Спецпроекты

На страницу обзора
«Астерос Контакт Авиа» поможет повысить эффективность регистрации пассажиров в аэропортах
Владимир Кутинский, руководитель направления разработки специализированных отраслевых решений для транспорта и авиации компании «Астерос», рассказал CNews о разработке, которая позволяет аэропортам проводить регистрацию пассажиров разных авиакомпаний, используя единый интерфейс.

Владимир Кутинский

СNews: Какие предпосылки подтолкнули вас к разработке «Астерос Контакт Авиа»? С чего все начиналось?

Владимир Кутинский: Начнем с того, что аэропорты находятся в постоянном поиске новых возможностей для повышения эффективности своей деятельности и уровня обслуживания пассажиров. Для этого анализируются все аспекты текущей бизнес-модели и исследуются новые способы оптимизации и снижения затрат. Исторически для аэропортов все начиналось с так называемой эксклюзивной модели (Exclusive Use model) использования ресурсов, то есть со стоек регистрации, оборудования, места в аэропорту, выходов на посадку и так далее. В такой модели ресурсы закреплялись за каждой авиакомпанией, и она становилась их единственным пользователем. Будучи предпочтительным для авиакомпаний, такой подход создавал ряд сложностей для аэропорта, так как не позволял ему распоряжаться собственными ресурсами с максимальной утилизацией. В результате, при большой загрузке тех же стоек регистрации для одной авиакомпании их могло не хватать, в то время как стойки, выделенные для другой авиакомпании, попросту простаивали. Более того, с какого-то момента аэропорт мог и вовсе прекратить расширение своих услуг по обслуживанию новых авиакомпаний и введению дополнительных рейсов, так как сделать это можно было только за счет отказа от уже существующих услуг или за счет ожидания высвобождения занятых ресурсов.

Эти факторы привели к постепенному появлению так называемой модели общего пользования (Common Use model), в рамках которой все ресурсы аэропорта доступны всем авиакомпаниям. Основная идея такой модели состоит в минимизации простоя и, соответственно, максимальной утилизации ресурсов аэропорта.

СNews: То есть все аэропорты сегодня работают по модели совместного использования ресурсов?

Владимир Кутинский: Степень реализации модели общего пользования в разных аэропортах разная и может занимать промежуточные позиции со смешанным использованием ресурсов. Одним из шагов в реализации общей модели является наличие в аэропорту систем CUTE – Common Use Terminal Equipment. Эти системы берут на себя все задачи взаимодействия с терминальным оборудованием и позволяют, например, использовать на стойках регистрации для всех авиакомпаний единый набор принтеров багажных бирок и посадочных талонов, сканеров и ПК. По сути, CUTE-системы – это определенный уровень абстракции над оборудованием.

«Астерос Контакт Авиа» – это следующий, еще более прогрессивный шаг в рамках Common Use модели. Наша разработка позволяет аэропортам абстрагироваться теперь уже от различных бизнес-систем, использующихся на стойках регистрации. «Астерос Контакт Авиа» представляет собой унифицированный единый интерфейс для агентов аэропорта, а все вопросы их взаимодействия с разнородными, а иногда и попросту древними DCS-системами регистрации пассажиров она берет на себя.

СNews: То есть получается, что теперь не важно, на какой стойке регистрироваться на рейс?

Владимир Кутинский: Абсолютно не важно. В тех аэропортах, где используется «Астерос Контакт Авиа», регистрация авиапутешественников может быть произведена на любых стойках, для любых авиакомпаний. Оператор просто оперативно переключается между рейсами, открытыми для регистрации, и распечатывает ваш посадочный талон. Дополнительно наша система дает возможность аэропортам сократить затраты и свести к минимуму сложности, связанные с обучением персонала навыкам работы с различными DCS-системами, так как теперь им необходимо уметь работать только с одним графическим интерфейсом.

То есть наше решение – это такой «переводчик» с языка любой системы регистрации на единый язык интерфейса «Астерос Контакт Авиа».

CNews: Сколько времени ушло на разработку «Астерос Контакт Авиа»? На какой стадии находится проект?

