Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2015

Круглый стол: Что ждет отечественный ИТ-рынок в 2016 году. Прогнозы лидеров
Источник фото photogenica.ru

Круглый стол: Что ждет отечественный ИТ-рынок в 2016 году. Прогнозы лидеров

Топ-менеджеры и совладельцы ведущих российских ИТ-компаний считают, что этот год будет не хуже прошлого. Очередной кризис обозначил новую реальность, и технологичный бизнес к ней приспосабливается. Среди основных факторов влияния политика импортозамещения, поддержанная на уровне законодательства, сокращение финансирования, борьба за долю рынка с демпингующими международными вендорами. Технологическими тенденциями остаются облака, мобильность, аналитика, решения на базе открытого кода. ИТ-компании делают ставку на сервисы. На вопросы CNews отвечают генеральный директор «Крок» Борис Бобровников, председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков, вице-президент, исполнительный директор «Ланит» Владимир Грибов, президент НКК Александр Н. Калинин, президент группы компаний «Техносерв» Сергей Корнеев и заместитель генерального директора по информационно-управляющим системам «Газпром автоматизация» Александр Е. Калинин.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского ИТ-рынка в 2015 году в рублях?

Борис Бобровников (Крок): Мы ожидали, что в рублях рынок останется на уровне 2014 года, так и произошло. Очевидно, что главный фактор снижения рынка – резкое удешевление рубля, которое привело к сокращению поставок железа, на фоне которого доля услуг выросла. Далее уже включились другие факторы, также способствующие росту объемов услуг: импортозамещение, сохранение старого оборудования, переход на открытое ПО и аутсорсинговые вычислительные ресурсы.

Владимир Грибов (Ланит): Рост ИТ-рынка в прошлом году в номинальном выражении составил примерно 6%, а в ценах 2014 года этот показатель не превысил 0,1%, то есть фактически это уровень статистической погрешности. Можно сказать, что рынок перешел в стадию стагнации. Основным драйвером роста в прошлом году стали крупные государственные проекты. Скорее всего государство продолжит играть роль основного заказчика на рынке ИТ и в 2016 году.

Александр Калинин (НКК): По моим ощущениям, рынок просел примерно на 5%.

Александр Калинин (Газпром автоматизация): По нашим оценкам, портфель заказов в 2015 году сократился примерно на 20% относительно предыдущего периода.

Падение отечественного ИТ-рынка в рублях в 2015 г. составило примерно 5%

CNews: Какое направление вашей деятельности показало максимальную динамику в 2015 году и почему?

Борис Бобровников (Крок): В 2015 году все компании активно занимались заменой иностранного ПО на российское или открытое, причем если госсектор делал это под давлением санкций, то коммерческие компании заменяли импортные решения в целях экономии на лицензиях и эксплуатации. Число внедрений на решениях open sourсe было очень высоким. Это направление и стало самым динамичным направлением «Крок» по итогам года. И в 2016 году проектов на открытом ПО будет еще больше, в том числе в связи с ФЗ-188 и внесенными изменениями в ФЗ-149 от 1 января 2016 года, запрещающими государственным организациям пользоваться импортным софтом.

gribov_vladimir_140.jpgВладимир Грибов (Ланит): В группе компаний «Ланит» росли такие направления, как системная интеграция, инженерные системы, консалтинг, ИТ-аутсорсинг, дистрибуция. Существенный рост показали региональные компании, особенно та, которая участвовала в оснащении инженерными системами технического комплекса космодрома «Восточный». В 2015 году наши дочерние компании приступили к реконструкции спортивных объектов в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Был выполнен ряд крупных инфраструктурных проектов для металлургического сектора.

Значимыми проектами 2015 года в ИТ-аутсорсинге и консалтинге можно считать управление средой печати в территориальных управлениях Росимущества, поддержку Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, создание системы управления стоимостью компании в «Интер РАО ЕЭС». Мы продолжили развивать собственное производство мобильной техники. Для нас это новый опыт и приятно, что в условиях столь высокой конкуренции на рынке мобильных устройств он оказался успешным.

Самым динамичным сегментом стали ИТ-услуги

Александр Калинин (НКК): Максимальную динамику роста показали консалтинг, разработка ПО, оказание услуг и сервисное обслуживание, системная интеграция, а также направления, связанные с локализацией и импортозамещением. По первым трем позициям все более-менее понятно: поскольку это долгосрочные продукты, их стоимость рассчитывается в рублях и менее других направлений зависит от валютного курса. Динамика системной интеграции и инфраструктурных проектов связана с инерцией: запланированным заранее, еще до кризиса, вводом различных объектов и производственных мощностей. Что касается локализации и импортозамещения, то это тренд, заданный нашим государством и поддержанный ответственными компаниями внутри страны.

