Екатерина Постоюк

Екатерина Постоюк:

Чтобы успевать за ЦБ, приходится дробить ИТ-проекты

О том, как инициативы ЦБ стимулируют развитие рынка ИТ в банковском секторе, в чем особенности построения системы сдачи обязательной отчетности и как сделать так, чтобы внедренное решение не потеряло своей актуальности сразу после завершения проекта, в интервью CNews рассказала Екатерина Постоюк, директор по проектной деятельности Департамента аналитических систем R-Style Softlab.

CNews: Как развивался рынок информатизации банковского сектора в 2015-2016 гг.?

Екатерина Постоюк: В 2015 году более 90 финансовых организаций потеряли лицензии. Какие-то были санированы или проданы другим банкам, часть просто закрылась. То есть рынок, с одной стороны, сократился. Но с другой стороны, некоторые кредитные учреждения укрупнились за счет объединения или покупки, и освободившееся место заняли другие, более крупные банки. Естественно, ряд кредитных организаций при таких изменениях расширили сферу своего присутствия, как следствие, у них появились новые задачи.

Рынок ИТ для банков можно разделить, как минимум, на две составляющие – это прикладные и системные решения. К последним я бы отнесла сервера, сеть, операционные системы, СУБД – на этом банки пытаются экономить. Что касается первых, то спрос на ИТ для небольших кредитных учреждений постепенно снижается, а для крупных – растет вместе с изменением их доли на рынке. Кроме того, крупным финансовым организациям приходится решать все новые и новые задачи. Например, они переходят на централизованные АБС, позволяющие в единой системе вести информацию обо всех своих подразделениях и филиалах, создают единые хранилища данных, активно развивают системы дистанционного банковского обслуживания, чтобы повысить свою оперативность и быть как можно ближе к клиентам.

Сегодня многие надеются, что в 2017 году экономическая ситуация в стране улучшится. В настоящее время банки уже приступили к планированию ИТ-бюджетов на следующий год, и есть некоторые основания предполагать, что они будут выглядеть более оптимистично.

CNews: Какие события оказывают наибольшее влияние на развитие рынка ИТ в финансовом секторе?

Екатерина Постоюк: Самые разнообразные, в том числе, связанные с действиями Центрального Банка России. Одно из важнейших событий на российском финансовом рынке – это внедрение национальной системы платежных карт (НСПК). На сегодняшний день более 140 российских банков выпускают национальную платежную карту «Мир». Этому предшествовала масштабная работа ИТ-компаний по интеграции НСПК с процессингом банков, подготовка регламентов. Началась и будет продолжена замена терминалов, благодаря которой в ближайшие один-два года карту «Мир» будут принимать во всех предприятиях страны наравне с Visa и MasterCard.

Уже сейчас на российский рынок выходят две новые современные и технологичные платежные системы – Apple Pay и Samsung Pay. Таким образом, у нас появится реальная возможность оплачивать товары и услуги с помощью мобильного телефона, что, естественно, не может не отразиться на финансовом рынке.

Активно развивается взаимодействие банков со СМЭВ. Начиная с прошлого года кредитные учреждения предоставляют в Федеральную налоговую службу информацию об открытии клиентом счета и его состоянии. В ближайшее время список таких сведений может быть расширен. Уже налажено электронное взаимодействие финансовых учреждений с ФНС, ПФР, ФССП и еще целым рядом ведомств. Благодаря этому кредитные организации получили возможность оказывать своим клиентам целый ряд дополнительных услуг. Например, уведомлять о каких-либо событиях, произошедших в СМЭВ, регистрировать в ФНС юридическое лицо и прочее.

В прошлом году многие банки завершили интеграцию с ГИС ГМП, благодаря чему у граждан появилась возможность электронной оплаты штрафов. С 1 января 2017 г. сведения о начислениях должны появиться в ГИС ЖКХ, а финансовые организации должны будут предоставить возможность оплатить их не только через личный кабинет, но и через систему ДБО. Таким образом, на рынке появился новый класс ИТ-решений – коннекторы, позволяющие подключить банк к любому государственному ведомству. В августе этого года с помощью еще одного коннектора началась интеграция кредитных учреждений с Центризбиркомом – они должны будут предоставлять ему сведения об имуществе депутатов и членов их семей.

