Спецпроекты

На страницу обзора
ИТ-системы аэропортов: акцент на контроль и безопасность
Помимо модернизации телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры, для российских аэропортов актуальны задачи внедрения систем, повышающих комфорт и безопасность пассажиров, а также улучшающих взаимодействие с авиаперевозчиками. Драйверами ИТ-проектов выступают крупные государственные мероприятия и стремление повысить конкурентоспособность.

Рост экономики и благосостояния граждан, расширение внешнеэкономических связей и повышение авторитета России на международной арене придали новый импульс развитию авиационной отрасли страны. Многие отечественные аэропорты в последнее годы ведут не только модернизацию инженерной инфраструктуры, но и реализуют амбициозные ИТ-проекты.

Инфраструктурная взаимосвязь

Нa примере крупных аэропортов можно проследить основной принцип развития комплексов для обеспечения воздушных перевозок: модернизация ИТ целесообразна при условии модернизации инженерной инфраструктуры, и наоборот. Поэтому внимание аэропорта в равной мере охватывает обе области, часто они идут рука об руку.

Основным стимулом для внедрения инноваций является стремление к эффективному управлению пассажиропотоком. Это связано не только с ростом благосостояния страны и граждан, но и с реализацией различных государственных программ, направленных на развитие спорта, культуры, туризма, международных отношений. Здесь можно вспомнить о подготовке к таким знаковым событиям, как саммит Aзиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 г. во Владивостоке, летняя Универсиада-2013 в Казани, предстоящие зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи. Масштабную модернизацию в последние годы также провели аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска и ряда других городов, построен международный аэропорт в Белгороде.

Инвестиционные ИТ-тренды в аэропортах

investitsii_avia.png

Источник: SITA, 2013

Обновление «воздушных ворот» потребуется в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г. Из средств федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных источников будут финансироваться развитие аэропортов «Кольцово» (Екатеринбург), «Храброво» (Калининград), «Курумоча» (Самара), аэропортов Волгограда, Нижнего Новгорода, Саранска, а также строительство нового аэропортового комплекса «Южный» в Ростове-на-Дону. Создание и реконструкция объектов, входящих в состав имущества санкт-петербургского аэропорта «Пулково», планируется за счет средств частных инвесторов. «Повышение авторитета нашей страны на международной арене требует инвестиций и модернизации экономических отраслей в целом, в том числе и главных «ворот» страны. Сегодня ведутся масштабные работы по информатизации как московского авиационного узла, так и в региональных аэропортах», – комментирует Татьяна Лемешева, директор по продажам департамента транспорта и авиации группы «Aстерос», крупнейшей российской компании в области модернизации инженерной и ИТ-инфраструктуры. Среди крупнейших заказчиков – все столичные аэропорты, а также аэропорты Сочи, Владивостока, Хабаровска и многие другие.

Специализированная группа

Помимо набора стандартных автоматизированных систем, обеспечивающих внутренние бизнес-процессы (ERP, ECM и другие), аэропорты обладают целым спектром специализированных отраслевых решений, которые прежде всего направлены на контроль пассажиропотока и улучшение сервисного обслуживания. Это операционная база данных аэропорта (AODB), системы управления ресурсами (RMS), системы для проверки документов, включая решения, предполагающие работу с биометрическими данными в соответствии с 152-ФЗ. Также аэропорты имеют багажные и досмотровые системы, решения для контроля прохождения на посадку (self-boarding). Отдельный класс систем предназначен для регистрации пассажиров (DCS) – самостоятельной или в режиме «единого окна», с помощью мобильных приложений или информационных киосков. Кроме того, в каждом аэропорту организовано информирование пассажиров, которое обычно предусматривает отображение информации о рейсах (FIDS), автоматическое голосовое объявление (AFA), мобильные киоски и прочие ИТ-инструменты для оповещения. В целом ряде аэропортов в последнее время внедрены современные системы оповещения пассажиров («Шереметьево», «Пулково» и другие), из внедривших современные мобильные киоски для самообслуживания пассажиров можно отметить в Белгороде.