Сергей Корнеев (Техносерв): Оборот группы «Техносерв» в 2015 году вырос на 14,7%. Основной вклад в этот результат в абсолютных показателях внесли системная интеграция, работы по оказанию сервиса и аутсорсинга и консалтинговые услуги.

CNews: Какие события в 2015–2016 годов окажут максимальное влияние на российский ИТ-рынок, по вашему мнению?

bobrovnikov_krok_140.jpgБорис Бобровников (Крок): Конечно, все затмило колоссальное удешевление рубля, и если у каких-то организаций рублевые ИТ-бюджеты на 2015 год не были сокращены номинально, то они все равно сократились фактически – на те же деньги сегодня можно купить половину от планировавшегося к закупке оборудования или оплатить половину стоимости предполагавшихся к приобретению лицензий на ПО. В течение 2015 года ситуация не становилась проще, однако заказчики не заняли выжидательную позицию, как это было в кризис 2008 года. Они просто сместили вектор своих интересов в сторону ИТ-услуг и начали дробить крупные проекты на более мелкие, с короткими сроками и быстрыми результатами.

Еще один важный фактор, оказывающий действие на рынок ИТ – ввод санкций против определенных компаний и отраслей. Причем, действовали не только заказчики из «санкционного списка», но и те, кто хотел минимизировать риск наступления такого события. И реагировали они на ситуацию по-разному. Одни ничего не предпринимали и ждали, что все отменится раньше, чем у них возникнет острая необходимость в модернизации мощного оборудования. Другие быстро покупали импортное программное обеспечение и оборудование, пока такая возможность не исчезла. А третьи заказывали аудит, составили планы импортозамещения и начали планомерно менять системы. Замена всех импортных систем и всей инфраструктуры – это занятие не на один год, поэтому действительно приходится выбирать, в каком порядке действовать. Большая часть заказчиков сегодня старается переходить на ПО с открытым кодом, а где это возможно – на отечественные решения, в первую очередь, спрос был на прикладные решения ERP 1C.

Госсектору не уступают коммерческие организации, которые также поголовно переходят open source по той простой причине, что мало кто из них готов платить за западные коммерческие решения вдвое больше, чем раньше.

По части «железа» интерес заказчиков к азиатским аналогам за год развивался, но не так активно, как можно было подумать. Хотя некоторые проекты по миграции ЦОД с западного железа на китайское были реализованы. Кроме того, заказчики стали рассматривать небольших вендоров в качестве альтернативы крупнейшим производителям. Однако тут речь не идет об enterprise решениях: ожидать, что в кризис будут появляться продукты, замещающие «тяжелое» железо, с моей точки зрения, наивно.

Владимир Грибов (Ланит): Импортозамещение как элемент государственной стратегии развития ИТ-сектора останется главным трендом в 2016 году. С 1 января 2016 года госорганы ограничены в использовании зарубежного ПО. Госкомпании и компании с государственным участием тоже переориентированы на отечественные программные продукты и оборудование. В результате растет интерес к решениям с открытым кодом, разрабатывать и поддерживать которые могут российские специалисты. Сейчас в группе компаний ЛАНИТ работают более 300 программистов и аналитиков, умеющих решать задачи, связанные с применением системных средств и прикладного ПО на открытом коде.

Продолжит активно развиваться сектор программных продуктов и услуг на экспорт. Это мы видим на примере своей дочерней компании, которая специализируется на разработке ПО на заказ и консалтинге в сфере ПО. По итогам 2015 года объем экспортных услуг «дочки» увеличился почти вдвое.

В 2016 году сохранятся высокие темпы развития облачных технологий (гибридные облачные решения, публичные и корпоративные облака) и решений в сфере больших данных и интернета вещей.

kalinin_140.jpgАлександр Калинин (НКК): Основные события, по крайней мере для существенной части ИТ-отрасли, связаны с нестабильностью нашей финансовой системы и курса рубля. ИТ-компании, да и весь рынок, ощутили отсутствие поддержки со стороны банков. Объем займов снижается, кредитуется все меньше компаний, поскольку остальные, по мнению банков, оказываются в зоне риска. Деньги становятся существенно дороже, что косвенно влияет на стоимость проектов. Кроме того, в условиях нестабильности курса много ресурсов тратится на хеджирование валютных рисков. Одновременно мы ощущаем, что сжатие ИТ-рынка позволяет потреблять меньше финансовых ресурсов, чем еще два года назад, что, в свою очередь, бьет по банкирам. И так далее: по спирали…