Вся отчетность сдается в Центральный Банк в электронном виде, в связи с чем ЦБ ведет работы по совершенствованию форматов ее предоставления и механизмов обмена данными с подконтрольными учреждениями. Уже с 1 января 2017 года некредитные финансовые организации (НФО) начинают сдавать отчетные документы в формате XBRL. По результатам внедрения нового формата в НФО регулятор будет принимать решение о его распространении и на кредитные учреждения. Помимо грядущих изменений форматов и принципов формирования отчетности меняются и механизмы электронного взаимодействия финансовых организаций с ЦБ РФ. Например, сейчас решается задача организации электронного обмена через личный кабинет на внешнем портале Банка России portal.cbr.ru.

В 2015-2016 годах появился целый ряд изменений к требованиям регуляторной отчетности. В этих изменениях можно выделить несколько трендов. Во-первых, многие отчетные формы, которые раньше предоставлялись на годовой основе, теперь сдаются ежеквартально. Во-вторых, Центральный Банк теперь запрашивает не только агрегированные показатели, но и детальную информацию вплоть до каждой сделки. Например, форма 303 «Сведения о ссудах, предоставленных юридическим лицам». Если раньше ЦБ было достаточно только агрегированных показателей, то теперь он хочет иметь более подробные данные о сделках, которые банк проводит с юридическими лицами. В ближайшее время мы ожидаем появления аналогичных требований к детализации информации и о сделках с физическими лицами.

В-третьих, если раньше ЦБ требовал предоставления отчетности на определенную дату, то теперь он планирует ввести стресс-тестирование банков. Проекты соответствующих новых форм уже разработаны. Регулятор хочет знать, как поведет себя кредитная организация в той или иной ситуации.

В-четвертых, Центральный Банк все более пристальное внимание уделяет не просто кредитному учреждению, а банковской группе, и требует предоставлять отчетность по всем входящим в нее организациям.

CNews: Вы уделили немало внимания изменениям в формировании и предоставлении отчетности Центральному Банку. Какие требования к программному обеспечению появились в связи с этим?

Екатерина Постоюк: Применительно к программному обеспечению это означает, что оно должно позволять не только формировать отчеты и направлять их в ЦБ, но и оперативно вносить изменения в отчетные формы путем изменения настроек системы. Отчеты должны создаваться на базе информации, которая хранится и в самой кредитной организации, и в ее дочерних структурах. А технологии хранения данных должны содержать специализированные инструменты, которые позволяют преобразовывать информацию в форматы Центрального Банка.

CNews: Какова специфика проектов автоматизации регуляторной отчетности?

Екатерина Постоюк: Типовой проект построения обязательной отчетности в банке рассчитан примерно на два года. Но для его реализации недостаточно написать техническое задание, согласовать его с заказчиком и постепенно, в течение двух лет, внедрять систему. В течение этого срока появляются все новые и новые требования ЦБ, которые также должны быть учтены в проекте. К примеру, в 2015 году Центральный Банк выпустил 1 указание по подготовке отчетности, а за 9 месяцев этого года – уже 6. При этом если в 2015 году регулятор сделал 42 изменения в указаниях, то с начала 2016 года – уже 56. Поэтому мы создаем единое хранилище данных, а проект внедрения отчетных форм разбиваем на небольшие блоки длительностью 1-2 месяца. По мере завершения работ в том или ином блоке готовая отчетная форма сдается заказчику и одновременно передается на сопровождение, в ходе которого в нее будут вноситься все необходимые законодательные изменения.

Более того, мы используем методологию разделения отчетных форм на отдельные блоки. Например, самую сложную 135 форму мы внедряем по кодам расшифровок, добавляя каждый месяц блок новых кодов. Уже внедренные блоки передаются службе технической поддержки, в обязанности которой входит обновление программного обеспечения в случае появления каких-либо изменений. Таким образом, у бизнес-пользователей появляется возможность не ждать окончания всего проекта, а начинать постепенно использовать все больше и больше кодов.

CNews: Какие сложности возникают в процессе реализации таких проектов?

