oбзор

Обзор: Аналитика 3.0 – 2018

Стив Мёрфи

Стив Мёрфи:

Россия – идеальное место для развития искусственного интеллекта

О том, что такое цифровая трансформация, как управлять данными и на каком этапе подключать к этому процессу искусственный интеллект, а также о том, почему именно в России наблюдается огромный потенциал для развития подобных технологий, рассказа в интервью CNews Стив Мёрфи, старший вице-президент и генеральный директор Informatica в регионе EMEA и Латинской Америки.

CNews: Как вы определяете понятие «цифровой трансформации», что она дает бизнесу?

Стив Мёрфи: Это очень большой, практический вопрос. Цифровая трансформация касается любой организации, на любом рынке. Это может быть ритейл, банки, телеком, госучреждения. Кто-то решает трансформировать компанию, чтобы улучшить процесс управления, контроль над бизнесом, кто-то – чтобы соблюсти требования законодательства. Но в основном такое решение продиктовано новыми возможностями, которые при этом открываются для бизнеса. Например, благодаря цифровой трансформации компания может выйти на новый для себя рынок, внедрить новые бизнес-модели.

В последнее время, когда мы говорим о революционерах рынка, мы вспоминаем такие инновационные компании как Tesla, Airbnb, Uber. Мы все знаем, что стало с лондонским такси после появления Uber. Даже такие крупные игроки гостиничного бизнеса, как Hilton, получили мощный удар со стороны Airbnb. А Tesla, которую крупные автопроизводители до недавнего времени не воспринимали как серьезное явление в автобизнесе, стала крупнейшим премиальным брендом на рынке электромобилей.

Почему это произошло? Вовсе не потому, что лондонское такси, Hilton или крупные компании автопрома не могли так же успешно провести у себя цифровую трансформацию. Несомненно, могли. Но ими руководило определенное самодовольство, самоуспокоенность. На тот момент они посчитали, что им не нужно меняться.

Сейчас мы наблюдаем, как цифровая трансформация набирает темпы на территории России, в Европе, на Ближнем Востоке. Мы видим рост не только по объемам, но и значительное развитие используемых технологий.

CNews: Что требуется от бизнеса, чтобы трансформироваться, стать полностью цифровым?

Стив Мёрфи: В первую очередь, нужно по-новому посмотреть на данные, которые собирает ваша компания. Их по-настоящему цифровые компании ценят, вокруг них выстраивают свой бизнес и уделяют им не меньше внимания, чем, например, обороту, прибыли, основным бизнес-процессам.

Посмотреть на данные стратегически во многом помогает методология Data Governance. Она предполагает внедрение корпоративной функции управления данными, проектирование бизнес-процессов, разработку политик, регламентов, организационной структуры.

Платформа Informatica содержит все необходимые компоненты для реализации функции Data Governance, начиная от визуализации интеграционных потоков и управления качеством данных, заканчивая оценкой влияния конкретных данных и систем на различные бизнес-процессы компании.

stiv_merfi-crop_600-460.jpg
Стив Мёрфи: В основном решение компаний трансформироваться, стать полностью цифровыми, продиктовано новыми возможностями, которые при этом открываются для бизнеса.

В наиболее продвинутых в области работы с данными компаниях введена специальная должность – директор по данным (Chief Data Officer, CDO). Важно понимать, что в компетенции и зону ответственности этого человека не входят ИТ – железо, программы, инфраструктура. Его задача – сделать так, чтобы данные, которые генерирует компания, приносили ей выгоду. CDOдолжен сделать так, чтобы данным уделялось такое же внимание на заседаниях высшего руководства, как росту прибыли или сокращению издержек.

С этого мы и начинаем разговор с нашими клиентами. Когда ко мне приходят и говорят: «Стив, мы хотим сделать компанию цифровой», я всегда задаю первый вопрос: «А первое лицо компании в этом участвует?». Если нет, то прежде, чем договариваться о чем-либо, мы идем к руководству этой компании. Если глава организации не готов участвовать в трансформации, тогда процесс цифровизации не будет иметь никакого смысла, станет пустой тратой денег. А цифровая трансформация должна приносить не издержки, а прибыль.

CNews: В контексте именно цифровой трансформации часто можно услышать мнение о нехватке квалифицированных специалистов по данным. Как вы оцениваете эту ситуацию?

Стив Мёрфи: Несомненно, эта проблема существует, но хороших специалистов по управлению данными, дата-инженеров, дата-сайентистов становится все больше.

Сейчас в европейских университетах специализации, связанные с данными, особенно востребованы среди студентов. Молодые люди понимают, что с таким образованием они смогут претендовать на серьезные зарплаты сразу после окончания учебы.

Informatica со своей стороны тоже вносит вклад в обучение новых специалистов. Мы вышли на хороший контакт с несколькими профильными европейскими университетами и предложили им включить в их учебный план бесплатный курс по управлению данными. В российских ВУЗах мы также планируем организовать такие курсы совместно с DIS Group.

CNews: Объемы данных растут все быстрее и быстрее. Когда важно начать управление ими?

Стив Мёрфи: Еще вчера. Управление данными должно быть сквозным. Оно должно стать частью ДНК компании, пронизывать ее с самого верха до самых низов.

CNews: На каком этапе стоит подключать к управлению данными искусственный интеллект? Есть ли предел, до которого с этой задачей может справляться человек?

Стив Мёрфи: На любом этапе цифровой трансформации к управления данными нужно подключать искусственный интеллект. Я считаю, что через год-полтора, 40% того, что сейчас делает CDO, будет автоматизировано. Да и в целом, около 70% операций, задач по интеграции данных и управлению ими подвергнутся автоматизации.

Автоматизация вполне может пройти и без применения ИИ. Но с технологиями искусственного интеллекта она будет более эффективной, результативной и экономичной – снизятся издержки на управление данными.

Искусственный интеллект в определённом смысле также является автоматизацией. Однако для того, чтобы ИИ работал эффективно, важно применять его к правильным данным. Мы были свидетелями случаев, когда искусственный интеллект не работал или работал не так, как был должен, из-за низкого качества информации, которая была ему предоставлена. По сути, если вы используете мусор для ИИ, ничего кроме мусора в итоге вы не получите.

До сегодняшнего момента искусственный интеллект по большей степени был сфокусирован на аналитике и потреблении данных. Однако, умное использование ИИ требует, чтобы организация прежде, чем внедрять его, установила платформу по управлению данными. Это поможет вычистить информацию и автоматизировать её правильное обнаружение в правильное время для правильного пользователя.

Фактически Informatica открыла новую эру управления данными, которая обеспечивает больший фокус на DataGovernance и подготовку данных, что позволит организациям использовать искусственный интеллект по-настоящему эффективно.

CNews: Как работает ваше решение? Что оно умеет, в чем его преимущества для компаний?

Стив Мёрфи: CLAIRE – технология искусственного интеллекта, которая опирается на метаданные. CLAIRE – это сокращение от английского слова clairvoyant, «ясновидящий». Искусственный интеллект Informatica – первый в отрасли. Он встроен в платформу Intelligent Data Platform и работает со всеми продуктами компании по управлению данными, применяя машинное обучение к техническим, бизнесовым, операционным метаданным и метаданным использования во всей компании.

Впервые он появился в платформе Informatica Intelligent Data Platform 10.2 в 2017 году. Он позволяет быстрее доставлять данные при запросе, автоматически распознает типы и объекты данных, группирует их, связывает и маркирует.

Кроме того, CLAIRE ускоряет self-service работы, даёт рекомендации бизнес-аналитикам. Он может предложить дополнительные наборы данных, соответствующие поисковому запросу бизнес-пользователя, автоматически связать бизнес-термины с техническими терминами, делая данные более понятными и удобными.

CNews: Есть ли уже примеры внедрения CLAIRE, о которых можно рассказывать?

Стив Мёрфи: Да, например PayPal, система электронных платежей для онлайн-аукционов. Почему VISA не могла сделать аналогичный сервис? Могла, просто в компании решили, что им это не нужно. А сейчас PayPal настолько монополизировал этот рынок, что даже такая крупная система, как VISA не может отвоевать хоть сколько-нибудь значимую его долю.

PayPal использует весь наш стек технологий для управления данными с искусственным интеллектом. С помощью CLAIRE создается детальное досье на каждого клиента. Это позволяет выводить отношения с клиентом на новый уровень.

CNews: С какими данными работает CLAIRE?

Стив Мёрфи: В первую очередь, это данные, которые поступают в больших объемах – с устройств интернета вещей, из социальных сетей, от сотовых операторов. Если данных немного, аналитики могут разобраться своими силами. А вот при больших объемах возникает вопрос – как автоматизировать их обработку? И тут появляется CLAIRE.

Россия – идеальное место для применения технологий искусственного интеллекта. Тяжелая промышленность, большие транспортные системы, крупные месторождения нефти и газа, энергетика – все это дает импульс к развитию технологий для обработки больших данных. Например, транспортные компании сейчас активно внедряют интернет вещей на своих объектах. Это означает работу миллионов датчиков, которые передают информацию в гигантских объемах в некое хранилище данных. Использовать эти данные с пользой, монетизировать их, позволяют решения по их управлению, в том числе с применением ИИ.

Поэтому можно говорить о том, что России есть большой потенциал, большое будущее для развития искусственного интеллекта.

CNews: Ваши технологии ИИ уже доступны российским заказчикам?

Стив Мёрфи: В России решения Informatica используют 18 из 20 крупнейших банков и все 6 крупнейших телеком-операторов используют наши решения. CLAIRE встроен в платформу Informatica Intelligent Data Platform 10.2, которая доступна всем компаниям, большим и маленьким. Приобрести решения Informatica в России можно через нашего мастер-дистрибутора DIS Group. Сотрудники этой компании обучаются вместе со специалистами Informatica, соответственно обладают такой же высокой экспертизой.

Вернуться на главную страницу обзора