oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2015

SaaS: кризис не достиг нужной глубины

SaaS: кризис не достиг нужной глубины

Рынок SaaS находится в стадии активного роста, несмотря на негативные тенденции в экономике. Совокупная выручка участников рейтинга CNews SaaS по итогам 2014 г. увеличилась на 29% по сравнению с 2013 г. В 2015–2018 гг. темпы роста рынка SaaS составят около 25%. Основная причина – миграция на SaaS позволяет оптимизировать расходы, что особенно актуально в условиях кризиса.

Приложения, поставляемые по модели «программное обеспечение-как-услуга» (Software-as-a-Service), являются неотъемлемой частью современной инфраструктуры предприятия, так как позволяют сэкономить на внедрении, настройке и поддержке информационных систем. Все эти заботы берет на себя сервис-провайдер, который развертывает приложение на удаленном сервере во внешнем дата-центре, предоставляя клиенту доступ к нему через браузер. В 2010 г. 10% выручки на глобальном рынке корпоративного ПО пришлись на продукты SaaS, в 2016 г. это направление получит уже 16% доходов отрасли, приводят данные аналитики компании Centaur Partners.

Крупнейшие сделки на рынке SaaS в 2014 – начале 2015 гг.

Покупатель Приобретенный актив Описание купленных решений Дата объявления сделки Стоимость сдлеки (в млрд $)
SAP Concur Technologies управление тратами сотрудников, деловые поездки 18.09.2014 7,56
Oracle Micros Systems решения для гостиничного бизнеса и розничной торговли 23.06.2014 4,5
Cognizant TriZetto ПО для медицины 15.09.2014 2,7
Priceline.com OpenTable сервис онлайн бронирования 13.06.2014 2,3
Vista Equity Partners Advanced Computer Systems ПО для медицины 25.11.2014 1,14
Lexmark Kofax системы взаимоотношений с клиентами 24.03.2015 1
Siris Digital River коммерция и платежи 23.10.2014 0,84
Oracle Toa Rachnologies управление мобильными сотрудниками 31.07.2014 0,55
j2 Global Carbonite онлайн-сервис резервного копирования 24.12.2014 0,415
Rakuten OverDrive распространение и защита цифрового контента DRM 19.03.2015 0,41

Источник: Centaur Partners, 2015

Рынок SaaS находится в начале своего развития, и в долгосрочной перспективе предприятия будут пользоваться корпоративными приложениями именно по такой модели. На данный момент происходит консолидация активов: крупные софтверные компании скупают перспективные разработки по этому направлению. Среди наиболее заметных событий следует отметить покупку корпорацией SAP компании Concur Technologies (разрабатывает системы деловых путешествий и управления тратами сотрудников). Эта сделка обошлась компании в $7,56 млрд и была закрыта в декабре 2014 г. Конкуренты SAP из Oracle объявили в июне 2014 г. о приобретении Micros Systems, поставщика интегрированных программных и аппаратных решений для гостиничного бизнеса и розничной торговли, за $4,5 млрд.

Кризис не дошел до SaaS

Отечественный рынок SaaS следует общемировым трендам. Выручка участников рейтинга CNews SaaS по итогам 2014 г. составила p12,3 млрд, что на 29% больше, чем годом ранее. По мнению аналитиков iKS-Consulting, в 2015–2018 гг. темпы роста этого рынка составят около 25%. Любопытно, что рынок SaaS растет несмотря на то, что российская ИТ-отрасль в целом стагнирует – совокупная выручка 100 крупнейших ИТ-компаний России, согласно данным рейтинга CNews100, в 2014 г. незначительно выросла (+1%) в рублях, но сократилась на 15% в долларовом эквиваленте.

Дело в том, что миграция на SaaS позволяет оптимизировать расходы, что особенно актуально в условиях кризиса. «Переход на облачные продукты помогает предприятиям преодолеть последствия кризиса, так как происходит снижение издержек, переход на более благоприятную в кризис и более гибкую финансовую модель. Кроме того, во время кризиса из-за слабости рубля, санкций и т.д. становятся менее доступны фирменные ИТ-решения и поддержка вендоров, что тоже стимулирует переход на облачные решения. Таким образом, кризис стимулирует предприятия переходить на SaaS-модель», – комментирует представитель компании «Манго Телеком» Алексей Бессарабский.

Объем и динамика российского рынка SaaS в сравнении с общей динамикой поставок ИТ (в рублях)

Источник: CNews Analytics, 2015

При этом важно помнить, что производители SaaS получают выгоду только при умеренном кризисе, а в случае резкого обвала пострадают все участники рынка, включая сегмент SaaS. «До некоторой глубины кризиса рынок SaaS получает дополнительный толчок вперед. Хотя, конечно, если кризис станет слишком глубоким, негативные последствия ослабления предприятий-клиентов перевесят. Но пока кризис до этого не дошел», – рассказывает Алексей Бессарабский.

В чем уникальность отечественного рынка?

В плане соотношения различных категорий SaaS-приложений особенностью российского рынка является высокий спрос на сервисы, связанные с предоставлением налоговой отчетности, что обусловлено особенностями российского законодательства. Именной на таких услугах специализируется компания «СКБ Контур», которая сохранила за собой первое место в рейтинге CNews SaaS по итогам 2014 г., показав выручку в p5,5 млрд (+23% по отношению к предыдущему году).

Генеральный директор «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов связывает рост выручки с ужесточением требований регуляторов: «С 2014 г. плательщики НДС обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде через операторов ЭДО. В 2015 г. требования ужесточились: если в 2014 г. отчет на бумаге можно было сдать, уплатив при этом штраф, то теперь декларация, переданная на бумаге, считается непредставленной. А последнее грозит не только серьезными штрафами, но и блокировкой счетов. Многие плательщики НДС, которые до сих пор сдавали отчетность на бумаге, не дожидаясь 2015 г., заключили договоры с операторами ЭДО».

Еще один класс продуктов, который является характерным для России, – это сервисы для электронных торгов. За границей нет полных аналогов отечественных электронных торговых площадок (ЭТП). «Феномен российских ЭТП уникален, – рассказывает Алексей Дегтярев, генеральный директор B2B-Center. – Когда в начале 2000-х зарождался этот рынок, компании начинали использовать ЭТП не только из соображений эффективности, но и для повышения прозрачности закупок. Особые цели, которые определялись спецификой отечественного бизнеса, предопределили и непохожесть российских ЭТП на все зарубежные решения. Законы, принятые позднее для регулирования госзакупок, просто закрепили сформировывавшиеся механизмы и придали рынку импульс для движения в выбранном направлении». Компания B2B-Сenter, которая занимается разработкой сервиса электронных торгов, заняла третье место в рейтинге CNews SaaS с выручкой p1,16 млрд.

CRM и коммуникации – флагманы SaaS

В остальном структура российского рынка SaaS повторяет тренды глобального рынка, где наибольшим спросом пользуются системы взаимоотношений с клиентами (CRM) и средства для коммуникации и совместной работы (Communication & Collaboration). По данным Centaur Partners, в 2014 г. на эти сегменты пришлось 31% и 26% мировой выручки SaaS соответственно. По мнению аналитиков Gartner, в 2015 г. уже половина всех сервисов CRM будет поставляться по модели SaaS.

Среди продуктов CRM в России представлены как системы ведущих западных брендов (Oracle, SAP, Microsoft), так и отечественные разработки (1С, «МегаПлан», amoCRM). «CRM-решения заняли лидирующее положение среди продуктов, предоставляемых по принципу SaaS, благодаря оглушительному успеху SalesForce.com, которая стала абсолютным лидером на многих рынках (прежде всего в США), – комментирует Леонид Аникин, руководитель направления облачной инфраструктуры компании Softline. – Это был, наверное, один из первых коммерческих SaaS, который настолько потеснил конкурентов на традиционном ИТ-рынке. За Sales Force потянулись в SaaS и многие конкуренты: Microsoft Dynamics CRM, Siebel, SugarCRM и другие, сделав SaaS фактически стандартом на рынке CRM».

В сегменте коммуникаций и средств для совместной работы прежде всего стоит отметить компании, которые поставляют виртуальные АТС. В рейтинге CNews SaaS представлено два вендора, работающих в этой области: «Манго Телеком» с выручкой p1,35 млрд (2-ое место) и «Телфин» (p318 млн, 7-ое место). «Сейчас благодаря государственной политике в России, безусловно, значительную долю SaaS составляют решения для формирования и сдачи налоговой отчетности, – говорит генеральный директор «Телфин» Марина Тюрина. – При этом активное развитие эксперты рынка прогнозируют в сегменте облачных решений для удаленной совместной работы и дистанционного общения. Основными факторами, обуславливающими этот рост, являются динамичное внедрение мобильных устройств и новых форматов ведения бизнеса, все более частая работа с удаленными сотрудниками, необходимость принятия быстрых решений и, как следствие, оперативный доступ к информации из любой точки мира».

Вендоры по-разному переживают кризис

Состав крупнейших участников рейтинга CNews SaaS мало изменился по сравнению с предыдущим годом. Компании первой десятки сохранили свои места в рейтинге. Исключение составляет компания Softline, которая поднялась на четвертое место, оттеснив на пятую позицию «Барс Груп». Кроме того, компания «Ай-Теко» опустилась на десятое место, а облачный провайдер Cloud4y, наоборот, поднялся с 10-ой на 8-ую позицию.

Участники рейтинга продемонстрировали разную динамику выручки. Оборот сразу пяти участников увеличился более чем в два раза: amoCRM (+193%), Cloud4y (+124%), «ИТ-Град» (+114%), «Бизнес Проекты» (+109%), «ЦИТ Регион» (+105%). CNews узнал у представителей компаний, с чем связано столь бурное развитие бизнеса.

«Нам кажется, что рост связан с удачным позиционирование amoCRM в быстро растущей нише, – говорит руководитель проекта Qsoft (amoCRM) Михаил Токовкин. – Хотя о CRM говорят довольно давно, массовый бизнес осознал ценность работы с лидами и базой клиентов только сейчас. Отсюда растущий спрос по всему миру. amoCRM очень точно сфокусирована именно на этой потребности и предлагает простое и удобное решение».

Специалист компании Cloud4y Евгений Бессонов связывает успех своей компании как с кризисом, так и с умением вовремя подстроиться под требования рынка: «Причинами проявления интереса можно считать, во-первых, сокращение ИТ-бюджетов, в которые облачные сервисы способны укладываться, а во-вторых, желанием сократить риски “простоя” оборудования. Кроме того, расширение нашего портфеля до 20 облачных сервисов позволило привлечь новых клиентов и повысить средний чек у действующих».

Коммерческий директор «ИТ-град» Станислав Мриль указывает на то, что наиболее выгодной стратегией является продажа SaaS-продуктов от известных брендов, которые уже зарекомендовали себя в качестве оффлайн-систем: «По-настоящему взрывным рост продаж SaaS - решений в нашей компании делает то, что мы продаем как сервис проверенные временем и уже пользующиеся спросом в «коробочном» варианте продукты ведущих игроков рынка программного обеспечения для бизнеса (Microsoft, 1C, CommVault, ServiceNow и др.)»

«В нашем случае, рост SaaS-услуг на 109% вполне объясним множеством причин, – делится секретом руководитель компании «Бизнес Проекты» Андрей Мирон. – Это и общие тенденции на рынке, и успешная работа наших маркетологов, и ввод в эксплуатацию новых полезных и интересных для пользователя сервисов SaaS, и успешное привлечение нашей группой компаний инвестиций в конце 2014 г.».

На противоположном полюсе находятся компании, которые сократили или сохранили выручку на прежнем уровне. Близки к показателям 2013 г. оказались «Барс Груп» и «Ай-Теко» (по +3%), а два участника оказались в «минусе»: у компании «Офис24» продажи сократились на 24%, а «Крок» снизил финансовые показатели сразу на 72%. Столь значительное падение выручки крупного системного интегратора связано с экспериментами на рынке СМБ. Кроме того, в компании рассматривают SaaS как возможность привлечь клиентов к традиционным продуктам, рассказал руководитель направления SaaS компании «Крок» Роман Лимбергер. «В 2013 году мы активно развивали свою облачную платформу, наращивали число заказчиков. В частности, было много пилотных проектов с выручкой, в том числе и для заказчиков из неключевого для «Крок» СМБ-рынка, – говорит он. – В результате, как мы и предполагали, среди заказчиков этого сектора наша облачная модель предоставления программных решений оказалась не столь востребована. Однако с некоторыми из них сотрудничество переросло в традиционные проекты с физическим внедрением систем. Безусловно, это отразилось на совокупной SaaS-выручке. Но таков результат сознательной концентрации на услугах для крупных компаний. Их число среди SaaS-заказчиков увеличивается. Так, по результатам последнего полугодия очевидная положительная динамика».

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора