oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2015

Иван Котов

Иван Котов:

Система управления транспортом должна превратиться в гибкую систему поддержки принятия решений

Российский рынок TMS и М2М-телематики переживает сложные времена. Подобные проекты не входят в число приоритетных в непростых экономических условиях. Заказчики тщательно просчитывают их эффективность и на сегодняшний день отдают предпочтение системам, которые позволяют в короткий срок сократить расходы на топливо и повысить дисциплину. Также в тренде облака и большие данные. Об этом в интервью CNews рассказал Иван Котов, руководитель группы управления продуктами ГК СКАУТ.

CNews: Каким был 2015 г. для российского рынка TMS и М2М-телематики? Как изменились потребности заказчиков в новых условиях?

Иван Котов: Если говорить о рынке в целом, то он пусть и лишен прежней динамики роста, но все же развивается. По крайне мере, наша группа компаний продолжает увеличивать свои обороты. Парки машин клиентов обновляются, на них нужно устанавливать новое оборудование, внедрять новое ПО. Эта постоянная потребность клиентов обеспечивает нас и наших партнеров стабильными заказами.

Однако, мы заметили, что клиенты значительно увеличили сроки принятия решений. Количество денег у заказчиков уменьшается, и они гораздо более тщательно выбирают те проекты, в которые собираются инвестировать. Если рассматривать рынок спутникового мониторинга транспорта, то очевидно, что продукты ГК СКАУТ и других поставщиков подобных решений не находятся в числе приоритетных для инвестиций. Поэтому мы на собственном опыте ощутили стремление заказчиков более тщательно подходить к выбору.

Важно отметить, что среди наших клиентов достаточно много крупных западных компаний. А на них кризис, особенно изменения во внешней политике и сокращение российского рынка в валютном выражении, сказался более серьезно. Зато мы видим рост в других отраслях, например в экспортном производстве и производстве продуктов питания.

Если говорить о технологиях, то в нашем сегменте все более популярными становятся облака. Созданные на их основе продукты позволяют клиентам сэкономить и, по нашему опыту, снижают порог входа на начальном этапе инвестирования – им не нужно приобретать собственный сервер, обучать собственных администраторов. По этой причине мы отмечаем значительный рост интереса к размещению абонентских терминалов в нашем облаке. И я думаю, что в 2016 году эта тенденция не только сохранится, но и усилится. В условиях экономической неопределенности поставщики услуг выигрывают, беря на себя часть расходов клиентов, в особенности средних и малых компаний.

Еще одна набирающая популярность технология – большие данные. Заказчикам нужны ответы на очень специфические вопросы, и удовлетворить это желание можно только с помощью сбора большого количества информации и подготовки необходимых срезов. Для этого мы используем технологии Big Data. Мы также отмечаем рост спроса на решения для контроля топлива. Это связано с тем, что клиенты стремятся к оптимизации расходов, а в транспортных компаниях существенную долю в них составляют именно ГСМ.

CNews: Пришлось ли вашей компании менять стратегию в новых условиях?

Иван Котов: Мы решили сфокусироваться на эксклюзивных требованиях заказчиков и на тех продуктах, в которых мы наиболее компетентны. Это, в первую очередь, безопасное вождение, контроль топлива и интеграция спутникового мониторинга с тахографами.

Хочу отметить, что в прошлом году давление на рынок со стороны государства как основного лоббиста внедрения тахографов в России ослабло. Это привело к спаду продаж – в условиях отсутствия повсеместного контроля за исполнением требования законодательства компании неохотно вкладываются в обязательное оснащение транспорта тахографами. Эта тенденция продолжается и в 2016 году. Однако летом намечается ужесточение регулирования. Хотя эксперты в тахографическом контроле и расходятся во мнении об эффективности действий регуляторов, мы все же воспринимаем ситуацию с осторожным оптимизмом. Но даже в условиях неопределенности мы активно работали и работаем с имеющимися клиентами, доводя до конца начатые проекты и фокусируясь на направлениях, которые считаем перспективными в ближайшие годы.

CNews: Какие еще законодательные инициативы влияют на развитие рынка?

Иван Котов: Помимо требований по оснащению автопарков тахографами, есть еще «ЭРА-ГЛОНАСС». И этот проект, к сожалению, добавляет неопределенности в наше непростое время. До конца не сформулированы требования к автовладельцам, не зафиксирован порядок оснащения по инициативе потребителей (вторичный рынок). Понятно, что «ЭРА» когда-то наступит, но как развивать на ее основе коммерческие сервисы, какие будут условия и технические требования единственного оператора системы – АО «ГЛОНАСС», будет ли удешевляться сертификация – все эти вопросы пока остаются открытыми. Многие разработчики и поставщики решений пока не готовы инвестировать в этот проект именно потому, что, как показывает опыт, правила игры могут измениться в любой момент.

CNews: Какие решения сегодня пользуются спросом?

