oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2014

СМБ приближается к «облакам»

СМБ приближается к «облакам»

Интерес к облачным технологиям со стороны предприятий малого и среднего бизнеса продолжает расти, несмотря на многочисленные сдерживающие факторы: проблемы с доступом к интернету в регионах, неразвитость бизнес-культуры, недоверие к информационной безопасности. Спросом пользуются решения, настройка которых не требует существенного времени и трудозатрат.

Согласно прогнозам, опубликованным SAP в декабре прошлого года, к 2016 г. более 75% всех затрат на ИТ будут связаны с облачными сервисами. Более того, переход в «облака» станет главным приоритетом для 70% директоров по информационным технологиям. По мнению участников рынка, тенденция распространится не только на крупные холдинги, но и на предприятия малого и среднего бизнеса (СМБ). Согласно данным Parallels, в развитых странах СМБ-компании в среднем используют по 5 облачных сервисов, а к 2016-ому их будет 9.

В России интерес к облачным технологиям также растет, но все еще остается невысоким. «По сравнению с западными рынками (особенно американским), интерес не настолько высок, как мог бы быть, – говорит Кирилл Кушнарев, начальник управления разработки и реализации проектов департамента прикладных решений системного интегратора «Техносерв». – Правда, подобное отставание на 2–3 года типично для всего российского ИТ. Плюс накладывается привычка и возможность использовать пиратское ПО, которое вырабатывалась очень долго».

Конкурентные преимущества

По оценкам J’son&Partners, российские СМБ-компании уже составляют более 50% потребителей облачных сервисов. Пожалуй, одно из основных преимуществ облаков заключается в том, что заказчик сразу получает готовую услугу, что особенно актуально для небольших компаний, у которых нет возможности привлекать под ИТ-проекты дополнительных специалистов. «Мы подсчитали, что для компании с числом сотрудников от 50 человек при традиционной модели физической ИТ-инфраструктуры необходимо только в ИТ инвестировать не менее i150 тыс., – говорит Ирина Гришанова, директор по массовым сервисам и продуктам компании «Сервионика». Они будут потрачены на закупку серверного оборудования, оснащение серверной, проектирование и создание сетей, аренду телекоммуникационных каналов, лицензии на ПО. Это значит, что еще не начав работать и не получая прибыль, бизнес уже должен идти на значительные затраты. Причем в случае ошибок затраты будут снова – на дополнительное оборудование, лицензии».

Доля российских компаний СМБ, внедривших корпоративные или внешние облачные сервисы

doli_vnedrili_oblaka.png

Источник: CNews Analytics, 2014

По оценкам участников рынка, наиболее востребованы облачные технологии небольшими туристическими компаниями, агентствами недвижимости, микрофинансовыми организациями. Из всего многообразия облачных решений их в первую очередь интересует аренда инфраструктуры, хостинговые решения, сервисы для коммуникации и совместной работы. «Востребованы аренда виртуальных машин (IaaS), электронная почта, интернет-сайты, онлайн-магазины, бухгалтерия (например, «1С»), – перечисляет Кирилл Кушнарев. – Все эти сервисы имеют хорошо проработанный, понятный функционал и не требуют существенного времени и трудозатрат по настройке».

Сложности восприятия

Несмотря на оптимистичные прогнозы и многочисленные преимущества, российские бизнесмены к использованию облачных сервисов подходят осторожно. «Многие собственники предприятий используют облачные технологии в личных целях, например DropBox, но большинство из них не уверено в необходимости и востребованности решений на базе облачных технологий для бизнеса, – рассказывает Владислав Миронов, ИТ-специалист компании «Энерджи Логистика». – Они настроены скептически, поскольку недостаточно осведомлены о сути таких сервисов».

В этих случаях Константин Кутуков, директор по маркетингу группы «Астерос» рекомендует провести параллель с аутсорсингом бухгалтерии. «По факту заказчик получает «облачного» бухгалтера – его ресурсы и знания используют несколько компаний, в результате чего стоимость сопровождения для отдельного клиента пропорционально уменьшается. С ИТ то же самое – заказчик получает нужные сервисы в том объеме, в котором они ему нужны сейчас», – говорит он.

Как правило, ИТ-инфраструктура, в которую компания вложила деньги, через 3–5 лет устаревает. Внедрение облачных технологий помогает снизить капитальные затраты, а высвободившиеся денежные средства направить на развитие бизнеса. Именно поэтому имеет смысл преподносить облако с точки зрения минимизации рисков и оптимизации затрат. «Речь идет о расчете стоимости компонентов: «железа», сопутствующего системного оборудования, требуемых мощностей и прочего. Далее вся стоимость делится на пять лет – сейчас такая формула считается общепринятой для расчета длительности эксплуатации оборудования, рекомендованной производителем. Также не стоит забывать о стоимости расширенной поддержки обслуживания, оказываемой вендором – не менее 20% общей стоимости сервера, – делится мнением Андрей Мелузов, руководитель направления ИТ-аутсорсинга «Корус Консалтинг». – Складываем стоимость оборудования, расширенной гарантии с затратами на техподдержку и делим ее на 60 месяцев. В итоге заказчик видит ежемесячную стоимость, которая почти всегда ощутимо меньше, чем стоимость установки локального сервиса».

