Станислав Шилов

Станислав Шилов:

ДБО превращается из инструмента совершения платежных операций в электронный офис клиента

Современный банк все больше становится похож на технологическую компанию. Системы ДБО, которые еще недавно использовали лишь крупные инновационные банки, сегодня становятся полноценным каналом продаж и средством сокращения издержек для всех участников финансового рынка. Фактически банк реализует в дистанционных каналах маркетплейс, открытый для сторонних решений, позволяющих создавать дополнительную ценность для клиентов банка и генерировать дополнительный доход, уверен Станислав Шилов, заместитель директора департамента продуктов и услуг компании BSS.

CNews: Как развивался рынок информатизации банковского сектора в 2015-2016 гг.?

Станислав Шилов: Рынок ИТ для банков развивался в последние годы под влиянием двух противоположных тенденций. С одной стороны, на него оказывала сильное давление общая экономическая ситуация, сокращение количества банков. С другой стороны, уровень ожиданий от технологических решений резко вырос – то, что несколько лет назад виделось как удел немногих банков-инноваторов, сегодня становится обязательным требованием для современного банка.

CNews: Каковы тенденции развития ДБО для физических и юридических лиц? Какие новые возможности они предоставляют клиентам?

Станислав Шилов: Системы ДБО превратились в полноценный канал продаж и генерации комиссионного дохода, а также инструмент сокращения операционных издержек банка, обогатились небанковскими сервисами и все больше движутся в сторону открытой платформы.

Под влиянием общих тенденций в экономике банки стремятся максимально перенести в электронные каналы процессы взаимодействия с клиентами и продаж им новых услуг и продуктов. В результате система ДБО превращается из инструмента совершения платежных операций в личный кабинет, электронный офис клиента. Электронный офис позволяет автоматизировать весь цикл взаимодействия – от подключения потенциального клиента банка (подача заявки, резервирование счета) до полноценного электронного документооборота с существующим клиентом.

При этом электронный офис выступает не только как средство снижения издержек, но и как полноценный канал продаж – как банковских услуг и пакетов, так и партнерских небанковских сервисов. В этой роли могут выступать онлайн-бухгалтерии, сервисы проверки контрагентов, сервисы аутсорсинга бухгалтерских и юридических услуг – перечень ограничивается только желаниями банка. Фактически банк реализует в дистанционных каналах маркетплейс, открытый для сторонних решений, позволяющих создавать дополнительную ценность для клиентов банка и генерировать дополнительный доход.

Тенденция к открытости проявляется не только в области предлагаемых услуг, но и в общем видении архитектуры ДБО. Системы ДБО перестают быть закрытыми решениями и начинают движение в сторону открытых платформ с предоставлением банкам API и SDK для самостоятельного развития.

Станислав Шилов: Компания BSS активно движется в сторону открытой платформы

Среди прочих тенденций хотелось бы упомянуть растущее проникновение мобильных каналов в обслуживание корпоративных клиентов, особенно сегмента малого бизнеса – для них в ближайшем будущем мобильные устройства будут восприниматься как основной и единственный канал взаимодействия с банком. В тоже время клиенты сегмента крупного бизнеса начинают переходить от классических решений ДБО к системам, интегрированным непосредственно с ERP-системами, поддерживающим мультибанковский режим работы и возможности по управлению финансами, необходимыми казначейству и финансовому департаменту.

CNews: Какие преимущества получают банки?

Станислав Шилов: Главные преимущества – это снижение операционных расходов, нахождение новых точек получения комиссионных доходов, ускорение вывода на рынок новых сервисов и решений.

Использование проверенных промышленных платформ, поддерживающих концепцию открытой платформы, создает для банков ситуацию win-win. Банк имеет возможность оперативно отвечать на вызовы рынка, создавать максимально индивидуальные решения – и при этом не несет нагрузки по развитию и поддержке технологического ядра платформы.

CNews: Какие риски возникают для банков и их клиентов?

Станислав Шилов: Несмотря на усилия регулятора, банков, технологических вендоров, угроза мошенничества в электронных каналах продолжает оставаться крайне актуальной. В 2015 году ландшафт угроз пополнился прямыми атаками злоумышленников на корреспондентские счета банков, потери составили сотни миллионов рублей. При этом традиционный вектор атаки, связанный с хищением средств клиентов с помощью специализированных вредоносных программ, не ослабевает.

