Спецпроекты

Андрей Чуйко

Андрей Чуйко:
Мы повысили эффективность решений, снизив их стоимость

Андрей Чуйко, директор департамента развития программного обеспечения Банка Хоум Кредит, считает, что, невзирая на различное прочтение бизнесом термина «большие данные», неизменной остается задача технологий этого класса – оперативное извлечение практической выгоды из большого объема данных, работать с которыми классическими методами и подходами не представляется возможным.

CNews: В 2013 году вы отмечали, что аналитика стала для банка еще более важной, а расходы на это направление увеличились в 2 раза. Как изменился бюджет направления в 2014 году?

Андрей Чуйко: В связи с бурным ростом бизнеса потребность в оперативной и качественной аналитике также растет и ужесточаются требования к ней. Здесь важным моментом является поиск баланса между скоростью, своевременностью и стоимостью создаваемых аналитических решений. Можно сказать, что в 2014 году мы повысили эффективность разрабатываемых нами решений при одновременном снижении их стоимости. Этот результат удалось достичь различными способами: банк активно исследует и внедряет новые технологии и аналитические инструменты, оптимизирует внутренние процессы, ищет новых перспективных подрядчиков.

CNews: В ИТ-стратегии банка есть раздел, отведенный аналитике?

Андрей Чуйко: Решение почти каждой новой задачи в банке требует создания аналитических инструментов для управления, контроля, принятия решений и предсказания дальнейшего поведения того или иного бизнес-процесса. Поэтому развитию аналитики в банке уделяется особое внимание на самом высоком уровне.

CNews: В 2013 году банк планировал завершить создание хранилища данных с первичными и агрегированными показателями. В то время ваша команда BI только училась правильно задавать вопросы, чтобы получить эффективные агрегированные данные. Все ли планы реализованы?

Андрей Чуйко: К настоящему моменту аналитическое хранилище банка оптимально сконфигурировано с архитектурной точки зрения, а также полностью отвечает потребностям бизнес-подразделений банка. Нам удалось избавиться от избыточных компонент, свести к минимуму нагрузку на системы и источники данных, и при этом в хранилище накапливаются данные из всех основных систем банка.

Одновременно с развитием хранилища как системы мы сформировали, пожалуй, лучшую команду профессионалов, способных решать самые сложные бизнес-задачи. Также мы сделали упор на унификацию понимания пользователями разрезов и показателей, используемых для принятия решений и определения стратегии развития бизнеса банка. В свою очередь, работа над подготовкой унифицированных агрегатов дала существенный эффект по сокращению объемов «лишней» информации (нам удалось сократить физические объемы хранимой информации на 40% и при этом не потерять бизнес-полноту данных). Можно сказать, что мы довольны достигнутыми результатами, но при этом понимаем, что нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо всегда быть на шаг впереди потребностей заказчиков и на острие новых технологий.

CNews: Какие стратегические задачи в области бизнес-анализа стоят перед вашей командой BI?

Андрей Чуйко: Мы развиваем хранилище в трех стратегических направлениях. Первое направление – это предиктивная аналитика. Получение дополнительной информации о клиенте на всех этапах его обслуживания. Второе направление – это управленческая отчетность. Уточнение понимания банком потенциальной доходности каждого договора и клиента с использованием новых и существующих данных. Третье направление – это перспективные технологии. Большие данные и их эффективное использование, дистрибуция данных до потребителей.

CNews: Как, на ваш взгляд, за последние два-три года поменялся подход российских банков к работе с бизнес-аналитикой?

Андрей Чуйко: С учетом возросшей конкуренции за «хорошего» клиента и постоянной необходимостью снижать издержки на обслуживание договора, банки начинают искать новые подходы, источники и возможности анализа. Если раньше инструменты BI были востребованы в основном для управленческой отчетности и вспомогательных процессов (взыскание долгов, анализ рисков), то сейчас акцент смещается в сторону основных, ключевых процессов банка (прямые продажи и cross sell).

CNews: Какой смысл и какие технологии вы вкладываете в понятие «большие данные»?

