Спецпроекты

На страницу обзора
Информатизация финсектора продолжается во многом благодаря ЦБ РФ
О том, как развивается финансовый сектор в новых условиях, какие ИТ-проекты интересны банкам и страховым компаниям и какую роль в этом процессе играет Центральный банк, в интервью CNews рассказал Андрей Висящев, председатель правления группы компаний «Центр финансовых технологий» (ЦФТ).

Андрей Висящев

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка информатизации в финансовом секторе в 2014 году по сравнению с 2013 годом в рублях?

Андрей Висящев: Я думаю, что в целом объем рынка ИТ в финансовом секторе по итогам 2014 г. остался на прежнем уровне или совсем немного сократился. Однако если говорить о его отдельных направлениях, то сегмент аппаратно-программных комплексов «просел» наиболее ощутимо. Вместе с тем мы на собственном опыте ощутили рост спроса на различные ИТ-сервисы и стандартное ПО. Рынок созрел для того, чтобы потреблять стандартное ПО, отдавать на аутсорсинг свои внутренние бизнес-процессы. Я думаю, что эти направления будут активно развиваться и в 2015 году.

CNews: Какие события оказали максимальное влияние на ход информатизации российских банков в последнее время?

Андрей Висящев: Думаю, те же, что на каждого из нас. Например, я заметил, что в последние полгода начал читать газеты «Коммерсантъ», «Ведомости» по-другому. Раньше я читал их с конца – сначала спорт, потом карьера, потом различные технологические новости, потом успехи наших финансовых институтов, и на десерт – передовицы, статьи о том, что делают наши регуляторы и правительство, чтобы помочь нам активно развивать финансовую отрасль. Сегодня все наоборот – сначала передовицы РБК, «Банкир.ру»: у кого отозвана лицензия, кто санируется.

Думаю, требования, которые предъявляет регулятор к банкам, определяют развитие нашей компании как вендора – ведь им необходимо вовремя сдавать необходимую отчетность. И в этом смысле Центробанк сегодня играет ключевую роль на рынке ИТ в финансовом секторе.

CNews: Какие тенденции спроса, по вашему мнению, определяют ход информатизации финансовой отрасли в России?

Андрей Висящев: С одной стороны, можно сказать, что на рынке сегодня нет ярко выраженных тенденций, и он развивается разнонаправленно. Но с другой стороны, в текущей ситуации каждый банк ищет для себя направление, в котором он может предложить уникальную услугу для определенной целевой группы. И такой разнонаправленный поиск способствует появлению очень разных инфраструктурных и сервисных проектов.

Мне кажется, что проекты на стыке банков и ритейлеров, банков и страховых компаний будут определять успех каждого конкретного финансового института в среднесрочной перспективе.

CNews: Подобный проект был реализован «Связным» и не оправдал ожиданий.

Андрей Висящев: Успех либо неуспех конкретного проекта определяется целым рядом факторов. Существуют инструменты, позволяющие обеспечить синергию финансовых и торговых организаций, в ходе которой банки берут на себя управление рисками и клиентами, а торгово-сервисные предприятия занимаются обслуживанием покупателей. «Связной» решил объединить под одной крышей и банк, и торговую сеть. «Евросеть», например, не создает свой банк, она работает как кредитный брокер и, используя наши технологии, предоставляет клиентам комплекс сервисов, получает комиссионный доход. А правильное управление активами, пассивами, рисками клиента – это прерогатива банка.

CNews: Какие проекты в 2014–2015 годах в банковской сфере были для вас самыми трудными, интересными?

Андрей Висящев: В феврале 2015 года мы завершили стартовавший 2,5 года назад проект внедрения «ЦФТ-Банк» в «Русском стандарте». Система уже запущена в промышленную эксплуатацию и охватывает 1200 рабочих мест. Завершены важные этапы проекта в ОТП Банке, Нордеа Банке, МДМ Банке. На аутсорсинг ЦФТ переведены И.Д.Е.А. Банк и Адамон Банк. Кореа Эксчендж Банк Рус воспользовался услугами частичного аутсорсинга: ЦФТ взял на себя выполнение части функций ИТ-департамента финансовой организации. Специалисты компании будут осуществлять поддержку пользователей, эксплуатации системы ЦФТ-Банк.

CNews: Изменилась ли стоимость лицензий ЦФТ в 2015 году по сравнению с 2014 годом?

Андрей Висящев: Да, в конце 2014 года мы провели индексацию стоимости рабочих мест и приложений на 25%.

CNews: Какие изменения произошли в деятельности вашей компании в новых экономических условиях?

