oбзор

Обзор: Аналитика 3.0 – 2018

Елена Новикова

Елена Новикова:

Бизнес хочет решать задачи аналитики без привлечения ИТ

О трендах современной бизнес-аналитики, ее консьюмеризации и демократизации, новых запросах клиентов и новых BI-инструментах, о перспективах интернета вещей и подготовке специалистов по работе с данными рассказала в интервью CNews Елена Новикова, основатель и генеральный директор компании Polymedia, основатель компании Visiology.

CNews: Расскажите немного о компании, об успехах в 2017 году.

Елена Новикова: Несколько лет назад компания Polymedia начала инвестировать в разработку платформы для анализа данных. Создавая центры управления для энергетики и промышленности, ситуационные центры для органов государственной власти, мы понимали, что недостаточно ставить только оборудование и систему визуализации данных, требуется приходить к заказчику с комплексным решением, то есть предлагать еще и инструменты сбора и анализа данных, а в некоторых случаях консалтинг и методологию.

Поэтому мы выделили Центр разработки в отдельную компанию и создали аналитическую платформу Visiology. В течение 2016–2017 годов мы активно выходили на заказчиков с предложением этого инструмента. За 2017 год компания получила ряд контрактов в промышленности, энергетике, в государственном управлении. Наши решения для анализа данных мы также продвигали в Казахстане, и сейчас там подписывается ряд контрактов. С другой стороны, мы активно работали над дальнейшим развитием платформы Visiology, и сейчас она имеет все «musthave» инструменты. Решения на базе нашей платформы получили награды от Аналитического центра при Правительстве РФ.

CNews: Кто ваши клиенты, из каких они отраслей?

Елена Новикова: Нашими клиентами являются крупные холдинги, территориально и структурно распределенные компании, а также быстрорастущие компании, для которых системы аналитической отчетности являются главным инструментом стремительного развития. Среди наших заказчиков – предприятия нефтегазового, нефтехимического и энергетического комплексов, а также промышленные организации.

Кроме того, мы работаем с регионами России, и сейчас подписывается ряд контрактов в области создания региональных ситуационных центров. Наши заказчики находятся не только в России, но и в Казахстане – там это тоже органы государственной власти и корпорации.

CNews: Как меняются запросы клиентов, какая аналитика им нужна? Каких запросов вы ждете в будущем?

Елена Новикова: Неизменным уже многие годы является финансовая аналитика, производственная аналитика, анализ KPI и BSC. Одним из трендов этого года является создание общих центров обслуживания, в которые выводят все поддерживающие процессы компании и анализ эффективности данных центров.

novikova_e.v._polymedia-crop_600-900.jpg
Елена Новикова: Качественная визуализация данных – это необходимое, хоть и не достаточное условие любого качественного проекта, связанного с анализом данных

Если говорить об ожиданиях клиентов, то в последнее время основным трендом является «консьюмеризация» или, как еще говорят, «демократизация» аналитики. Люди хотят, чтобы любые задачи аналитики решались бизнес-пользователями самостоятельно, без привлечения ИТ. В идеале это должен быть черный ящик, в который загружаются любые данные, а пользователь задает ему вопросы на естественном языке – например, «какие факторы повлияли на снижение продаж в последнем месяце?». К сожалению, это пока фантастика, несмотря на заверения некоторых компаний. Однако, это именно то направление, в котором все разработчики аналитических решений, включая Visiology, развивают свои продукты. И нельзя отрицать, что есть много конкретных задач, которые раньше требовали для решения команды разработчиков из 10+ человек, а теперь могут быть закрыты одним аналитиком.

CNews: С какими источниками данных вы работаете, откуда берете информацию? Есть ли у вас проекты с интернетом вещей?

Елена Новикова: Наша система может получать данные из любых источников – от небольших XLS и CSV файлов до распределенных хранилищ данных класса Data Lake. Что касается интернета вещей, то именно аналитика данных интернета вещей и, в особенности, промышленного интернета вещей – это стратегическое направление развития нашего продукта и компетенций. Пока таких проектов немного, но мы ожидаем экспоненциальный рост именно в этом сегменте рынка.

CNews: В предлагаемом вами решении много внимания уделено визуализации данных. Это действительно востребовано клиентами? Насколько настраиваемо ваше решение под нужды заказчиков?

Елена Новикова: Качественная визуализация данных – это необходимое, хоть и не достаточное условие любого качественного проекта, связанного с анализом данных – будь то Business Intelligence или Data Science. Толку от грамотно проведенного анализа данных и моделирования немного, если его результаты не были корректно восприняты лицами, принимающими решения. Поэтому все технологии, помогающие лучше визуализировать данные, безусловно, востребованы. Что касается настраиваемости, то наше решение является в полном смысле этого слова платформой. На этой платформе можно сделать практически любую визуализацию, причем, как правило, 80% потребностей наших клиентов закрываются без программирования, только настройкой. Конечно, если требуется что-то необычное в плане визуализации, к работе подключаются разработчики, обладающие большим опытом именно в этом направлении.

CNews: Как обстоят в России дела с Data Science? Ощущаете ли вы нехватку кадров? Если да, то как решаете вопрос?

Елена Новикова: Это комплексный вопрос, но, если отвечать кратко, – дела в России с Data Science обстоят очень неплохо. Есть хорошая школа, есть команды с горящими глазами, есть коммерческие компании, готовые вкладывать деньги в исследования и пилоты в данной области. Основная проблема – разрыв между «олимпиадным» машинным обучением и опытом практического применения, но, по моим ощущениям, и в других странах все обстоит примерно так же. Главное, что есть скорость развития. Нехватка кадров есть, и это касается именно высококвалифицированных специалистов, которые не просто закончили курс по Data Science, а еще имеют серьезную общематематическую подготовку. Мы решаем эту проблему за счет глубокого партнерства с ведущими российскими вузами, такими как, например, Университет Иннополис.

CNews: Каковы ваши планы на следующий год?

Елена Новикова: Наши планы на следующий год заключаются в дальнейшей разработке аналитической платформы Visiology. Мы видим потенциал развития платформы в ее дальнейшей интеграции с интернетом вещей и дальнейшее ее совершенствования для работы с большими данными.

Если говорить про коммерческое направление, то это работа с промышленными предприятиями, в том числе над проектами Data Science, проекты в области Умный и Безопасный город, дальнейшая работа с крупными холдингами, работа с торговыми площадками, где также очень востребована аналитика.

Кроме того, мы активно выходим на зарубежный рынок: есть ряд проектов в Казахстане, обсуждаются проекты в Узбекистане и Вьетнаме.

Вернуться на главную страницу обзора