Спецпроекты

На страницу обзора
Путь к Basel III: банки готовятся совершенствовать риск-менеджмент
Повышение качества управления банковскими рисками необходимо для финансовой устойчивости. Ключевая процедура при переходе к требованиям документа Basel III – совершенствование систем риск-менеджмента. По мнению участников рынка, российские банки готовы к выполнению новых требований, но требуются солидные затраты и реализация целого комплекса мер.

Кризис 2008 г. вызвал потребность в пересмотре управления рисками и регулирования финансового сектора. В результате Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) принял решение о проведении реформ для «усиления глобальных правил по капиталу и ликвидности, с целью обеспечения большей устойчивости банковского сектора». Новый свод правил, получивший название Basel III, был одобрен в ноябре 2010 г. на саммите Большой двадцатки (G20) в Сеуле.

Жить по Базелю

Стандарты Basel III, в частности, вводят повышенные требования к качеству и достаточности капитала финансовых организаций. Так, более жестко регламентируется величина базового капитала. Положения Basel III также вводят новые минимальные требования к ликвидности, что направлено на повышение финансовой устойчивости банков в условиях нехватки ликвидности.

Переход на новый стандарт будет достаточно долгим, до 2019 г. Предусмотрено несколько этапов изменений. Тем не менее, финансовым институтам не рекомендуется затягивать. Они должны быть заранее готовы продемонстрировать высокий уровень устойчивости капитала и ликвидности.

Стандарты Basel III в российское правовое поле пришли с принятием в конце мая 2014 г. проекта «Положения Банка России о порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности (Базель III)» и указания № 3268-У «О внесении изменений в инструкцию Банка России № 139-И "Об обязательных нормативах банков"». Российские финансово-кредитные учреждения будут рассчитывать новые коэффициенты достаточности базового и основного капитала (Н1.1, Н1.2) и показатель краткосрочной ликвидности (LCR).

«Отечественные банки даже в большей степени, чем европейские, оказались готовы к переходу на Basel III, поскольку новые требования во многом соответствуют действовавшим в РФ нормативам ликвидности (Н3, Н4), а действующие нормативы достаточности капитала примерно на 25% выше предусмотренных Базелем», – отмечает Сергей Ивлиев, заместитель генерального директора по научным исследованиям компании «Прогноз».

Переход без риска

Важнейший компонент политики обеспечения устойчивого развития банка – риск-менеджмент. Согласно Basel III, применение базового и продвинутого подходов, основанных на внутренних рейтингах (ПВР), требует от банков значительного совершенствования методов и систем управления рисками. С точки зрения ИТ, для реализации ПВР необходимо создать особую инфраструктуру для обеспечения требуемого риск-менеджментом потока данных. Также требуется построение продвинутой системы управления качеством данных, обеспечение регламентированного процесса внесения изменений в системы и др. «Все эти элементы стандартов Basel III требуют от банков существенных затрат на доработку ИТ-систем. В настоящее время к этому готов лишь ряд крупнейших российских банков», – считает Сергей Гриб, начальник управления интегрированного риск-менеджмента «Райффайзенбанка».

Что касается совершенствования систем риск-менеджмента, то в основном стандарты по отношению к ним задаются Basel II – в первую очередь это так называемые продвинутые подходы, которые подразумевают внедрение автоматизированных систем оценки рисков. К 2015 г. ряд российских банков планирует начать применение собственных внутренних моделей оценки кредитных рисков для соответствия требованиям регуляторного капитала. «При грамотном подходе это даст банкам, работающим с высоконадежными клиентами, возможность снизить объем требуемого капитала, а, следовательно, увеличить рентабельность, – комментирует Сергей Ивлиев. – В то время как менее крупные банки предпочтут использовать стандартизированные подходы, заданные регулятором». Если рассматривать внедрение Basel III с точки зрения процессов управления, то здесь нет разделения интересов: понимание объективного уровня риска поможет любому банку принять взвешенное решение при заключении сделок, уверен специалист. При этом следует сказать, что соответствие банка требованиям Basel III может не подразумевать полноценное внедрение Basel II.