Андрей Висящев: В этом году мы достаточно активно пытаемся выйти на рынок страховых компаний, которым предстоит с 1 января 2016 года предоставлять отчетность мегарегулятору в рекомендательном порядке, а с 1 января 2017 года – в обязательном порядке. То, что Центральный банк начинает регулировать страховую отрасль, позволяет нам, имея соответствующую экспертизу, начинать экспансию наших решений на другие финансовые рынки. Думаю, что в ближайшее время в их число войдут микрокредитные и микрофинансовые организации.

Первых контрактов со страховыми компаниями мы ожидаем до конца года – ведь в сентябре они должны будут отчитаться перед мегарегулятором, какое ПО они выбрали в качестве базового для предоставления отчетности в ЦБ РФ.

CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации страховых компаний?

Андрей Висящев: Страховые компании автоматизированы существенно хуже банков. К сожалению, их неготовность и нежелание работать, долго, упорно, добиваться каких-то показателей, в том числе и путем автоматизации деятельности, пугает. Надеюсь, что контроль за их бизнесом со стороны Центробанка, который уже начал проводить проверки, замотивирует их выстраивать свою ИТ-стратегию хотя бы на несколько лет вперед. Я думаю, что в ближайшие год-два нас ждет радикальный отсев игроков этого рынка. Сегодня мы стараемся работать с теми страховыми компаниями, которые уже прошли проверку ЦБ.

CNews: Чувствуется ли влияние политики импортозамещения на ход информатизации банков?

Андрей Висящев: С моей точки зрения, не чувствуется. На первом этапе мы предполагали, что начнется какое-то движение в этом направлении и даже провели пару пилотных проектов по оценке возможности импортирования нашего ключевого продукта «ЦФТ-Банк» на свободное программное обеспечение. Но дальше пилотов дело так и не пошло, и я думаю, это хорошо.

Рынок и потребителей, и возможных поставщиков подобных решений еще не созрел. Экономическая эффективность импортозамещения никем не просчитана. Как только будет понятно, как на этом рынке зарабатываются деньги, какую экономию при сохранении качества получат заказчики, рынок самоорганизуется. Сейчас я не вижу драйвера, который бы формировал спрос на такие решения со стороны финансовых институтов. Понятно, что в первую очередь речь идет о системах управления базами данных, где доминирующую роль играет Oracle. Но мы еще не сталкивались с тем, чтобы в условиях тендера было заявлено о необходимости использования свободного ПО.

CNews: Какова роль автоматизации в создании систем риск-менеджмента в российских банках? Подстегнула ли текущая ситуация рост спроса на подобные решения?

Андрей Висящев: О системах риск-менеджмента говорят многие, но до практических имплементаций дело не доходит. Мы пытались предлагать заказчикам собственные готовые решения, но столкнулись с их несоответствием требованиям бизнеса. Мы пытались получить формализацию представлений о риск-менеджменте со стороны банков-заказчиков, чтобы затем пытаться их автоматизировать, и эта попытку тоже пока удачной не назову.

Хорошо уже то, что банки начали делать первые замеры себестоимости транзакции относительно доходности клиента. Есть стремление оценить ключевые показатели своей деятельности. И я думаю, это первый шаг на пути к появлению стандартных решений в сфере риск-менеджмента.

CNews: Какие клиентские сервисы являются определяющими для вашего бизнеса?

Андрей Висящев: Если говорить о бизнесе ЦФТ в части банковского софта, то, во-первых, это поддержка конечных пользователей, во-вторых – развитие системы, ее доработка под требования банка, в третьих – сопровождение аппаратного комплекса, установленного банке.

CNews: Каковы перспективы внешних облачных сервисов в банковском сегменте в России? Как развиваются такие ваши направления как аутсорсинг АБС, магазин сервисов?

Андрей Висящев: Текущая ситуация способствует развитию аутсорсинга в банковской сфере, наибольшую активность проявляют крупные клиенты. В основном банки готовы отдавать на аутсорсинг законченные процессы и вопросы сопровождения первой линии, например, сопровождение программно-аппаратного комплекса, установленного у нас в ЦОДе, разработку заказного программного обеспечения.

Небольшие банки проявляют не столь высокую активность в этом направлении. Думаю, стоимость владения АБС и инфраструктуры для них невысока, чтобы они были очень заинтересованы в ее 30% сокращении. Но по мере расширения инфраструктуры они также начнут задумываться об аутсорсинге, и этот тренд может стать определяющим в среднесрочной перспективе.

