Спецпроекты

На страницу обзора
Мы хотим уйти от ручной регистрации пассажиров
Директор по ИТ управляющей компании «Аэропорты Регионов» Евгений Болгарин рассказал CNews о том, что в новых аэропортах группы – «Южный» и «Центральный» – будут тиражированы применяемые решения. Воздушные хабы будут работать на базе ЦОДа управляющей компании. Благодаря накопленному опыту, сложностей с интеграционными проектами не предвидится.

Евгений Болгарин

CNews: Какие стратегические задачи стоят перед «Аэропортами регионов» до 2016 года? Какие приоритетные задачи в связи с этим есть у ИТ-департамента холдинга?

Евгений Болгарин: Сегодня холдинг активно развивается, идет интеграция приобретенных активов, проектирование и строительство новых терминалов. ИТ-департамент, безусловно, участвует в этой работе. Обеспечение строящихся терминалов – наша первая и главная задача. Это комплексный процесс, который включает экспертизу существующих систем приобретенных аэропортов, формирование требований к ИТ-инфраструктуре этих активов, надзор за реализацией ИТ-интеграции. В конце этого года будем принимать в эксплуатацию системы нового терминала в Самаре. В следующем году такая же работа предстоит в Нижнем Новгороде. Параллельно участвуем в проектировании инфраструктуры для терминалов, строительство которых будет завершено через 2–3 года.

Вторая задача – тиражирование и развитие технологий автоматизации производства, применяемых в Кольцово, как в базовом аэропорту холдинга. Заходя на новые территории, мы должны предоставить новым активам все наши апробированные и доказавшие свою эффективность ИТ-решения. Одновременно с этим мы работаем над обеспечением мобильности рабочих мест сотрудников холдинга: любой сотрудник на выезде должен иметь доступ ко всем ресурсам, с которыми он работает на своем стационарном рабочем месте.

Еще одно важное направление работы – развитие всех видов самообслуживания пассажира. В первую очередь речь идет о процедуре регистрации. В идеале мы хотели бы полностью уйти от регистрации пассажиров вручную и заменить ее современными решениями, такими как регистрация на сайтах авиакомпании, через мобильные приложения и специальные терминалы в аэропортах.

CNews: В последнее время «Аэропорты регионов» постоянно увеличивали пассажиропоток. Так, в екатеринбургском «Кольцово» по итогам 2014 года был установлен рекорд обслуживания пассажиров – 4,2 млн пассажиров, а в целом по холдингу рост составил 14,9% – до 7,3 млн человек. Как справляется ИТ-инфраструктура с постоянно увеличивающейся нагрузкой?

Евгений Болгарин: Конечно, мы ощущаем рост нагрузки, но готовы к этому. Наша система развивается проактивно, опережающими темпами. Мы приложили много усилий, чтобы выстроить надежную схему резервирования, повысить готовность системы к росту объемов. Сегодня без глобальных затрат, помимо существующих трех аэропортов, к системе можно подключить еще один. Во многом это стало возможно благодаря централизации решений на базе Кольцово.

CNews: Как новые аэропорты – «Южный» в Ростове-на-Дону, строительство которого завершится в 2017 году, и Центральный, первая очередь которого будет сдана в 2015 году, – будут интегрированы в инфраструктуру холдинга?

Евгений Болгарин: В новых активах также будут тиражированы применяемые сейчас решения. Они будут работать с использованием наших корпоративных серверов, мощность которых ко времени завершения строительства новых аэропортов, безусловно, возрастет. Технология интеграции уже отработана на примере той же Самары. Дорожная карта есть. Методы интеграции понятны. Вообще в этой работе важную роль играет фактор наличия или отсутствия в новом активе своей ИТ-системы. Когда работа идет с нуля, все немного проще. Когда в активе уже есть свои наработки, приходится не только заниматься внедрением наших решений, но и готовить персонал к работе с ними, показывать эффективность и преимущества использования именно нашей системы.

CNews: Как аэропорт «Кольцово» за время интеграции изменил ИТ-ландшафт других аэропортов группы?

Евгений Болгарин: Во-первых, мы приносим свои подходы к организации ИТ-службы на предприятии. Мы ориентируемся на лучшие практики, представленные в ITIL, а также работаем с системой Itilium. Наша методология показала свою эффективность и используется сегодня не только ИТ, но и техническим блоком предприятия.

Во-вторых, мы привносим свои инфраструктурные решения. Локальные сети аэропортов объединяются в единую корпоративную сеть. Сегодня из любого актива пользователям доступны все общекорпоративные ресурсы.

В-третьих, мы работаем с централизованными решениями. Это управленческие решения на базе 1С и производственная автоматизация на наборе решений на базе данных Oracle.

Есть, конечно, и свои собственные разработки. Мы внедряем общий подход к автоматизации, к пониманию движения информации на предприятии, приносим тот набор информационных систем, что уже выверен. Например, департамент управления персоналом использует методологию системы мотивации, которая подкреплена нашим решением «Автоматизации и управление персоналом» на . Это стандартизованное решение, которое внедряется во всех активах.