Владимир Кутинский: Мы начали работать над ним в 2012 году. Сейчас проект завершен и «Астерос Контакт Авиа» полностью готов к использованию в аэропортах. На сегодняшний день наша система поддерживает пять DCS-систем, включая SDCS, Sabre, Amadeus Altea, российская Астра и турецкая Troya. Именно этими системами пользуется большинство международных авиакомпаний. Более того, мы без проблем адаптируем свою разработку к любой другой DCS-системе при наличии такой потребности со стороны аэропортов.

CNews: Мы знаем, что «Астерос Контакт Авиа» – это продукт «Астерос Лабс», резидента фонда Сколково. Каково участие фонда в этом проекте?

Владимир Кутинский: Фонд Сколково не финансировал непосредственно этот проект. У нас есть платформа «Астерос Бизнес Контакт», в которой сосредоточена основная технологическая возможность всех наших решений. Особенность этой платформы – фронтальная интеграция, с ее помощью мы можем взаимодействовать с разными сторонними системами. Сколково поддерживало разработку именно этой платформы.

CNews: Каковы функциональные возможности решения?

Владимир Кутинский: Когда мы начали работать с аэропортами, то поняли, что у нас получается не один, а несколько продуктов. Если начинали мы с продукта для стоек регистрации, то в процессе появилось решение «Мобильный агент». Оно призвано сократить очереди на стойках регистрации в пиковые периоды. С его помощью мобильный агент – сотрудник или сотрудница аэропорта – c планшетом в руках и портативным принтером на поясе регистрирует пассажиров не за стойкой, а прямо в очереди или в зале терминала. Посадочный билет распечатывается и выдается пассажиру на месте.

Еще один продукт, появившейся в процессе работы в авиационной индустрии, помогает аэропорту собирать статистику. Важно знать, сколько людей прибудет в аэропорт, сколько прибыло фактически, кто они (пол, возраст) и многое другое. Наше решение позволяет выгружать эти данные из систем авиакомпаний и передавать в обезличенном виде в общую базу данных аэропорта. Мы называем это решение модулем статистики по пассажирам.

Еще один шаг в сторону реализации Common Use модели для аэропортов – наши продукты для стоек сдачи багажа (Baggage Drop-Off), киосков самостоятельной регистрации (Self-service kiosks) и выходов на посадку (Gates).

В наших ближайших планах – создание соответствующих облачных SaaS-сервисов, которые позволят аэропортам еще больше снизить свои капитальные затраты и оптимизировать операционные расходы. Работа в этом направлении уже началась.

СNews: Как эти решения могут изменить бизнес-процессы аэропортов?

Владимир Кутинский: Помимо очевидного удобства работы для агентов, наши решения позволяют организовать так называемую раскрепленную регистрацию (Common Check-in). В этом случае есть всего одна общая очередь к стойкам регистрации, и пассажир идет на ту, которая свободна или где меньше людей. В итоге среднее время, проведенное пассажиром в очереди, снижается.

CNews: Какие параметры удалось оценить в рамках «пилотной» эксплуатации решения?

Владимир Кутинский: Мы проверяли такие показатели, как скорость работы агентов с системой «Астерос Контакт Авиа» и скорость их обучения навыкам работы с ней. Дополнительно мы собирали и анализировали отзывы самих агентов об их опыте работы с нашей системой. Результаты по всем этим показателям устойчиво положительные.

Основные показатели эффективности внедрения «Астерос Контакт Авиа»

tablitsa_asteros_bez_shapki.jpg

Источник: Астерос, 2014

Дополнительно нами была построена модель окупаемости инвестиций ROI. Основная экономия и, как следствие, окупаемость идут за счет снижения расходов на обучение агентов и сокращения затрат на дополнительные стойки, которые могут быть заменены мобильным агентом. Фонд оплаты труда экономится не только за счет сокращения штата агентов, но и за счет повышения их производительности. Средний показатель ROI составил 78%.