Также мне очень хочется верить в то, что в перспективе банки начнут передавать на аутсорсинг весь имеющийся у них аппаратный комплекс. Мы не ставим стратегической целью строить большие ЦОДы, поэтому этот тренд затронет не нас, а других вендоров.

Также я надеюсь, что получит развитие тенденция, связанная с аутсорсингом уже законченных бизнес-процессов, например, процесса по работе с юридическими лицами в рамках рассчетно-кассового обслуживания. Ведь банкам важна скорость обслуживания, время открытия депозита, и мы готовы в рамках соглашения о качестве сервисов контролировать эти ключевые показатели.

CNews: Меняется ли спрос на ваши услуги в связи с мобилизацией банков (как клиентской, так и корпоративной)?

Андрей Висящев: Сегодня банки рассматривают мобилизацию как возможность привязать к себе клиента. С их точки зрения, это должен быть удобный, простой и надежный канал предоставления услуг конечным пользователям, который делает переход клиента от одного банка к другому достаточно сложным или нежелательным. И они готовы в это инвестировать. Также банки продолжают создавать мобильные рабочие места для своих сотрудников – агентов, продающих финансовые услуги.

CNews: Как вы видите ключевые задачи вашей компании в среднесрочной перспективе?

Андрей Висящев: Мне кажется, что в среднесрочной перспективе ключевой задачей нашей компании станет сохранить лояльность и готовность продолжать с нами долгосрочные партнерские отношения со стороны наших клиентов. Закон рынка известен – на привлечение одного клиента тратится в шесть раз больше ресурсов, чем на поддержание существующего.

Если говорить о новых клиентах, то, безусловно, проекты будут, но несколько другие. Никто из наших новых клиентов не готов много инвестировать на начальной стадии, и нам необходимо сделать так, чтобы порог входа в ИТ-проекты ЦФТ был невысоким. А для этого возможно придется пересмотреть лицензионные соглашения, договорную базу. Очень важно предоставить клиенту комплексный подход к решению его задач, в рамках которого можно, например, поступиться тарифом на выполнение сервисных работ, но вместе с банком бороться за комиссионный доход с клиента.

Ключевым фактором успеха софтверного вендора будет также возможность обеспечить быструю реализацию нишевых проектов, благодаря которым банк может добиться конкурентных преимуществ на рынке. Это может быть и разработка уникального ПО, и процессинговый сервис, и биллинг.

CNews: Как изменились ИТ-бюджеты банков в 2015 году? Какие расходы на ИТ запланированы на будущее?

Андрей Висящев: Системных изменений не произошло. Просто сегодня ситуация стала похожа на ту, которая была на начальном этапе автоматизации, когда банковские системы продавались первым лицам банка. Они решали задачу централизации, унификации решений.

Сегодня банкам нужно решить вопросы управления своим бизнесом как хозяйством. И поэтому они много инвестируют в большие инфраструктурные проекты. Конечно, есть и те, кто вынужден затянуть пояса. Но одновременно существуют небольшие банки, которые после смены собственников-акционеров хотят стать вторыми в России после Сбербанка. И такой оптимизм очень радует.

CNews: Что ждет российский ИТ-рынок в финансовом секторе в 2015–2016 годах?

Андрей Висящев: Рынок меняется, и мы все свидетели этих перемен. Но изменяющийся рынок неизбежно приведет к новым инфраструктурным проектам

Финансовые институты уже накопили большой багаж решений, создали непростой, разноплановый ИТ-ландшафт, и сегодня пришло время его «причесать».

Если говорить конкретно о софверном бизнесе ЦФТ, то по результатам первого полугодия 2015 года по сравнению с первым полугодием прошлого года наша выручка увеличилась на 15–20% в рублях. Думаю, что по итогам года будет рост 17% в рублевом эквиваленте.

30.09.2015

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2015
Город Выручка от проектов в финансовом секторе, 2013, iтыс. (с НДС)
1 Москва 12 757 957
2 Москва 10 005 930
3 Москва 7 002 296
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на услуги связи и информационные технологии (iмлн), РСБУ, 2014 г. Динамика расходов 2014/2013, %
1 18 584,8 11%
2 3 296,8 45%
3 1 600,5 17%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2015 - м
Город Выручка от проектов в финансовом секторе, 2013, iтыс. (с НДС)
1 Москва 12 757 957
2 Москва 10 005 930
3 Москва 7 002 296
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - м
Расходы на услуги связи и информационные технологии (Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)iмлн), РСБУ, 2014 г. Динамика расходов 2014/2013, %
1 18 584.8 11%
2 3 296.8 45%
3 1 600.5 17%
Подробнее