При этом ряд известных вендоров на падающем рынке продолжает бороться за его долю, не брезгуя откровенным демпингом. Использование таких запрещенных приемов за счет привлечения специальных разовых фирменных денежных фондов из-за рубежа и продаж в отдельные проекты ниже себестоимости производства приводит к эрозии рынка и рушит российский ИТ-бизнес и здоровую конкуренцию. У российских компаний не хватает ресурсов, чтобы выстоять без потерь в таких условиях. Стремясь увеличить долю на рынке и продавая свои продукты напрямую ниже себестоимости, эти вендоры подрывают бизнес своих же партнеров, не давая им возможности пережить кризис. И порождают на рынке нездоровое ценовое ожидание у прочих заказчиков, которые рассчитывают на такие же цены, но получают от партнеров совсем другие – существенно более высокие. Погоня за долей на падающем рынке с помощью демпинга приводит к губительным последствиям для всех. С моей точки зрения, это даже хуже, чем ценовой сговор или завышение цен, и должно также стать предметом расследования антимонопольных органов.

Рентабельность ИТ-компаний становится маржой банков

Сергей Корнеев (Техносерв): В прошлом году на рынке отечественного производства началось заметное оживление – западные производители так или иначе участвуют в локализации производства в России, в первую очередь это OEM-соглашения. Российские производители расширяют свои продуктовые линейки, не так быстро как хотелось бы, но тренд очевиден. Что касается интереса к open source, то если раньше его применение было относительно редким, то сейчас востребованность подобных типов решений во всех областях существенно выросла. Драйвером развития являются организации, тем или иным образом попавшие под санкции. Но вырос интерес к open source решениям и у заказчиков, санкциями напрямую незатронутых. Основная причина – возможность существенно сократить затраты на лицензии ПО. При этом существенно снизился риск такого рода внедрений – растет число успешных проектов и увеличивается число специалистов, совершенствуются модели внедрения и сопровождения.

Очевидно, что востребованность open source на российском рынке будет усиливаться в ближайшие годы. Качество и производительность таких продуктов, новейшие подходы и концентрация талантливых профессионалов в сообществах вокруг open source продуктов существенно выросли. В стране появилось большое количество новых open source технологий c узким и нишевым применением. При этом их слабая интегрированность создают спрос на интеграцию и построение законченных решений на их базе. Такие технологии, как Docker, Git, VDI, SDN и другие, решают частные задачи с эффективностью, сравнимой с коммерческими продуктами мировых лидеров. Однако в дополнение эти решения предлагают не только новые подходы в построении корпоративных архитектур, но и новые подходы в области эксплуатации, развития и сопровождения ИТ.

В ближайшие годы в стране усилится спрос на интеграцию нишевых решений open source

Например, применение концепции микросервисов в сочетании с классическими корпоративными интегрированными системами, использование параллельных вычислений в комбинации с унификацией и упрощением вычислительных узлов позволяют решать проблемы высоких нагрузок с использованием уже существующей инфраструктуры, а также использовать преимущества новых способов обработки данных (большие данные, машинное обучение и т.п.). Кроме того, они позволяют экономить на адаптации и модернизации ИТ под текущие потребности бизнеса. Дополнительно хотелось бы отметить большую востребованность технологий и услуг миграции с проприетарных ОС и баз данных на open source продукты.

Александр Калинин (Газпром автоматизация): Происходит переосмысление предложений продуктов и услуг на российском ИТ-рынке. Существенное влияние оказывают несколько факторов: изменения в законодательстве РФ и реализация программы импортозамещения, которые неизбежно влекут за собой пересмотр как управленческой, так и коммерческой политики компаний.

CNews: Какие тенденции спроса стали определяющими в 2015 году и почему?

Борис Бобровников (Крок): Несколько основных моментов достаточно сильно повернули ИТ-рынок в сторону услуг. В первую очередь, это перемена в самих заказчиках, для которых самым приоритетным стали не столько закупки железа, сколько SLA-работы ИТ или бизнес-сервиса. В результате простые поставки вычислительного оборудования перерождаются в аутсорсинг мощностей в коммерческом ЦОД, в виртуализацию собственных вычислительных мощностей в частное облако, интеграцию его с публичным облаком и оптимизацию хранения данных и резервирования систем. Возрастающее вовлечение бизнес-руководителей делает проекты все более комплексными, с большой долей ИТ-услуг.

Кроме того, главная задача, которая стоит перед заказчиками сейчас, – выжать больше мощности из своего железа за меньшие деньги. И тут востребовано все то, что этому способствует – сервис, решения на open source, а также поиск новых подрядчиков и производителей. Заказчики стали активнее искать наиболее выгодные для себя решения. Именно поэтому стали активнее тестироваться решения от noname-производителей, владельцев новых прорывных технологий, которые сулят серьезные конкурентные преимущества для бизнеса. Эти решения рисковые, но рынок готов рисковать, внедрять у себя новый продукт. Чем больше ИТ-инфраструктура у заказчиков, тем больше они готовы тестировать, пилотировать проект на программном обеспечении, на которое раньше бы и не обратили внимание. Рынок серьезно меняется, причем это происходит не только в России.

