Владимир Арлазаров

Владимир Арлазаров:

Технологии распознавания – ключ к самообслуживанию в финансовой сфере

Система распознавания документов с помощью мобильных устройств, разработанная стартовавшей в прошлом году компанией Smart Engines, становится все более популярной как в России, так и за ее пределами. В ближайших планах – создание решений, которые позволят получать банковские и страховые услуги без посещения офисов, рассказал CNews Владимир Арлазаров, генеральный директор Smart Engines.

CNews: В 2015 году вы позиционировали Smart Engines как стартап, предлагающий рынку инновационные решения. Каких результатов удалось добиться за год?

Владимир Арлазаров: За прошедший год у нас появились первые серьезные внедрения. Ключевым для нас клиентом стал банк «Тинькофф», который внедрил практически все наши технологии и помог наметить вектор дальнейшего развития. Наши продукты работают в Бинбанке, Совкомбанке и СКБ «Контур». В стадии обсуждения проекты еще с несколькими банками из Топ-30.

CNews: Какие продукты вы сейчас предлагаете?

Владимир Арлазаров: Мы предлагаем технологии распознавания персональных документов, требуемых при оформлении финансовых услуг. Это паспорта, водительские права, СТС, СНИЛС. В сентябре мы выпустили новый продукт под названием Smart IDReader, который позволяет распознавать эти документы, а также любые паспортно-визовые документы с машиночитаемой зоной. В него также интегрирован пакет по распознаванию реквизитов банковских карт Smart CardReader.

Распознавание документов на мобильных устройствах в режиме реального времени

Smart IDReader работает на большинстве распространенных операционных систем для мобильных устройств, десктопов и серверов. Кроме того, мы заключили партнерское соглашение с МЦСТ и смогли адаптировать все наши технологии распознавания для архитектуры «Эльбрус», добившись при этом при неизменном качестве требуемых показателей скорости обработки. Таким образом, сегодня мы можем распознавать документы с одинаково высоким качеством на любой архитектуре и операционной системе.

CNews: Каков процент ошибок при распознавании?

Владимир Арлазаров: Существует два типа ошибок. Первый – это когда система неправильно распознала или не распознала документ, но сообщила об этом пользователю или в службу контроля. В этом случае человеку нужно будет вручную скорректировать результаты распознавания. Если же система ошиблась, но не сумела диагностировать это, то в информационную систему уйдет «мусор», последствия чего предсказать уже сложно. В ходе испытаний нашей системы мы проверили результаты распознавания паспортов РФ на пяти тысячах изображений, которые были сделаны обычными пользователями. Ошибка второго типа при распознавании серии и номера возникла ровно один раз, то есть надежность системы составила 99,98%. При распознавании номера банковских карт надежность оказывается сопоставимой, а сам номер распознается правильно в 99,6% случаев.

CNews: Какие языки поддерживает система?

Владимир Арлазаров: Список языков определяется в нашем случае рынком. На данный момент наша система работает с документами Российской Федерации, стандартной машиночитаемой строкой с латинским алфавитом, а также ID-картами Казахстана, Индонезии, Малайзии, Кот-д’Ивуара. При этом созданная нами технологическая база позволяет быстро добавлять в нее как новые документы, так и новые языки.

CNews: Среди ваших клиентов много крупных банков. Как они используют технологию распознавания?

Владимир Арлазаров: Наше решение позволяет банкам существенно упростить процедуру взаимодействия с клиентом. Для пользователей мобильных телефонов это единственный на сегодняшний день способ не вводить вручную данные документов. При использовании мобильного приложения система попросит представиться и предъявить паспорт, затем распознает его данные и отправит их в банк для завершения идентификации. Важно и то, что в результате распознавания в банк уходит не фотография документа, которая может «весить» не один мегабайт, а текстовая строка, что ускоряет процесс и делает его приемлемым для случая роуминга.