Андрей Чуйко: Большие данные у каждого свои. Как показывают исследования Gartner, сейчас эта технология находится на пике завышенных ожиданий. Кто-то считает, что это разбор 10–15 файлов Excel общим количеством строк больше 1 млн, для кого-то это таблица в Oracle c 1 млрд строк. Для кого-то любая расчетная задача на Hadoop – это уже большие данные. В нашем понимании смысл технологии больших данных – это оперативное извлечение практической выгоды для банка из того огромного слоя быстроменяющихся данных (как внутренних, так и внешних), работать с которыми классическими методами и подходами не представляется возможным.

CNews: В каких сферах вы используете решения собственной разработки? При этом растет ли спрос на самописные решения в сфере бизнес-аналитики и анализа больших данных?

Андрей Чуйко: Для построения хранилища данных мы использовали промышленное решение от Oracle. Оно первоначально было адаптировано под наши потребности партнером Oracle и последние пять лет продолжает постоянно совершенствоваться под требования нашего бизнеса внутренней командой BI.

foto_chujko_telo.jpg

Андрей Чуйко: К настоящему моменту аналитическое хранилище банка оптимально сконфигурировано с архитектурной точки зрения, а также полностью отвечает потребностям бизнес-подразделений

Аналогичная ситуация и с другими инструментами аналитики и визуализации: мы приобретаем промышленную платформу (Oracle BI, SAS, LifeRay, Informatica ETL и т.д.) и кастомизируем собственными силами. В каждом конкретном случае выбор между разработкой самописного решения и приобретением «коробочного» решения необходимо делать индивидуально. При принятии решения мы всегда учитываем такие факторы как: TCO, возможность и оперативность адаптации, встраиваемость в существующий ИТ-ландшафт банка. В нашем случае (развитая инфраструктура, наличие большого штата компетентных специалистов) мы все чаще делаем выбор в пользу собственной разработки на базе существующих промышленных платформ передовых ИТ-вендоров.

CNews: Как вы считаете, какие инструменты анализа больших данных и бизнес-аналитики в банковской отрасли России используются чаще? Какие решения, на ваш взгляд, недооценены?

Андрей Чуйко: Большинство крупных банков используют традиционные инструменты бизнес-анализа, такие как Oracle BI, Microstrategy, SAP, SAS. Недооцененных решений скорее всего нет – есть плохо изученные или неэффективно используемые.

CNews: Одинаков ли набор инструментов бизнес-аналитики и больших данных в российском бизнесе Хоум Кредит и других странах присутствия?

Андрей Чуйко: В основном набор инструментов бизнес-аналитики одинаков. С группой Хоум Кредит мы находимся в тесном взаимодействии. Зачастую решения, которые пилотируются и внедряются в нашем банке, получают широкое распространение в странах присутствия группы Хоум Кредит. За счет использования единых технологий мы достаточно сильно оптимизируем стоимость владения ряда решений.

CNews: На ваш взгляд, какие слабые места есть у департаментов бизнес-аналитики в российской банковской системе? Какие – у подразделений, отвечающих за технологию «больших данных»?

Андрей Чуйко: В настоящее время по всему рынку наблюдается нехватка квалифицированных специалистов, потенциал которых отвечал бы предъявляемым высоким требованиям. И если заблаговременно не задумываться о системе подготовки специалистов, не вкладывать ресурсы и время в их обучение, не формировать кадровый резерв, то для некоторых компаний это действительно может стать проблемой.

CNews: Прогнозируете ли вы увеличение спроса российских банков на решения BI и технологии больших данных?

Андрей Чуйко: Несомненно, все идет к тому, что технологии «больших данных» получат свое развитие в ближайшее время. Те данные, что были до сих пор в распоряжении банков, становятся уже недостаточными для развития бизнеса. Нужны новые источники информации, позволяющие посмотреть на клиента шире, формировать новые уникальные предложения. Спрос подтверждают конференции, проводимые игроками рынка по технологии (HP, Oracle, SAS). На каждой из них обязательно присутствуют представители банков, зачастую выступая с докладами о применении технологий.

Вернуться на главную страницу обзора