Из-за кризиса бизнес готов рисковать, внедряя решения от noname-производителей

Владимир Грибов (Ланит): Увеличилось количество проектов по обслуживанию уже внедренных информационных систем и управлению ИТ-процессами. Заказчики стали чаще пользоваться облачными сервисами и услугами ИТ-аутсорсинга (сервисами печати, документооборота и т.д.). Выросло число проектов по оптимизации имеющейся инфраструктуры.

Увеличился интерес к решениям, обеспечивающим обработку больших объемов данных. Платформа управления данными, разработанная нашей дочерней компанией, позволяет собирать, хранить и обрабатывать большие массивы клиентских данных, извлекать из них новые знания о клиентах, что интересно компаниям финансового и телекоммуникационного секторов, ритейла.

Александр Калинин (НКК): Покупательский спрос в целом снизился, и один из самых падающих сегментов рынка – потребительская электроника, несмотря на одномоментный всплеск в период резкой девальвации рубля. Частные потребители стали существенно меньше покупать товары длительного пользования и бытовую технику. Определяющий тренд для корпоративных пользователей и государства – вопросы импортозамещения и локализации ИТ- продукции.

tehnoserv_korneev_140.jpgСергей Корнеев (Техносерв): Помимо импортозамещения, есть целый ряд интересных технологических трендов, которыми интересуются предприятия вне зависимости от отраслевой принадлежности. Во-первых, это виртуализация. Виртуализация вычислительных комплексов захватила рынок давно и уверенно, ее постепенно догоняет виртуализация СХД и виртуализация сетей передачи данных (SDN).

Второй тренд – это CRM-системы, которые внедряются или модернизируются в рамках повышения оптимизации работы с клиентами. На первый план выходят системы управления маркетинговыми активностями и лояльностью клиентов, поскольку в условиях жесткой конкуренции компаниям приходится бороться буквально за каждого клиента, в том числе удерживать существующих клиентов, привлекать новых за счет персонификации продуктов, повышать объемы кросс-продаж. Только в прошедшем году «Техносерв» работал над внедрением таких решений в банковском секторе, в телекоме, транспортном комплексе.

В области Customer Experience Management заказчиков интересуют как бизнес-ориентированные решения, связанные с аналитикой больших данных на основе имеющихся или внешних источников, так и технологически-ориентированные решения, связанные с контролем доступности и качества онлайн-сервисов, предоставляемых конечным пользователям. Основные заказчики – финансовый сектор, страховые компании, операторы связи и ритейл.

Еще один тренд – VDI (Virtual Desktop Infrastructure). Эти решения помогают сокращать затраты на сопровождение рабочих мест за счет удлинения срока «жизни» ПК, упрощения требований к ним, централизации управления. Также востребована автоматизация операций – от бизнес-процессов, интеграционных решений и вплоть до операций по сопровождению ИТ-инфраструктуры и развертыванию приложений. Рост интереса обусловлен необходимостью сокращения расходов на персонал, аренду площадей. Основные заказчики – банки, операторы связи, промышленность.

Александр Калинин (Газпром автоматизация): По-прежнему высока потребность в информатизации бизнес-процессов, масштабировании апробированных системно-технических решений. Поэтому вполне ожидаемо основным направлением нашей деятельности в 2015 году стало внедрение унифицированных решений в области информационно-управляющих систем и инфраструктуры. Новых проектов стало меньше, но увеличился объем заказов, касающихся оптимизации и развития, а также замещения решений с высокими санкционными рисками.

CNews: Какие инфраструктурные тренды, по вашему мнению, получат развитие в среднесрочной перспективе на российском рынке?

Борис Бобровников (Крок): Острая необходимость рынка – выжать максимум из уже существующей инфраструктуры. Поскольку заказчики стараются не менять вычислительное оборудование, сервисное направление было востребовано в 2015 году и, скорее всего, останется таким и в ближайшие несколько лет. У нас есть пример, когда заказчик, закупивший оборудование еще в 2004 году, сначала не хотел менять железо (на нем работают мощнейшие системы), потом не успевал это сделать, а сейчас уже и не хочет менять – просто есть другие задачи, на которые необходимы средства. Оборудование работает без сбоев столько времени только благодаря качественному сервису. На такой уровень поддержки и есть активный спрос – она сокращает затраты на обслуживание инфраструктуры, продлевает сам срок эксплуатации, сводит к минимуму сбои.