Компания BSS традиционно уделяет повышенное внимание безопасности своих решений. Мы придерживаемся комплексного подхода и помогаем банку строить эшелонированную оборону от актуальных угроз. Для этого используются решения как собственной разработки (система «FRAUD-Анализ»), так и лучшие партнерские решения, поддержка которых встроена в решения нашей компании (Bot-Trek Secure Bank компании Group-IB, SafeTouch компании SafeTech). В настоящий момент мы продолжаем расширять линейку поддерживаемых технологий защиты – в частности, идет встраивание поддержки решения PayControl компании SafeTech, которое станет безопасной и экономичной альтернативой использованию SMS-подтверждения в ДБО.

CNews: Какие решения еще не нашли своего пользователя в России?

Станислав Шилов: На наш взгляд, мнение об отставании российского рынка ДБО является ошибочным. Решения, используемые передовыми российскими банками, во многих аспектах даже опережают европейские и американские аналоги.

Единственное, о чем можно говорить – это о степени проникновения новых технологий в российские банки, находящиеся за пределами списка передовых и инновационных. Здесь, действительно, есть куда развиваться – считаем, что рынок будет двигаться именно в этом направлении.

CNews: Какие интересные проекты были реализованы вашей компанией в 2015-2016 годах?

Станислав Шилов: В 2015-2016 годах компания BSS существенно расширила возможности ДБО для корпоративных клиентов CORREQTS Corporate путем его интеграции с ведущими российскими небанковскими сервисами. Была обеспечена возможность прямой работы в ДБО из решений компании «1С» путем поддержки технологии DirectBank. В ДБО встроен сервис проверки контрагентов «Светофор» компании СКБ «Контур». Реализована промышленная интеграция с онлайн-бухгалтерией «Контур.Бухгалтерия», ведутся проекты по расширению списка поддерживаемых онлайн-бухгалтерий.

Одним из наиболее интересных проектов стало создание решения «Электронный офис». Решение позволяет банкам полностью перевести документооборот с клиентом в электронную форму, а также реализовать маркетплейс банковских продуктов и партнерских сервисов. Мы уделили большое внимание гибкости решения для самостоятельной адаптации под бизнес-процессы банка, а также для обеспечения максимально быстрого вывода на рынок новых продуктов и услуг без доработки решения.

Мы активно развиваем мобильные решения как для частных, так и для корпоративных клиентов. В отличие от большинства решений на рынке, ориентированных исключительно на клиентов сегмента малого и микробизнеса, мы сделали наше мобильное решение пригодным и для клиентов среднего и крупного бизнеса. В этом сценарии использования оно обеспечивает возможность работы с несколькими компаниями, мониторинг их финансового состояния, поддерживает возможности визирования документов.

Компания BSS активно движется в сторону открытой платформы. В 2015-2016 годах решение для частных клиентов CORREQTSRetail было полностью переведено на новые технологии с поддержкой Rest API. Это вместе с большой проделанной работой по повышению usability привело к закономерному результату – по итогам оценки агентства Markswebb решение вошло в ТОП-5 интернет-банков для частных клиентов. Сейчас мы активно работаем над переводом решения CORREQTS Corporate на открытую платформу.

Наиболее интересным инновационным проектом стало создание и развитие решения по поддержке голосовых технологий. Возможность распознавания речи и голосовой верификации создают для банка широкое поле возможностей по повышению эффективности одного из ключевых каналов взаимодействия. Использование современных технологий (нейронные сети, DML) позволяет обеспечить высокую точность и скорость распознавания речи и успешно встраивать новые сервисы в самые различные бизнес-процессы банка.

CNews: Как вы видите перспективы развития рынка ДБО?

Станислав Шилов: Мы считаем, что основные тренды развития рынка видны уже сейчас. В дальнейшем новые решения и подходы будут тиражироваться во все большее число банков. Скорость этого процесса будет сильно зависеть от конкретной организации, от ее масштабов и готовности к изменениям.

CNews: Как вы представляете место вашей компании на этом рынке в ближайшие годы?

Станислав Шилов: Компания BSS всегда была на первом месте среди российских разработчиков ДБО. Мы продолжаем уверенно удерживать лидирующие позиции – 9 из 10 системно значимых банков РФ и 55% банков ТОП-100 используют решения компании. Уверены, что использование современных подходов и технологий, готовность встречать вызовы будущего дня позволит нам эти позиции не только сохранить, но и упрочить.

Вернуться на главную страницу обзора