Вопрос цены

Стоимость облачных сервисов для предприятий СМБ постепенно сокращается. «По сути, сейчас доступны любые облачные решения, кроме совсем специфичных или самописных приложений, о существовании которых провайдеры не знают. Однако уже сейчас такие решения можно хотя бы частично перенести в облако как услугу, – комментирует Андрей Мелузов. – Стоимость конечного облачного сервиса имеет тенденцию к снижению за счет того, что понижаются цены на отдельные компоненты – единицы вычислительных мощностей, процессоры, пространство оперативной памяти и т.д.». Опрос, проведенный CNews Analytics, показал, что компании СМБ стремятся сокращать ИТ-бюджеты. Поэтому дешевеющие облачные сервисы придутся как нельзя кстати.

Динамика ИТ-бюджета россйских компаний СМБ

byudzhet_oblaka.png

Источник: CNews Analytics, 2014

На российском рынке в основном представлены облачные решения, ориентированные на определенные бизнес-процессы. В основном это системы электронного документооборота и управления складским учетом, решения для совместной работы, внешние хранилища данных. «Любой уважающей себя компании необходимо иметь собственное доменное имя, а чтобы не разворачивать собственный почтовый сервер, всегда можно воспользоваться аналогичной облачной услугой, – приводит пример Илья Гончаров, директор по маркетингу компании LETA. – Цены сейчас очень демократичны. Например, в среднем почтовое «облако» стоит i10–15 тыс. в месяц за примерно 50 почтовых ящиков и полный функционал MS Exchange с обслуживанием». Участники рынка не сомневаются, дальнейшее снижение стоимости – вопрос времени. По мере роста спроса со стороны реального сектора, конкуренция за клиентов будет расти, а провайдеры будут вынуждены снижать цены.

Что касается доступных многофункциональных решений для малого и среднего бизнеса, то здесь ситуация далеко не так однозначна. «Такие платформы в каком-то виде появляются сейчас у крупных телеком-операторов и хостиноговых провайдеров, – рассказывает Константин Кутуков. – По отдельности все ИТ-процессы можно уже сейчас полностью получать из облака, но, полагаю, что о решениях «под ключ» пока говорить рано».

Национальные особенности

Распространению облачных технологий препятствует не только неосведомленность потенциальных заказчиков, но и проблемы с широкополосным интернет-доступом в регионах России. «В центральных, крупных городах барьеров в части интернет-каналов не наблюдается, популярность облаков стремительно растет. В регионах, где динамика снижения цен на каналы гораздо ниже, а сами каналы отличаются неудовлетворительным качеством, стремление в облака слабее», – комментирует Андрей Мерлузов.

Кроме того, сдерживающим фактором остаются вопросы информационной безопасности. «Миф, который пора развенчивать – это недостаточная безопасность облачных сервисов. Корни этого мифа – в первых шагах облачного рынка, когда провайдеров облачных сервисов было очень много, но далеко не все из них могли обеспечить тот уровень защиты данных и качества сервиса, которого ожидали клиенты, – говорит Ирина Гришанова. –Сегодня и технологии усовершенствовались, и бизнес провайдеров обрел более четкие очертания. Рынок консолидируется, и клиенты выбирают крупных провайдеров, у которых есть и компетенция, и гарантии качества, и возможность использовать передовые технологии в сфере информационной безопасности».

Нельзя не отметить и такую характерную для российского малого и среднего бизнеса проблему, как низкий уровень бизнес-культуры. «Большинство предприятий малого бизнеса выросли из ИП или сформировались стихийно, а потому долгое время остаются непрозрачными, основные бизнес-процессы не регламентируются, – говорит Мария Коновалова, финансовый директор компании LaStyle. – В большинстве таких компаний нет управленческого учета, бухгалтерию ведет «приходящий бухгалтер», все финансовые расчеты составляются в таблице в Excel. Соответственно, пока такой бизнес не пройдет определенную стадию развития, ни о каких облачных технология речи быть не может. Скорее, собственником такие инициативы будут рассматриваться как дань моде, а не бизнес-необходимость».

Доля российских компаний СМБ, планирующих обратиться к ИТ-аутсорсеру

doli_autsorsing.png

Источник: CNews Analytics, 2014

Несмотря на наметившийся спад в экономике, участники рынка уверены, что спрос на облачные технологии со стороны малого и среднего бизнеса продолжит расти. «Во-первых, передовые технологии – это важное конкурентное преимущество. Во-вторых, в условиях кризиса задача оптимизации затрат выходит на первый план, что подхлестнет интерес к облачным сервисам, – говорит Владислав Миронов. – В третьих, в бизнес приходят молодые люди, которые уже пользуются облачными технологиями и не понаслышке знают об их преимуществах». Однако опрос, проведенный CNews Analytics, отразил обратную тенденцию.

Вероника Холина

Вернуться на главную страницу обзора