Что еще? На рынке появились технологии, которые помогают производить обновления в работе дорогого импортного железа без его физической замены, с помощью обновления программного продукта, в том числе и от российских разработчиков, использующих open source. Мы уже успели реализовать несколько таких проектов, один клиент сэкономил около 40–50% средств на приобретении СХД и программной системы за счет внедрения SDS. Думаю, в ближайшие несколько лет интерес к такого рода решениям будет расти.

Еще одна технология, которая было востребовано в 2015 году и продолжит интересовать заказчиков в среднесрочной перспективе, – виртуализация рабочих мест (VDI). Другой устойчивый тренд, связанный, как правило, либо с нехваткой мощностей, либо с желанием компаний перевести капитальные затраты в операционные – аренда вычислительных ресурсов за счет аутсорсинга ЦОД или облачных технологий.

Владимир Грибов (Ланит): Во-первых, виртуализация серверов и систем хранения данных. В условиях сокращения ИТ-бюджетов компании будут стремиться воспользоваться преимуществами облачных платформ. Во-вторых, консолидация всех систем, которые есть в данный момент у бизнеса. И, наконец, ИТ-аутсорсинг: выгоднее передать выполнение части функций сторонним организациям, тем же системным интеграторам, чем перестроить инфраструктуру под изменившиеся потребности бизнеса.

kalinin_gazprom_140.jpgАлександр Калинин (Газпром автоматизация): Безусловно, программа импортозамещения оказывает и будет оказывать существенное влияние на долю присутствия иностранных вендоров на российском рынке. С такими компаниями как IBM, Cisco, HP стало сложнее работать, их место занимают азиатские и российские производители: Huawei, Lenovo, 1C, «Полигон» и т.д. Будут усиливаться направления в области виртуализации и облачных вычислений, в связи с этим сохранится и тенденция укрупнения вычислительных ресурсов.

CNews: Как меняется ваша компания в ответ на эти тенденции?

Борис Бобровников (Крок): Мы трансформируем наше предложение и все дальше и дальше идем в сторону комплексности наших решений, стараемся быть гибче и ищем пути более разнообразного использования освоенных нами технологий. Безусловно, мы чувствуем давление со стороны рынка по снижению цены, есть дорогой доллар и есть давление со стороны специалистов по сохранению дохода, в некоторых сегментах отрасли вообще нет российских продуктов. Импортозамещение заставляет одних составлять планы по переходу на незападное, а других – побуждает закупать это западное, пока оно есть. Это непростое, но увлекательное время. Мы ни в коем случае не останавливаемся и продолжаем инвестировать в технологии, за которыми будущее.

Владимир Грибов (Ланит): Нам интересны проекты, которые по своему технологическому содержанию опережают развитие рынка, в частности технологии дополненной реальности.

В нашем портфеле появились такие инновационные решения, как система для автоматизации работы коллегиальных органов (советов директоров, рабочих групп и т.п.), в том числе доступная в облаке. Пользователи могут подключаться к системе с помощью приложения на мобильном устройстве. Поскольку число проектов с использованием открытого кода растет, то мы целенаправленно развиваем эту компетенцию.

ИТ-бизнесу интересны технологии, опережающие развитие рынка

Александр Калинин (НКК): Ранее у компаний, входящих в НКК, было несколько офисов по всей Москве. В 2015 году мы «съехались» теперь располагаемся в едином прекрасном офисном парке. Стало гораздо проще решать рабочие вопросы, объединять компетенции и ресурсы в рамках сложных межведомственных проектов, которые компании холдинга НКК выполняют совместно. Синергия позволила нам укрепить коммуникации, снизить издержки, сообща бороться за крупнейшие проекты на рынке, давая уникальные возможности компаниям, которые входят в холдинг НКК, эффективно работать вместе.

Сергей Корнеев (Техносерв): Сегодня на ИТ-рынке побеждает только тот, кто может предложить интеллектуальные услуги и собственные продукты. В прошлом году «Техносерв» немало сделал в этом направлении. Мы меняем свою бизнес-модель, делаем ее более конкурентоспособной. В 2015 году было существенно развито направление бизнеса, связанное с оказанием ИТ-сервисов и аутсорсингом. Серьезные проекты были реализованы в финансовом и телекоммуникационном секторах, активно велась работа с госструктурами. В прошлом году группа «Техносерв» уделяла повышенное внимание как развитию собственной линейки продуктов, так и повышению экспертизы в вендорских программно-аппаратных решениях. Среди наиболее интересных рынку решений – автоматизация тестовых сред и мониторинга ИТ-инфраструктуры, включая мониторинг не только аппаратных средств, но и бизнес-процессов. Огромная собственная разработка велась по направлению «Безопасный город».

Победят провайдеры интеллектуальных ИТ-сервисов

CNews: Большинство заказчиков сокращают ИТ-бюджеты, что в ответ вы предлагаете клиентам?

Борис Бобровников (Крок): Заказчики активно занимаются оптимизацией бизнес-процессов, причем все чаще дело касается бизнес-критичных задач. Это и логистика, и документооборот, и консолидация, и автоматизации финансовых процессов. Цель простая – быстрее принимать решения, лучше управлять ситуацией. Для экономного решения задач заказчики подвергают активной модернизации и те бизнес-процессы, которые направлены на обслуживание клиентов.

Владимир Грибов (Ланит): В 2015 году спросом пользовались услуги аудита инфраструктуры: наши специалисты обладают необходимыми компетенциями, чтобы оценить имеющиеся у клиента решения и составить рекомендации о том, как их интегрировать и использовать с максимальной эффективностью.

Продолжаем внедрять технологии поддержки жизненного цикла изделий (PLM, Product Lifecycle Management) в сфере сложного машиностроения, положительный эффект от использования которых будет очевиден в среднесрочной перспективе. Например, благодаря внедрению PLM-решений на «Авиадвигателе» удалось в сжатые сроки разработать и поставить в серийное производство новейший авиадвигатель ПД-14. Нам есть что предложить в сфере облачных моделей бизнеса и ИТ-аутсорсинга.

Александр Калинин (НКК): У нас целый набор различных компетенций практически во всех направлениях ИТ. Мы стараемся предложить каждому клиенту решение, которое максимально соответствует его задачам и бюджету.

Сергей Корнеев (Техносерв): Чуть более года назад страна вступила в новую фазу своего развития, и это отразилось буквально на всем, в том числе – на рынке информационных технологий. В прошедшем году мы стали свидетелями стремительных изменений в поведении наших конкурентов, заказчиков, в самом формате рынка. То, что в 2014 году звучало как пожелание, в 2015 стало жизненной необходимостью.

В прошлом году ИТ-бюджеты в массе своей остались в рублях на уровне 2014 года, и этот тренд скорее всего перенесется на 2016 год. От ИТ требуют максимальной эффективности в заданных условиях, без возможности рассчитывать на какое-либо расширение. Сегодня компании четко выделяют в бюджетах расходы, которые требуются на поддержание приложений и существующей инфраструктуры. ИТ-директора внимательно смотрят, например, на возможность замены мощностей (где гарантийная поддержка уже исчерпана) на полностью новые, но уже с учетом включенной пятилетней гарантийной поддержки. Таким образом, часть операционных расходов перетекает в кейсы, позволяющие экономить на OPEX в будущих периодах. Заказчики инвестируют только в те проекты, которые нужны бизнесу здесь и сейчас.

Александр Калинин (Газпром автоматизация): C 2013 года мы системно реализуем программу развития компании. Одним из основных направлений стало наращивание компетенций по оказанию комплексных услуг на рынке ИТ. Организована и ведется работа по обучению специалистов компании обслуживанию и эксплуатации оборудования и решений, спроектированных и внедренных иностранными вендорами. Как итог, сегодня мы можем осуществлять внедрение и поддержку большинства ИТ-сервисов собственными силами без привлечения иностранных специалистов, что позволяет снизить издержки при реализации большинства проектов.

CNews: По вашему мнению, какой может быть динамика российского ИТ-рынка в рублях по итогам 2016 года?

Борис Бобровников (Крок): Ситуация более или менее стабилизировалась, заказчики и все игроки ИТ-рынка выстроили систему приоритетов. Все, кто собирается продолжить бизнес, должны и дальше искать пути повышения эффективности, снижения затрат, увеличения управляемости. Так что я бы ориентировался на то, что объемы будут не ниже показателя 2015 года.

Владимир Грибов (Ланит): Ситуация будет мало отличаться от результатов 2015 года, если продолжится девальвация рубля и останется нерешенным ряд вопросов системообразующего характера. Например, бизнесу нужна стабильность в банковском секторе. Неустойчивое финансовое положение многих дилеров и клиентов отражается на рынке системной интеграции.

Александр Калинин (НКК): Мне кажется, рынок упадет примерно на 5% в рублях.

Александр Калинин (Газпром автоматизация): В 2016 году наш портфель заказов незначительно превышает портфель заказов 2015 года.

При условии стабилизации курса рубля темпы падения ИТ-рынка в валюте и в рублях сравняются до 10–15%

CNews: Ваше видение: как глобальные технологичные тенденции могут изменить российский бизнес в перспективе 3–5 лет?