Екатерина Постоюк: Основная сложность связана с качеством данных, на основании которых происходит формирование регуляторной отчетности. Для того чтобы ее решить, вендору необходимо работать в тесном сотрудничестве с кредитной организацией, совершенствуя процесс мониторинга и повышения качества данных.

CNews: Какие проекты последних лет в банковской сфере были для вашей компании наиболее значимыми?

Екатерина Постоюк: В июле 2014 года наша компания начала реализацию проекта в Почта Банке, тогда он назывался Лето Банк. Одной из задач проекта было снижение регуляторных рисков, связанных с тем, что для формирования отчетности в кредитной организации использовалось устаревшее самописное решение. Кроме того, ЦБ требовал от Почта Банка ежедневной сдачи отчетности по 118 форме, и обеспечить это без соответствующей автоматизации было невозможно.

Вторая задача проекта – снижение нагрузки на АБС. Имеющееся на тот момент в банке самописное решение использовало для заполнения отчетных форм ежемесячные выгрузки из автоматизированной банковской системы.

Компания R-Style Softlab предложила банку два продукта – хранилище данных на платформе RS-DataHouse и бизнес-приложение по построению обязательной отчетности. Проект был разбит на 14 этапов. Поскольку бизнес-пользователи заняты своими текущими делами, необходимо было выстроить проект таким образом, чтобы в момент передачи им очередного результата они могли посвятить время его тестированию. В противном случае время реализации проекта могло затянуться.

В 2015 году Центральный Банк выпустил 1 указание по подготовке отчетности, а за 9 месяцев этого года – уже 6. При этом если в 2015 году регулятор сделал 42 изменения в указаниях, то с начала 2016 года – уже 56.

На первом этапе, который продолжался 5 месяцев, было внедрено хранилище данных. Ежедневная загрузка данных в хранилище в период, когда бизнес-пользователи не пользуются АБС, позволила снизить нагрузку на систему и формировать всю отчетность без ее участия. Одновременно было реализовано 8 самых простых отчетных форм, которые банк начал использовать.

Внедрение остальных форм и настройка контроля качества данных были разбиты на отдельные блоки. Например, в первый блок вошли формы, основанные на бухгалтерской информации. Во второй – формы, для заполнения которых необходимы сведения о депозитах и кредитах. Кроме того, этап по внедрению 135 формы, который длился полгода, состоял из шести блоков. Каждый месяц мы предоставляли бизнес-пользователям блок кодов, которые они могли использовать.

Таким образом, каждые 2 месяца мы создавали 2-3 отчетные формы, с которыми заказчик после тестирования начинал работать. Готовые решения передавались на сопровождение для оперативного внесения обновлений в рамках изменения законодательства.

В общей сложности в рамках проекта было внедрено 34 отчетные формы и 16 расшифровочных отчетов, которые позволяют мониторить качество данных в банке. Проект был успешно завершен в конце августа 2016 года. Хочу отметить, что мы начинали проект с Лето Банком, а заканчивали уже с Почта Банком. В ходе его реализации объем обрабатываемых данных увеличился почти на 70%. При этом у решения имеется возможность дальнейшего как вертикального, так и горизонтального масштабирования путем не только увеличения мощности самого сервера, но и выстраивания системы формирования отчетов по приоритетам.

В настоящее время наша компания реализует еще два подобных проекта в банках топ-50. Мы планируем также принять участие в шести официально объявленных тендерах по автоматизации регуляторной отчетности.

CNews: Как вы видите ключевые задачи вашей компании в среднесрочной перспективе?

Екатерина Постоюк: Несколько лет назад наша компания решила сосредоточиться на предоставлении услуг банкам топ-100. Сейчас, когда рынок небольших банков сокращается, выбранная нами стратегия дает свои плоды. Кроме того, мы правильно определили список наиболее актуальных задач, которые будут стоять перед банками сегодня и еще как минимум три года. Например, сегодня у нас есть все необходимое – методология, специалисты, продукт и опыт – для того, чтобы выстроить в компании конвейер по реализации проектов построения обязательной отчетности в крупных банках и других организациях.

Вернуться на главную страницу обзора