Банки встали на путь централизации

Банки встали на путь централизации

Сокращение ИТ-бюджетов, потребность в новых уровнях защиты, а также растущий контроль со стороны государства и акционеров требуют от банков «невозможного». И, как показывает отраслевая практика, единственным выходом в данном случае становится централизация.

Российские банки находятся сегодня в непростых условиях, которые только обострились разразившимся из-за событий на Украине кризисом. И без того неспокойное с точки зрения мировой экономики время теперь осложняется дополнительным снижением ликвидности и оттоком капитала из экономики, который, по данным Ассоциации региональных банков «Россия», составил более $75 млрд.

Сегодня перед финансовым сообществом России стоят задачи консолидации, повышения доверия и более тесного сотрудничества. Сделать это, как отметил президент ассоциации Анатолий Аксаков, без повышения прозрачности и эффективности управления финансовыми структурами оказывается просто невозможно.

Очередной шаг

В России осталось очень мало банков, которые еще не централизовали свои основные автоматизированные банковские системы (АБС). После этих проектов ИТ-подразделения банков принимаются за стандартизацию и оптимизацию поддерживающей инфраструктуры и других сфер своей ответственности. Сюда входит создание резервных ЦОДов, процессов аварийного восстановления, каналов связи, систем виртуализации. «Бизнес пытается извлекать выгоду из такой централизации. Банки создают единые бэк-офисы, находят новые способы измерять и оптимизировать уже централизованные процессы, получать углубленную аналитику, – отмечает Дмитрий Яковлев, директор по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК. – Часть проектов идет на базе систем с открытым кодом, что стало актуально для банков в связи с возможными санкциями».

Банк Краткое описание проекта Завершение проекта
ВТБ24 Создание универсального слоя банковских сервисов III квартал 2014 г.
ХКФ-Банк Создание собственного централизованного процессинга IV квартал 2013 г.
МДМ-Банк Централизация и модернизация инфраструктуры IV квартал 2013 г.
Уралсиб Внедрение централизованной системы управления и мотивирования персонала II квартал 2014 г.
Банк Москвы Создание единой системы ECM III квартал 2014 г.

Источник: CNews Analytics, 2014

Интересно, что эти процессы идут по всей стране, затрагивая как столичные и федеральные сети кредитных организаций, так и региональные банки. Во время сложных экономических условий нередко происходит поглощение столичным банком ряда региональных, которые сами уже не могут удержаться на рынке. В таких случаях требуются проекты по объединению информационных систем. Как отмечают в КРОК, с учетом текущей ситуации в скором времени количество подобных проектов начнет расти.

Все яйца в одну корзину

И, хотя главными драйверами централизации и консолидации в банковской сфере становятся процессы поглощений и слияний, приводящие к укрупнению финансовых структур, нужно обратить внимание на то, что ряд проектов ведется и в уже сформированных крупных банках. Чтобы обеспечить единообразное управление и возможность оперативного мониторинга состояния различных систем, необходимо перейти к единому стандарту как самих ИТ, так и их поддержки, и именно этим сегодня занимаются ИТ-подразделения в финансовых структурах.

При этом нельзя забывать, что банковский бизнес растет не так быстро, как несколько лет назад, и основными требованиями к ИТ становятся как повышение производительности, так и сокращение издержек. «В условиях значительного замедления роста банковской системы на первый план выходит эффективность управления ИТ. С точки зрения оптимизации процессов и затрат централизация ИТ зачастую является логичным шагом», – комментирует Александр Чухланцев, директор департамента по работе с компаниями финансового сектора R-Style.

На фоне такой тенденции большинство российских банков, имеющих широкую региональную сеть, стремится сосредоточить основные вычислительные мощности в центральных ЦОД, дабы облегчить обслуживание систем и снизить издержки на обеспечение безопасности и доступности, требующих наличия высококлассных и высокооплачиваемых специалистов. При этом в регионах оставляют некритичные сервисы и небольшие кроссовые помещения.

Принцип централизации позволяет добиться необходимого уровня надежности инженерной и ИТ-инфраструктур ЦОДа, получить точный и прогнозируемый уровень предоставления сервисов, а также работать с предсказуемыми затратами на эксплуатацию и т.д. В дополнение к этому при централизации объем каждого проекта увеличивается численно – закупается больше оборудования, больше лицензий – что позволяет получить наилучшие решения и оптимальные условия от производителей.

Еще вчера банки опасались полностью переходить на подобную централизованную инфраструктуру, так как все системы полностью зависят от центра и каналов передачи данных. Ведь в случае, если у регионального отделения пропадает связь с центральным ЦОДом, то оно становится неработоспособным. Однако в настоящее время ситуация меняется. «Из-за того, что качество, надежность и пропускная способность каналов связи достигли достаточно высокого уровня, чаша весов все чаще склоняется в сторону централизации, – комментирует Николай Зуев, руководитель направления по работе с заказчиками финансового сегмента, подразделение IT Business компании Schneider Electric. – Также в настоящее время повышается интерес банков к централизованному мониторингу региональных ИТ-объектов».

Партнер на все регионы

Другим важным трендом в сфере развития банковских ИТ-систем можно считать поиск глобальных партнеров, которые смогут обеспечить обслуживание ИТ-инфраструктуры если не по всей географии банка, то, по крайней мере, в нескольких макрорегионах. «Мы как поставщики услуг по управлению офисной печатной инфраструктурой в полной мере ощутили эту тенденцию около пяти лет назад, когда границы наших контрактов с банками начали постепенно расширяться в сторону регионов, – отмечает Валерий Кузьмич, руководитель отдела маркетинга и стратегических программ департамента аутсорсинга документоемких процессов Xerox Россия. – В этом контексте руководители ИТ-подразделений принялись за решение задачи унификации периферийного оборудования, а также стандартизации процессов его использования, технической поддержки и замены».

Подобные тенденции касаются всех сфер деятельности банков – передачи данных, печати, логистики и даже просто организации доступа. Так, финансовые структуры стремятся сегодня обращаться к одному и тому же провайдеру во всех регионах. И, поскольку забота о сохранности данных и предотвращении несанкционированного доступа к ним в банках оказывается на порядок более активной, чем в организациях из других отраслей, с большим энтузиазмом банки обращаются к тем операторам связи, которые готовы предоставить не только каналы, но и дополнительные средства защиты на федеральном уровне. Эта тенденция только продолжает усиливаться по мере того, как в мире появляются все более серьезные киберугрозы. От взломов страдают даже крупные американские банки, и поэтому требования к защите активов становятся все более весомыми.

Вопросы применения облачных систем – частных или гибридных – также стоят на повестке дня во многих финансовых организациях. Такая виртуальная централизация позволяет повысить качество предоставления сопутствующих сервисов, а также снизить затраты на ИТ, заказывая готовые услуги у партнера. В качестве поставщиков в данном случае рассматриваются уже зарекомендовавшие себя в России компании.

Однако далеко не все банки готовы завершить централизацию сегодня, и связано это потребностью выделять на подобные проекты значительные ресурсы. «В целом централизация ИТ является положительным явлением, поскольку ведет к улучшению управляемости большой финансовой структурой и значительной экономии средств. Но дело это весьма затратное, и в условиях стагнирующей экономики не всегда по карману даже ведущим финансовым институтам страны, – говорит Кирилл Дибров, директор по продажам Центра финансовых решений РДТЕХ. – Необходимость крупных капиталовложений при переходе на единый ИТ-стандарт – это та неприятная неожиданность, которую новый владелец банка не всегда в полной мере осознает на этапе укрупнения банковской структуры».

Андрей Шуклин

Вернуться на главную страницу обзора