Борис Бобровников (Крок): Я не перестаю говорить о том, что у нашей экономики есть еще резервы эффективности, если заказчики позволяют себе роскошь содержания огромных внутренних ИТ-подразделений. Еще и действующих непрозрачно – далеко не у всех применяются стандарты ITIL, чтобы оценивать результативность действий таких внутренних подразделений. Так что серьезные, корневые изменения на ИТ-рынке происходят потихоньку. Мелкие бизнесы раньше увидели проблему и активно устремились к применению публичных ИТ-сервисов. Крупные компании замечают ухудшения не так быстро.

Сейчас заказчики готовы рисковать для достижения наивысшей эффективности своего бизнеса. Те технологии, которые еще несколько лет казались чем-то далеким, сейчас все активнее тестируются и внедряются, в первую очередь это «облака».

Еще одна глобальная тенденция, которая всего года два дает первые сходы на российском рынке, – развитие концепции интернета вещей именно как инструмента для повышения эффективности бизнеса. Возьмем задачу – мониторинг очередей в кассы. Для этого над кассами, сервис-зонами и входными группами устанавливаются камеры, видео с них поступает на сервер видеоаналитики, а оттуда – в подсистему сбора и анализа событий, интегрированную с системой аналитической отчетности. Комплексная система не только подсчитывает количество людей в очередях и выходящих посетителей, но также для каждого человека определяет время нахождения в очереди. Дальше данные анализируются, и на основании текущей загруженности касс и объема входного потока формируются прогнозы и рекомендации по открытию и закрытию касс. Эти рекомендации позволяют заказчику не только эффективно планировать расписание работы кассиров, но также заботиться о комфорте покупателей и бороться с проблемой оставленных корзин.

Указ об обязательном использовании технологии Bulding Information Modelling кардинально изменит строительную отрасль к 2019 году

И, конечно, одной из наиболее перспективных сегодня является технология BIM (Bulding Information Modelling), с помощью которой можно отслеживать все изменения в строительном проекте в режиме онлайн и экономить 30–50% времени не только на проектирование, но и на строительство. Пока еще не все осознают, но это перспектива полной перестройки строительной отрасли. Внедрение BIM-подхода будет формировать спрос на рынке несколько ближайших лет, до полного вступления в силу в 2019 году указа премьер-министра Дмитрия Медведева по внедрению BIM.

borovikov_softlajn_140.jpgИгорь Боровиков (Softline): Главная точка роста – облачные сервисы. В Softline это направление выросло за 2015 год на 100%. Текущая ситуация на рынке не оставляет ряду компаний выбора. Они ожидают и получают от облаков три базовые вещи. Во-первых, использование облачных сервисов дает компаниям желаемую оптимизацию расходования ИТ-бюджетов. Во-вторых, возможность получить готовый сервис «здесь и сейчас». Причем оперативность развертывания не зависит от сложности ПО – и Office365, и сложная CRM-система доступны сразу и позволяют начать работать немедленно. В-третьих, возможность сосредоточиться на базовом бизнесе и не тратить ресурсы на поддержку собственной инфраструктуры, под которую нужно нанять персонал, следить за обновлением ПО, осуществлять мониторинг ее работы, безопасность и администрирование.

Владимир Грибов (Ланит): Сегодня стремительно развивается интернет вещей: все больше компаний используют сенсоры и другие «умные» устройства в своей деятельности. С каждым днем возрастает объем цифровой информации. Лавинообразный рост количества данных, из которых компании хотят извлекать новые знания, стимулирует развитие решений для обработки и монетизации больших данных, а также систем информационной безопасности.

Внедрение интернета вещей способствует тому, что окружающая среда становится все более интеллектуальной. Концепция «умных» городов воплощается в проектах по созданию систем межмашинных коммуникаций (М2M), что в итоге обеспечивает горожанам комфортный сервис в разных сферах городской жизни. В последние годы реализовано множество проектов на транспорте. Например, в Москве остановки общественного транспорта оснащены электронными табло. Пассажиры могут планировать поездки, ориентируясь на время перемещения наземного транспорта. Становится все более комфортной оплата проезда, парковок. В нашу жизнь постепенно проникают «зеленые» технологии, к примеру, в Краснодаре установлены паркоматы, работающие на солнечных батареях.

Если говорить о других тенденциях, которые смогут влиять на отечественный ИТ-рынок в среднесрочной перспективе, то большой потенциал у технологий дополненной и виртуальной реальности. Такие решения могут быть полезны в самых различных сферах: в образовании – это визуализация и геймификация школьных программ; в сфере корпоративного обучения и безопасности на производстве – это тренажер для повышения компетенций и улучшения навыков. Технология будет пользоваться высоким спросом также в девелопменте, проектировании и дизайне, в туриндустрии.

Александр Калинин (НКК): Для российского бизнеса в текущих условиях все более актуальными становятся проблемы ИБ и киберугроз. Приходит понимание, что вопросы информационной безопасности имеют первостепенное значение при исполнении комплексных ИТ-проектов. Средства защиты информации наконец-то должны стать органической частью ИТ-системы и закладываться еще на этапе предпроектирования. Интеграция задним числом разномастных систем безопасности от различных поставщиков поверх базовой ИТ-системы влечет за собой утяжеление и удорожание проекта, а также снижение эффективности защиты. Нельзя разделять вопросы ИТ и ИБ, это обойдется существенно дороже и в деньгах и в последствиях.

В ближайшее время средства защиты информации станут органической частью ИТ-системы и будут закладываться на этапе предпроектирования

Сергей Корнеев (Техносерв): Исследователи не первый год указывают на перспективы интернета вещей. Однако теперь они более четко сформулировали, что именно будет происходить. Как ожидается, 2016–2018 годы станут периодом разработки платформ для новой технологии. Прогнозируется, что к концу 2018 года платформенные бизнес-модели, основанные на новых экосистемах и созданные на базе технологических платформ интернета вещей и M2M, станут частью основной стратегии роста компаний. Здесь уместно сказать о набирающих все большее распространение решений, таких как умное ЖКХ, умное освещение, умное здание, умный офис, умная остановка, умный светофор, умное земледелие, умное животноводство, умная энергетика, умное производство и т.д.

В полный рост встанет и проблема защиты информации, особенно учитывая виртуализацию, «облака», переход на сервисные модели, применение open source решений. Новые технологии и сервисы потребуют изменения подхода к организации защиты данных и, собственно говоря, самой их сохранности.

Также прослеживается явно выраженная тенденция к переходу на сервисную модель. Прежде всего, это коснется малого бизнеса и, возможно, среднего. Им легче переходить на новые решения и именно с них начнется процесс перехода в облако. В целом, при правильном подходе, сервисная модель имеет массу преимуществ, прежде всего экономию средств. Скорее всего, в ближайшем будущем будут появляться больше решений в виде облачных сервисов, которые, там где невозможно применение классического сервисного подхода, будут перерастать в частные облака.

Процессы выделения сервисных функций в самостоятельные компании не являются прерогативой только ИТ-отрасли. Компании различных рыночных сегментов выделяли и выделяют бизнесы по направлениям сервисных функций: автотранспорт, энергообеспечение, ремонты и эксплуатация, бурение, ИТ и т.п. Повышение операционной эффективности сервисных компаний является практически единственным способом увеличения прибыли, так как в условиях российского рынка при ограниченном круге заказчиков им сложно управлять и воздействовать на увеличение доходов. ИТ как сервисная функция, на мой взгляд, за прошедшие годы стала зрелой бизнес-моделью и значительно опередила сервисные компании других отраслей в своем развитии по ряду причин. Наработаны SLA, проработаны каталоги услуг, выстроены процессы, практики ITIL применяется практически всеми, оптимизация выполнения операций является постоянной функцией, выработаны метрики оценки эффективности и т.п. Поэтому перенос лучших практик сервисных ИТ-компаний в сервисные компании других отраслей станет, на мой взгляд, станет одной из тенденций в ближайшее время.

Через пару лет интернет вещей и умная инфраструктура станут стратегическими трендами развития российского бизнеса

Сервисные ИТ-компании, сосредотачиваясь на сервисе и услугах для клиентов, скоро сами станут самостоятельным рынком и будут потреблять большое количество узкоспециализированных ИТ-продуктов для предоставления новых сервисов своим клиентам либо для существенного удешевления расходов на существующие услуги. Управление мобильным персоналом, транспортом, спецтехникой и материальными ресурсами при оказании услуг, повышение уровня использования инфраструктуры (включая, например, повышение плотности вычислений или уплотнение существующих каналов связи), создание новых видов сервиса для клиентов будут являться основными областями роста потребления ИТ в сервисных компаниях. При этом большинство ИТ-решений для них будут предоставлены в рамках сервисной модели, так как привязка объемов собственных операций к объемам потребляемых услуг и сервисов значительно упрощает учет и контроль расходов на внешних поставщиков.

Александр Калинин (Газпром автоматизация): Если говорить о трехлетней перспективе, то существенное влияние продолжит оказывать развитие мобильных и облачных технологий, а также методов защиты информации. Особые ожидания мы связываем с влиянием технологии больших данных на требования, предъявляемые к оборудованию, а, точнее, к возможности обеспечения кратного увеличения скорости передачи информации и принципиально иным методам работы с базами данных.

Наталья Анищук

Вернуться на главную страницу обзора