Для управления кредитными рисками существует ряд программных продуктов. Среди известных решений: разработки компаний SAS, EGAR, «Прогноз» и некоторых других. Так, по словам Сергея Ивлиева, в обновленной версии продукта «Прогноз. Кредитный риск» поддерживается расчет ключевых компонентов оценки риска: PD, LGD, EL/ UL, CCF, RAROC, RWA для соответствия подходам базовому и продвинутому IRB, а также есть расширенные возможности для проведения стресс-тестирования на основе исторических данных.

Меняя мышление

Успешное развитие риск-менеджмента в целом зависит от того, какое место занимает это направление в конкретном банке, считают специалисты. «Банки, понимающие всю степень важности мониторинга и контроля рисков, безусловно, развивают риск-менеджмент как организационно, так и технологически и в результате занимают на рынке более прочные позиции», – полагает Сергей Ивлиев. Кроме того, профессиональное сообщество риск-менеджеров и Базельский комитет постоянно работают над развитием стандартов и методологии. Например, сейчас существенно пересматриваются подходы к оценке рыночного риска. Поэтому в ближайшие годы стандарты регулирования будут меняться.

Поскольку риск-менеджмент выступает ключевой процедурой для перехода к нормативам Basel III, важно, чтобы улучшение было всесторонним и затрагивало не только техническую сторону, но и бизнес-процессы, а главное – мышление. «Basel III – это не просто ряд формальных процедур, которые должны удовлетворять требованиям регулятора. Basel III – это, прежде всего, культура управления риском и капиталом», – обращает внимание Сергей Гриб.

Среди ключевых требований – использование внутренних моделей расчета параметров для оценки кредитного риска. Банк должен построить и внедрить очень качественные статистические модели с высокой прогнозной способностью. Для этого необходимы автоматизированные системы сбора информации для моделей и расчета, значительный объем данных с достаточной глубиной историей. Также нужно обеспечить высокое качество данных, что подразумевает целый комплекс действий. Помимо этого, все аспекты используемых систем должны быть качественно задокументированы, ИТ-архитектура должна быть прозрачной и гибкой.

Ранее ведущий бизнес-аналитик компании «Синимекс» Юрий Дубровский рассказывал CNews, что конкурентоспособность кредитной организации зависит от оперативности получения целостной и достоверной информации о клиенте, а также эффективности ее использования, что позволяет предоставить наилучшие условия с учетом рисков именно по нему. Из этого вытекает требование к интеграции со всеми источниками данных, к обработке и приведению информации и запросов, которые поступят к ней, к единому формату. Также при расчете рисков становится востребованной доступная история взаимодействия с клиентом.

Сергей Гриб замечает, что для качественной реализации стандартов Basel III в банке необходимо, чтобы соответствующий переход был одним из элементов стратегии банка, а эффективная риск-культура реализована на всех уровнях и доведена до всех сотрудников. Также необходимо постоянное совершенствование процессов банка, подкрепленное эффективными ИТ-системами и профессионализмом сотрудников.

Крупнейшие банки уже несколько лет активно развивают управление кредитными рисками, имея отработанные методики оценки, развитые ИТ-системы, подготовленные данные и накопленную статистику. Также при выполнении нормативов Basel III будет проще учреждениям, уже полностью перешедшим на Basel II. По мнению специалистов, банки, которые не смогут соответствовать новым требованиям, скорее всего, покинут рынок.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента) - м
ИТ-бюджет из отчетности эмитента (iмлн), 2013 г. Рост 2013/2012
1 50 600 -24,3%
2 4 123 21,3%
3 1 086 234,8%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ и МСФО)
Расходы на услуги связи и информационные технологии (iмлн), РСБУ, 2013 г. ИТ-бюджет (iмлн), МСФО, 2013 г.
1 16 696,6 16 600
2 2 278 2 114
3 1 406 1721 (477)
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
ИТ-бюджет из отчетности эмитента (iмлн), 2013 г. Рост 2013/2012
1 50 600 -24,3%
2 4 123 21,3%
3 1 086 234,8%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ и МСФО) - м
Расходы на услуги связи и информационные технологии (iмлн), РСБУ, 2013 г. ИТ-бюджет (iмлн), МСФО, 2013 г.
1 16 696,6 16 600
2 2 278 2 114
3 1 406 1721 (477)
Подробнее