Еще один важный аспект, которому уделяется большое внимание в любом аэропорту – безопасность. Сегодня все большую популярность приобретает развертывание ситуационных центров, куда из различных источников поступает вся информация о деятельности аэропорта и где происходит ее обработка, анализ и оценка кризисных ситуаций, моделирование вариантов управленческих решений и действий. Такие центры обеспечивают безопасность людей в местах массового пребывания и способны предупредить многие чрезвычайные ситуации.

Александр Зябкин, представитель группы «Борлас» выделил четыре основных тренда в обеспечении безопасности аэропортов. Это широкое внедрение высокоэффективных специальных технических средств, детекторов для выявления взрывчатых веществ, современных ИТ, компьютерной техники и повышение компетентности сотрудников служб авиационной безопасности, проведение тренингов. «Современные досмотровые средства безопасны для пассажиров и операторов, они обеспечивают больший комфорт и сводят к минимуму необходимость тактильного досмотра. Например, в аэропорту Домодедово для предполетного досмотра используются радиоволновые сканеры ProVision. Полный бесконтактный досмотр человека занимает всего 10 секунд. Увеличение числа сканнеров и их интеграция в комплексную систему безопасности была выполнена в 2012–2013 гг. совместными усилиями «Борлас» и САБ Домодедово. На сегодняшний день безопасность пассажиров и авиаперевозок в Домодедово обеспечивает 21 сканер ProVision – это одно из самых крупных внедрений досмотровых сканеров в аэропортовых комплексах мира», – комментирует он.

Взаимодействие аэропорта и авиаперевозчиков

Для регистрации пассажиров на рейсы авиакомпаний предназначены специализированные системы класса Departure Control System (DCS). Перед началом регистрации воздушные перевозчики отправляют данные по пассажирам из своих систем бронирования. Это осуществляется посредством PNL-телеграмм (список купивших билет пассажиров). Стоит отметить, что такая интеграция данных из систем бронирования в системы регистрации не является передачей данных от авиакомпании к аэропорту. Несмотря на свое «местоположение» в аэропорту, DCS-системы фактически принадлежат авиакомпаниям, при этом сотрудникам аэропорта только делегируют работу по регистрации пассажиров и багажа.

После завершения регистрации DCS-система отправляет данные в виде PSM-телеграмм (список прошедших регистрацию пассажиров) в аэропорт следования рейса, то есть в пункт прилета борта. При наличии полноценной багажной системы в пункт доставки также отправляется BPM-телеграмма, которая содержит информацию по перевозимому багажу. «Как правило, аэропорты и авиаперевозчики не интегрируют свои информационные системы напрямую. Передача данных осуществляется посредством формирования и отправки стандартизированных IATA-телеграмм, которые являются стандартом на авиарынке и чаще всего могут быть распознаны системами принимающей стороны – авиакомпании или аэропорта», – говорит Юлия Некрасова, руководитель направления разработки отраслевых решений департамента транспорта и авиации группы «Aстерос».

Но есть и взаимосвязанные системы аэропортов и авиаперевозчиков. Например, в ряде авиакомпаний используются комплексные системы Sabre, связанные со всеми элементами жизненного цикла авиаперевозчиков. «Именно авиакомпании принимают решение, систему от какого производителя внедрять у себя, поэтому аэропорт должен иметь на своей стороне набор модулей всех производителей, чтобы взаимодействовать со множеством авиакомпаний», – рассказал Сергей Корнеев, председатель консультативного совета группы компаний «Техносерв».