CNews: Почему целесообразно использовать одну ИТ-площадку для всех аэропортов? Для российских аэропортовых холдингов это тренд или единичный случай?

Евгений Болгарин: Для бизнеса это очевидно. Такой подход дает существенную экономию ресурсов. Бизнес вкладывается в одну группу программистов, которые работают на всех, в одну группу администраторов баз данных, которые тиражируют апробированные решения на все активы, и т.д. Другие аэропортовые холдинги и в России, и за рубежом сегодня идут по такому же пути.

CNews: Какие проекты вы осуществили в 2013 году?

Евгений Болгарин: Самые масштабные работы прошлого года были связаны с развитием наших систем на базе 1С и тиражированием существующих решений на аэропорты Самары и Нижнего Новгорода.

CNews: В условиях взрывного роста готовы ли вы перейти к частичному использованию облачных сервисов? Каковы сферы их возможного применения?

Евгений Болгарин: Мы понимаем, что облачные технологии сегодня – это тренд. В этом году мы попробуем какие-то тестовые сервера вынести в облака, чтобы посмотреть реальную технологию работы с ними. У нас круглосуточное производство и высокие требования к надежности и гарантированному времени восстановления систем. Как будут работать в таких условиях провайдеры, какой SLA смогут обеспечить – все это требует тщательного исследования и тестирования.

Если у нас на таком сервере будет технология, простой которой не может быть более 15 минут и от которой зависит работоспособность приложений сразу в трех аэропортах, мы должны быть уверены, что провайдер в любое время дня и ночи будет заниматься именно нашими вопросами в первую очередь. Для нас вопросы взаимодействия и организации работы у поставщика хостинговых услуг выходят на первый план.

CNews: Расскажите, пожалуйста, какие проблемы возникают при реализации проектов? Чем они вызваны и как вы их решаете?

Евгений Болгарин: Нельзя сказать, что в нашей отрасли в этом вопросе есть какая-то специфика. Проблемы, в принципе, типовые. При реализации сложных проектов может оказаться так, что в ходе работы поменяются приоритеты, понимание конечного результата, ограничений. А от этого зависят технические решения, требования по доработке и так далее. Это накладывает на нас значительные ограничения. Есть и еще один важный аспект: пользователи не всегда до конца осознают, что, приобретая какой-то программный продукт, вместе с ним покупают и технологию. Чтобы работать с этим продуктом в дальнейшем, им нужно свою технологию адаптировать под технологию, навязываемую этим продуктом. Купить дорогой готовый продукт, а потом «ломать» его под свои процессы – не оптимальное решение. Это нужно учитывать на стадии выбора. В целом, для успешной реализации проекта необходимо, чтобы у него был активный заказчик, у которого есть соответствующие полномочия и ресурсы для продвижения проекта. Когда такой заказчик есть, особых проблем с реализацией проекта не возникает.

CNews: Какие перспективные и интересные проекты вы планируете реализовать в 2014–2016 годах?

Евгений Болгарин: Планируются к реализации проекты, связанные с самообслуживанием пассажиров: разработка мобильного приложения для смартфонов, внедрение киосков саморегистрации. В области управленческого учета ведется очень интересный проект разработки хранилища данных предприятия, внедрения решения Business Intelligence. Также мы планируем развитие проекта Indoor Mapping. На картах Google Maps появятся терминалы Самары и Нижнего Новгорода. Летом 2014 года проект будет запущен в екатеринбургском аэропорту «Кольцово».

CNews: Какие тренды (мировые или локальные) в информатизации отрасли вы можете выделить? Насколько они способны модернизировать или изменить отрасль?

Евгений Болгарин: В автоматизации деятельности аэропортов на первый план выходят задачи обеспечения максимального комфорта пассажиров при взаимодействии с хабом. Это все виды самообслуживания для сокращения времени, затрачиваемого пассажиром на аэропортовые процедуры. Это повышение удобства, эффективности информирования пассажиров. Сюда же относятся системы, отслеживающие перемещения пассажиров в здании аэровокзала. Появляются на рынке системы моделирования, позволяющие предсказать возникновение очередей, заторов в аэровокзале в зависимости от конфигурации зон, открытия-закрытия проходов и количества рейсов.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2013 - м
Совокупная выручка  от ИТ-проектов в авиации в 2013 г., тыс. руб. Рост, %
1 2 905 460 70%
2 2 873 833 77,9%
3 720 000 20%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2013
Совокупная выручка  от ИТ-проектов в авиации в 2013 г., тыс. руб. Рост, %
1 2 905 460 70%
2 2 873 833 77,9%
3 720 000 20%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2012 - м
Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2012 г., тыс. руб. Рост %
1 1 704 416 39%
2 1 615 505 -34%
3 1 200 000 12%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2012
Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2012 г., тыс. руб. Рост %
1 1 704 416 39%
2 1 615 505 - 34%
3 1 200 000 12%
Подробнее