурге введены в строй площади на 1506 стоек, для остальных регионов этот показатель составляет всего 750 стоек.

Соотношение запускаемых мощностей ЦОД по регионам

novyj_tsody_obzor.png

Источник: CNews Analytics, 2014

В существующей сегодня модели потребления услуг ЦОДов площадки должны располагаться рядом с бизнесом, а он сконцентрирован именно в столицах, объясняет руководитель сети дата-центров «Крок» Павел Колмычек: «В регионах ЦОды возникают в привязке к конкретным проектам. Примерами могут служить давно введенный в эксплуатацию дата-центр Мегафона в Самаре, вводимый в эксплуатацию ЦОД Вымпелкома в Ярославле или площадки при технопарках. Построенный в отрыве от конкретных заказчиков коммерческий дата-центр средних размеров будет 2–3 года простаивать даже в таких крупных городах, как Екатеринбург или Хабаровск».

В ближайшее время перекос в сторону столичного региона сохранится. По словам Павла Колымчека, в лучшем случае изменений следует ожидать через 3–5 лет. Похожего мнения придерживается Алексей Севастьянов, первый заместитель генерального директора DataLine: «Говорить о том, что спрос на услуги дата-центров в Москве/Санкт-Петербурге удовлетворен в полной мере, пока еще рано. Здесь еще есть, куда расти. Маловероятно, что в перспективе 2–3 лет нас ожидает какое-то бурное развитие в этой области в регионах. Львиная доля рынка будет по-прежнему сосредоточена в Москве». При этом у DataLine уже есть планы по развитию бизнеса в регионах, хотя детали компания пока не разглашает.

Клиент стал требовательнее

О неудовлетворенном спросе в Москве свидетельствует тот факт, что новые площадки быстро заполняются. Как правило, для загрузки на 70–80% нового дата-центра требуется всего несколько месяцев. Однако заказчики предъявляют высокие требования к провайдерам и не готовы мигрировать на ресурсы низкотехнологичной площадки. Перспективным направлением является строительство площадок с высоким уровнем отказоустойчивости. «С учетом сложности облачных проектов и высоких требований к безопасности и стабильности работы виртуальной ИТ-инфраструктуры, размещаемой в ЦОДе провайдера или в собственном дата-центре, компаниям невыгодно строить дата-центры уровня ниже Tier III», – считает Михаил Луковников, директор ЦОД «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко»).

Рынок дата-центров, «правильных» с точки зрения уровня сервиса, находится в зачаточном состоянии, полагает директор по развитию бизнеса DataPro Владимир Лобанов: «Существует достаточное количество площадок, но ощущается сильный дефицит дата-центров высокого качества. Многие объекты, которые были построены несколько лет назад, морально устарели: где-то оборудование износилось и необходима модернизация, где-то качество строительства было недостаточно хорошим. В то время требований к инженерной инфраструктуре никто не предъявлял. Поэтому сейчас самыми распространенными проблемами ЦОД являются неэффективная система охлаждения, отсутствие условий для обновления и наращивания мощностей, малая эффективность электропитания».

Новый ЦОД в новый год

Рост рынка ЦОД продолжится несмотря на кризис, хотя его темпы снижаются. Аналитики DCD Intelligence еще по результатам 2013 г. отмечали замедление рынка (с июня 2012 г. по июнь 2013 г. общий объем инвестиций вырос на 9%, в предшествующий аналогичный период – на 32%). Меньше было введено и машинных залов: общая площадь выросла на 8%, ранее – на 15%. Следует помнить, что строительство дата-центра – сложный и долгосрочный проект, жизненный цикл строительства составляет до 5 лет, еще около 3 лет требуется для выхода в прибыль. При этом необходимо построить дорогостоящую инфраструктуру, которая отвечает требования Tier III. «С учетом экономического кризиса, столь долгосрочные инвестиции могут себе позволить только крупные компании, для которых ЦОД является ключевым элементом в структуре сервисов либо активно используется для собственных нужд», – комментирует Михаил Луковников.

«Однако даже с условием этого замедления российский рынок ЦОД растет быстрее, чем ИТ-отрасль в целом, и заметно обгоняет аналогичный сегмент рынка в Западной Европе (там прирост по площадям составляет 1,5%, по инвестициям – 5%)», – обращает внимание Михаил Луковников.

«Темпы ввода новых мощностей могут сократиться относительно результатов предыдущих лет, – считает представитель компании «Селектел» Александр Вечерский. – Реализацию капитальных проектов будут тормозить рост стоимости заемных средств и снижение покупательной способности рубля. Ввод новых стойко-мест частично обеспечит экстенсивный рост машинных площадей за счет масштабируемости имеющихся».

Площадки, строительство которых началось в предыдущие годы, будут завершены. Кроме того, лидеры рынка по-прежнему активно инвестируют в строительство новых дата-центров. «Селектел» в 2015 г. завершит возведение новой площадки в Санкт-Петербурге площадью 10 тыс. кв. м. на 900 серверных стоек. Параллельно компания преступила к проектированию нового ЦОД в Москве. Начало работ по его строительству намечено на 2015 г. DataLine планирует расширять бизнес за счет запуска новых машинных залов в дата-центре Nord 4.

Среди других проектов следует отметить ЦОД «Авантаж» в подмосковном Лыткарино на 2200 стоек. К строительным работам приступили во второй половине 2014 г., а запуск дата-центра запланирован на ноябрь 2015 г. DataPro собирается запустить третью площадку, но детали компания пока не разглашает. Наконец, существует амбициозный проект «Сбербанка» по строительству крупной площадки в «Сколково». Запуск предварительно намечен на 2016 г.

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора