В период рецессии финансовый сектор остается основным потребителем BI/BPM (CPM) – решений. По результатам исследования Intersoft Lab., в 2015 г. банки инициировали две трети BI/BPM-проектов в России. Приоритетными направлениями автоматизации являлись аналитическая портфельная отчетность (36% проектов), управление прибыльностью (28%), финансовая и управленческая отчетность (20%).
Рейтинг приоритетов 2015 г. для западной финансовой индустрии выглядит несколько иначе. Его возглавляют решения для стратегического планирования и управления бизнесом на тактическом уровне: финансового планирования, бюджетирования и прогнозирования, управления прибыльностью и рисками. Эти тенденции наглядно отражают сложившуюся макроэкономическую ситуацию. В условиях высокой волатильности финансовых рынков российский банковский сектор сосредоточен на задачах управления текущей операционной эффективностью, поддержания ликвидности и финансовой устойчивости кредитных организаций.
На сегодняшний день на рынке BI/BPM (CPM) сформировался ряд тенденций, которые будут определять его развитие на ближайшие годы. Во-первых, это все более активное использование расширенной аналитики (Advanced Analytics), в том числе инструментов прогнозирования, оптимизации и моделирования для проактивного управления финансовой организацией.
Во-вторых, развитие средств самообслуживания конечных бизнес-пользователей, включая интерактивные информационные панели, инструменты визуализации, интерактивные инструменты анализа и доступа к данным. По прогнозам Gartner, к 2017 г. большинство бизнес-пользователей и аналитиков в организациях будут иметь доступ к инструментам самообслуживания для подготовки необходимых для анализа данных.
В-третьих, это оптимизация архитектуры аналитических приложений с целью сокращения эксплуатационных затрат и наиболее продуктивного использования информации. По прогнозам Gartner, к 2018 г. эволюция технологий анализа и управления данными приведет большинство организаций к построению централизованной аналитической архитектуры с децентрализованными доступом к данным.
Качество аналитики во многом зависит от того, какие данные были положены в основу составления тех или иных отчетов или прогнозов. Согласно оценкам ведущей международной компании в области управленческого консалтинга Oliver Wyman, сегодня ИТ-инфраструктура большинства финансовых организаций, включая западноевропейские институты, децентрализована и разрознена, что приводит к известным проблемам дублирования и рассинхронизации информации. Это способствует росту операционных затрат на разработку новых продуктов, препятствует принятию адекватных управленческих решений менеджерами всех уровней, не позволяет корректно оценить вклад отдельных клиентов, продуктов, направлений бизнеса в общий финансовый результат организации.
Фрагментация ИТ является наследием периода предкризисного взрывного роста финансовой отрасли, когда системы разрабатывались независимо в рамках отдельных бизнес-подразделений. Так, почти в каждом российском банке из топ-50 эксплуатируется от двух до пяти хранилищ данных, предназначенных для решения локальных задач финансового департамента, службы рисков, бухгалтерии.