Иван Котов: Сегодня все большим спросом пользуются системы, которые позволяют в короткий срок сократить расходы на топливо и повысить дисциплину. И это одна из причин, почему мы создали собственный датчик уровня топлива и разработали собственное экспертное ПО для более точного контроля ГСМ.

Также достаточно востребованы решения для базового мониторинга транспорта: средства онлайн-слежения за его передвижением, пресечения «левых» рейсов и махинаций со стороны водителей.

Кроме того, отмечается значительный спрос на решения для безопасного вождения. В то время как на Западе вопрос безопасности и охраны труда является чуть ли не главным, в России общество и государство начали придавать ему большое значение сравнительно недавно. Тема обеспечения безопасности жизни человека в привязке к транспорту особенно актуальна, так как транспорт является объектом повышенной опасности и для водителя, и для окружающих. Задача снижения аварийности решается не только путем внедрения тахографов, но и с помощью высокотехнологичных систем безопасного вождения. И крупные компании все чаще обращаются к нашему решению, которое позволяет снижать количество ДТП в 3-4 раза.

CNews: Почувствовали ли вы, как отечественный разработчик, рост интереса к вашим решениям в качестве альтернативы предложениям западных вендоров?

Иван Котов: Среди наших клиентов есть крупные транснациональные корпорации, которые в России используют наше решение «Безопасное вождение», отмечая, что оно эффективнее западных аналогов. По крайней мере не уступает им.

В последнее время некоторый рост интереса отмечается со стороны партнеров в странах СНГ и ближнего зарубежья. Это объясняется тем, что рубль ослаб сильнее, чем местные валюты, и наше предложение стало для них более выгодным. Но нельзя сказать, что это массовая тенденция.

Однако, у наших коллег-конкурентов есть решения и компоненты, ставшие очень привлекательными на Западе благодаря девальвации рубля.

CNews: Пришлось ли вам самим менять поставщиков?

Иван Котов: У нас произошел определенный пересмотр пула поставщиков компонентов, но это не носило массовый характер и являлось частью обычной текущей работы. Кардинальной смены поставщиков в нашей компании не происходило.

CNews: Какова роль госзаказа на вашем рынке?

Иван Котов: Государство начинает все активнее заниматься импортозамещением в сфере ИТ. Уже создан реестр отечественного ПО, который помогает развиваться российским компаниям. В нашей отрасли особенно показателен «Платон», создание которого государство доверило не западным, а российским компаниям.

CNews: Как ваша компания адаптировалась к новой экономической реальности?

Иван Котов: Кадровых изменений и сокращений штата в нашей компании не было. Наша принципиальная позиция – при любых условиях сохранять команду, чтобы не допустить снижения качества работы.

Мы стали намного осторожнее в инвестициях и пристальнее следим, куда и на что тратим деньги. То есть мы предельно ужесточили финансовый контроль за инвестициями.

В остальном, мы планомерно расширяем портфель отраслевых решений для транспорта и логистики. В прошлом году мы выпустили три новых решения: «Контроль топливозаправщиков», «Поиск при угоне» и «Контроль спецтехники». Опираясь на мнение клиентов и партнёров, мы продолжаем развивать и существующие решения, дополняя их новыми возможностями.

CNews: Какие реализованные вашей компанией в 2015 г. проекты стали наиболее значимыми?

Иван Котов: Среди значимых проектов – внедрение системы СКАУТ в компаниях Danone, Heineken, Lamoda, SGS, Coca-Cola и в автопарках других крупных федеральных заказчиков. Несколько проектов, реализованных для таких заказчиков, были отмечены в отраслевом рейтинге CNews Analytics. В результате ГК СКАУТ вошла в рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний по версии аналитического агентства. Важным достижением для нас также стало включение трекеров и топливных датчиков производства ГК СКАУТ в перечень используемого оборудования в крупнейшей корпоративной системе мониторинга – в организациях компании «Транснефть».

CNews: Каковы ваши прогнозы на 2016 г. и дальнейшую перспективу?

Иван Котов: Как и 2015, этот год будет держать нас в неведении относительно государственных требований и инициатив, влияющих на транспортно-логистический рынок. Так как тема острая, она наверняка даст знать о себе в преддверии выборов. Скорее всего, мы столкнемся с популистскими заявлениями, а может и решениями, которые внесут еще большую неопределенность. Нам остается только сохранять хладнокровие.

В ближайшей перспективе требования заказчиков будут все более специфическими. И для того, чтобы им соответствовать, надо превратить систему управления транспортом в гибкую систему поддержки принятия решений. Ключевую роль в этом процессе играют технологии больших данных.

Что касается M2M-телематики, то существенное влияние на развитие этого рынка оказывает «ЭРА-ГЛОНАСС», которая в том ли ином виде будет реализована. Сомнений в этом нет, так как «ЭРА-ГЛОНАСС» – очень правильное решение, основная цель которого – снижение аварийности. И в этом мы, как поставщик соответствующих технологий, поддерживаем ее дальнейшее развитие.

Вернуться на главную страницу обзора