Аэропорты также активно контактируют в плане ИТ с другими структурами. Например, в интересах одной из компаний «большой тройки» компанией «Техносерв» в 2013 г. выполнен проект по созданию качественного indoor-покрытия на всей территории московского аэропорта «Домодедово». Завершается создание комплексной DAS-системы, существенно улучшающей качество голосовой связи и передачи данных для абонентов сетей 3G и LTE на более чем 40 тыс. кв. м. комплекса аэропорта, включающих зоны прилета и отлета, внутренние и международные зоны вылета, транзитную зону и зону регистрации. «Хотя система и создана для одного из операторов, по факту она рассчитана как мульти-операторское решение, и при желании другие игроки смогут при соответствующих договоренностях использовать ее совместно», – отметил Сергей Корнеев.

ИТ-оптимизм

Инвестиции аэропортов мира в развитие информационных технологий в 2013 г. составят примерно $6 млрд, говорится в исследовании компании SITA, одного из лидеров в сфере информатизации авиационной отрасли. Несмотря на экономические проблемы в некоторых регионах, аэропорты уверены в своем будущем, отмечают исследователи. Примерно 90% аэропортов в 2014 г. сохранят на прежнем уровне или даже увеличат свои расходы на ИТ. При этом в первую очередь это касается решений в сфере обслуживания пассажиров. В SITA установили, что за последние три года совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) инвестиций в информационные технологии составил 12%, что на 2,83 процентных пункта превышает темп роста доходов аэропортов.

По данным 10-го ежегодного обзора компании SITA, проведенного при поддержке Международного совета аэропортов (Airports Council International) и журнала Airline Business, развитие технологий обслуживания пассажиров является главным приоритетом для аэропортов во всем мире. Aэропорты также инвестируют средства в технологии в области организации пассажирских перевозок и в сфере информационных услуг.

К 2016 г. около 95% аэропортов планируют инвестировать средства в мобильные приложения, которые предоставляют информацию о статусе рейсов и помогают пассажирам ориентироваться в аэропорту. Кроме того, свои услуги через социальные сети к 2016 г. станут предлагать пассажирам уже 75% аэропортов, сегодня это делают только 56% аэропортов. Также к 2016 г. повсеместное распространение получат автоматические системы приема багажа. Они появятся более чем в 80% аэропортах по всему миру. С их помощью можно будет самостоятельно сдавать багаж и распечатывать багажные квитанции.

Обзор SITA также выявил растущее значение бизнес-аналитики (BI), которая позволяет систематизировать поступающие объемы данных и выдавать на выходе в удобном формате полезную и действенную информацию. Для оптимизации доходов и организации эффективного управления к 2016 г. около 80% аэропортов планируют инвестировать средства в новые BI-решения. Бизнес-аналитика также востребована, когда речь идет о выполнении полетов, мониторинге пассажиропотока и управлении ресурсами аэропорта. Указанные тенденции согласуются с намерениями аэропортов сконцентрироваться на использовании BI-решений для улучшения оперативной осведомленности и повышения качества обслуживания пассажиров.

Однако, по данным опроса, для достижения поставленных задач в сфере бизнес-аналитики аэропортам предстоит еще длительная работа. Сегодня только в 8% опрошенных аэропортов технические требования к качеству данных полностью соответствуют требованиям к текущим BI-решениям. Аэропорты будут испытывать трудности при внедрении решений бизнес-аналитики из-за текущего уровня организации доступа к данным и их интеграции.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2012 - м
Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2012 г., тыс. руб. Рост %
1 1 704 416 39%
2 1 615 505 -34%
3 1 200 000 12%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2013 - м
Совокупная выручка  от ИТ-проектов в авиации в 2013 г., тыс. руб. Рост, %
1 2 905 460 70%
2 2 873 833 77,9%
3 720 000 20%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2012
Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2012 г., тыс. руб. Рост %
1 1 704 416 39%
2 1 615 505 - 34%
3 1 200 000 12%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ для авиации 2013
Совокупная выручка  от ИТ-проектов в авиации в 2013 г., тыс. руб. Рост, %
1 2 905 460 70%
2 2 873 833 77,9%
3 720 000 20%
Подробнее