Нужно отметить существующие проблемы кражи данных, хранящихся на мобильном телефоне. Число вирусных программ, в особенности для Android, растет не по дням, а по часам. И основная их цель – получить доступ к персональным данным и данным банковских карт пользователя, поскольку их легко превратить в деньги. Но если человек доверяет своему банку, у него в кармане лежат документы, а время ввода данных в систему составляет 1-2 секунды, то вместо того, чтобы хранить персональные данные на мобильном устройстве, их лучше безопасно передать в банк. Тем более, что полученные в результате распознавания сведения можно передавать в виде «отпечатка» – набора цифр, из которого исходные данные восстановить невозможно.

Ход распознавания паспорта в мобильном приложении Тинькофф Банка (слева) и распознанные данные (справа)


CNews: Как работает ваше решение во фронт-офисе?

Владимир Арлазаров: Первое, что просит сотрудник банка у клиента при любой операции - это паспорт. После чего он проверяет его подлинность и вводит паспортные данные в систему. Хорошо, если данные клиента уже есть в системе – тогда достаточно ввести номер паспорта. А вот если человек пришел в первый раз или сменил паспорт, то он будет ждать, пока его данные будут набиты. Раз за разом оператор тратит драгоценное время двух человек на механическую операцию.

Мы предлагаем технологии, которые как минимум сокращают эти потери за счет использования оптического распознавания. Оператор может показать паспорт вебкамере, и через секунду-две данные уже будут в системе. Для еще большего облегчения этой операции мы предлагаем специальные фотосканеры, которые распознают приложенный к ним паспорт. Такое движение проще и удобнее для человека, и скорость распознавания уменьшается до секунды. Банковский служащий может даже не прерывать разговора с клиентом. Наши технологии могут быть с успехом использованы и при оформлении кредитов непосредственно в торговых центрах. Они помогут сотрудникам банка быстро и безошибочно внести в систему данные документов гражданина, проверить его в Бюро кредитных историй и оперативно принять решение о выдаче.

CNews: А что вы предлагаете для интернет-банков?

Владимир Арлазаров: Практически все дистанционные услуги банка требуют предварительной идентификации пользователя. Распознавание данных на документах позволяет упросить и ускорить их ввод и, самое главное, избежать ошибок. Пользователь загружает сканы или фотографии документов в интернет-банк и через несколько секунд получает реакцию системы.

CNews: Среди заказчиков вашего решения также страховые компании.

Владимир Арлазаров: Аналогично банковскому сектору, в страховой сфере мы видим два сценария применения наших технологий: автоматизация работы страховых агентов и перевод части процессов на самообслуживание. Приоритетным направлением для нас является электронное ОСАГО – первый пример, когда мобильный телефон должен стать основным инструментом оказания услуги. При этом список документов, интересных страховым компаниям, шире, чем требующийся банкам. Мы уже реализовали распознавание свидетельства о регистрации транспортного средства, данные которого необходимы для КАСКО и ОСАГО, работаем над распознаванием выписки из ЕГРП.

Владимир Арлазаров: Мы предлагаем решения для обработки персональных и платежных данных

CNews: Значит ли это, что для получения банковских услуг или оформления страхового полиса личное посещение офиса не обязательно?

Владимир Арлазаров: К сожалению, сегодня полностью отказаться от визита в банк или страховую компанию не получится, поскольку нет возможности подписать документы на мобильном телефоне. Для этого можно было бы использовать дактилоскопические датчики, но пока ими оснащена лишь малая доля мобильных устройств. Но главная проблема лежит не в технической, а в юридической сфере. Если ее решение возьмет на себя портал госуслуг, это откроет новые возможности как перед банками, так и перед их клиентами.

Мы, в свою очередь, готовы обеспечить технологическую возможность перехода на дистанционное оказание услуг. Предлагаемые нами решения могут, например, проконтролировать наличие голографической защиты на документе. Если в телефонах появится ультрафиолетовая подсветка, можно будет проверять и другие средства защиты паспорта.

Остается решить вопрос биометрической идентификации получателя банковских сервисов как владельца соответствующей учетной записи на портале госуслуг. То есть система должна будет уметь сравнивать лицо на паспорте с лицом, чье селфи или видеоселфи было сделано камерой мобильного телефона. Сегодня мы активно работаем над созданием такой технологии.