Следует отметить, что окупаемость зависит от масштаба аэропорта. Чем больше аэропорт, тем быстрее окупаются расходы на внедрение системы в силу большего пассажиропотока и большего размера штата агентов регистрации. Для аэропортов размера, сравнимого с Шереметьево, согласно нашим расчетам, окупаемость достигается за полтора года. Для аэропортов меньшего размера это, в основном, два года.

CNews: Какие конкурентные решения для «Астерос Контакт Авиа» существуют на российском и международном рынках?

Владимир Кутинский: На российском рынке их нет. А на международном рынке наиболее популярны два решения – SITA Handler CLF и Damarel Babel CLF. У них другая технология реализации, она основана на прямом обращении к серверам DCS-систем, что требует больше согласований с авиакомпаниями и подразумевает более длительный период подключения новых DCS. Нам же не нужно ничего, кроме обычного доступа к уже существующей инфраструктуре на стойках регистрации. Дополнительным минусом этих систем является отсутствие интеграции с российскими DCS.

CNews: Эти системы используются в российских аэропортах?

Владимир Кутинский: Частично, насколько нам известно. Так, SITA Handler CLF используется в Домодедово, а Damarel Babel CLF – в Уфе. Однако в обоих случаях они используются для очень локальных задач. В Домодедово система применяется на стойке «Drop off», а в Уфе – для Troya DCS, которая настолько сложная, что CLF-решение было приобретено исключительно для работы с ней.

CNews: Каков опыт внедрения вашего решения?

Владимир Кутинский: Пилотные внедрения прошли в аэропортах Шереметьево и Минеральных Вод. В аэропорту Уфы с января этого года запущен полноценный коммерческий проект. Плюс мы занимаемся внедрением «мобильного агента» в терминалах Е и F аэропорта Шереметьево.

Кстати, недавно «мобильный агент» был апробирован в рамках конкурса «Лучший в профессии» для агентов регистрации аэропортов ПФО. Участникам, которые впервые видели наше решение, предлагалось зарегистрировать пассажиров, используя наше решение для планшетов. Благодаря простому интерфейсу задание не вызвало затруднений у участников конкурса. Регистрация «в первый раз» заняла порядка 20–50 секунд. Собственно, лучший показатель, 20 секунд, и был победителем.

СNews: Планируете ли вы с этим решением выходить на международный рынок?

Владимир Кутинский: Да, мы активно занимаемся проработкой этого направления и плотно работаем с компаниями SITA и ARINC, основными вендорами CUTE-систем. В 2013 году мы успешно прошли сертификацию в компании ARINC. В этом году завершаем сертификацию в компании SITA. Также с компанией ARINC у нас заключено партнерское соглашение, и мы планируем с их помощью войти в европейские аэропорты, которые являются клиентами ARINC. Как раз сейчас мы исследуем пару аэропортов на предмет возможности внедрения нашего решения, определяем пассажиропоток, составляем ROI, анализируем другие показатели.

CNews: В каких аэропортах?

Владимир Кутинский: Мы рассматриваем несколько средних европейских аэропортов, использующих облачное решение CUTE компании ARINC. В настоящее время мы уже активно тестируем наше решение, развернутое в облаке ARINC. Такой подход значительно проще и дешевле, так как нам не надо физически вести работы в аэропорту для того, чтобы разворачивать, тестировать и поддерживать наше решение. Плюс это соответствует общемировым технологическим трендам.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2012
Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2012 г., тыс. руб. Рост %
1 1 704 416 39%
2 1 615 505 - 34%
3 1 200 000 12%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2013 - м
Совокупная выручка  от ИТ-проектов в авиации в 2013 г., тыс. руб. Рост, %
1 2 905 460 70%
2 2 873 833 77,9%
3 720 000 20%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2012 - м
Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2012 г., тыс. руб. Рост %
1 1 704 416 39%
2 1 615 505 -34%
3 1 200 000 12%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2013
Совокупная выручка  от ИТ-проектов в авиации в 2013 г., тыс. руб. Рост, %
1 2 905 460 70%
2 2 873 833 77,9%
3 720 000 20%
Подробнее