CNews: Предлагаете ли вы ваши решения в других странах?

Владимир Арлазаров: Наше решение использует полиция одной из европейских стран для проверки документов. Полицейский сканирует удостоверение личности человека, данные распознаются и проверяются по всем базам данных. Крупная азиатская авиакомпания использует наше решение при продаже авиабилетов – ее клиенты могут не вносить вручную данные загранпаспорта, а просто поднести его к камере мобильного телефона. Также несколько тысяч отелей по всему миру начали использовать наше решение для регистрации гостей.

В прошлом году я уже рассказывал, что в Японии наше решение используется при оформлении возврата tax-free. Наш японский партнер сделал комплекс, который состоит из двух компонентов – телефона с нашей системой распознавания и принтера, подключаемого по wi-fi. После оплаты клиентом покупки на кассе, кассир распознает его документы с помощью нашего приложения, вводит сумму покупки и отправляет на принтер заполненную квитанцию. В следующем году в России будет введена система tax-free и, надеюсь, наши технологии также будут востребованы.

CNews: Над созданием каких технологий вы сейчас работаете?

Владимир Арлазаров: Сейчас в мобильных телефонах есть достаточно хорошая 12-мегапиксельная камера. Но даже с ее помощью трудно получить изображение документа формата А4 достаточного качества. Мы работаем над решением, которое позволит с помощью мобильного телефона получить фотографию такого качества, чтобы ее можно было отправить в банк, распознать, провести на основании полученных данных операцию, а затем отправить документ в архив. И здесь наша основная задача – добиться высокого качества изображения. Для этого мы работаем над технологией, аналогичной панорамированию. Документ надо будет не просто сфотографировать, а провести над ним телефоном, после чего изображение будет склеено из отдельных фрагментов. Это позволит сформировать качественное изображение с высоким разрешением.

Также мы работаем над решением для страховых агентов, занимающихся осмотром объектов страхования – машин, квартир или домов. Это будет технология, которая позволит автоматизировать не только заполнение данных клиента, но и собственно осмотр объекта страхования. При этом будет обеспечиваться контроль полноты и непрерывности процесса съемки, вплоть до учета ее ракурса.

Думаю, что такая технология – это будущее страхования. Сегодня она позволяет контролировать работу агента, а завтра сможет полностью заменить его. Клиенты будут производить осмотр автомобиля самостоятельно в удобное для них время, отправлять полученные данные в страховую компанию и уже на следующий день получать или уведомление «Вы застрахованы», или приглашение на дополнительный осмотр, если у компании возникли какие-то сомнения.

CNews: Вы разрабатываете многоплатформенные решения и заявляете о поддержке российской архитектуры «Эльбрус». Расскажите об этом.

Владимир Арлазаров: Мы предлагаем решения для обработки персональных и платежных данных, представляющих значительную ценность как для клиентов, так и для злоумышленников. И мы считаем, что наша обязанность – обеспечить клиентам достаточный уровень защиты данных.

Не всегда распознавание может проводиться на стороне клиента, и в таких случаях необходима серверная платформа, позволяющая сделать распознавание и хранение изображений безопасным. Компания МЦСТ предлагает серверные решения на базе своих разработок, использующихся в военной технике. Их платформа использует собственную архитектуру процессора и ОС, взлом которых очевидным образом затруднен ввиду уникальности архитектуры. Кроме того, использование тех же решений в военной сфере гарантирует дополнительные уровни проверок на наличие «закладок».

Поэтому мы обратились к этой компании с просьбой предоставить оборудование для тестирования. Так у нас появилась возможность оптимизировать наши продукты на архитектуре «Эльбрус». Совместно с МЦСТ мы выпустили версию Smart IDReader для этой платформы. Причем версия подходит не только для серверов, но и для персональных компьютеров «Эльбрус», что может быть востребовано в защищенных вариантах фронт-офиса. Для любой компьютерной архитектуры главное – иметь экосистему, в которой есть все необходимые компоненты – браузеры, компиляторы, редакторы. Мы добавили в экосистему «Эльбруса» средства распознавания документов.

Вернуться на главную страницу обзора