oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2014

Организация тестирования: от единичных проектов к единому центру управления качеством

Организация тестирования: от единичных проектов к единому центру управления качеством

Мир тестирования программных решений стремительно меняется: от тестирования отдельных ИТ-систем фокус смещается в сторону обеспечения надежной и бесперебойной работы бизнес-процессов. В ответ на тенденцию компания "Перфоманс Лаб" предлагает комплексное решение – постановку процесса тестирования на регулярной основе в рамках единого центра контроля качества.

Прошедший 2014 г. показал, что помимо традиционных источников влияние на бизнес-приложения могут оказывать события глобального политического характера. Окружающее пространство меняется очень динамично, появление новых технологических решений и платформ и их смена происходят все стремительнее. Тонкие клиенты и интернет-приложения идут на смену классическим "толстым" клиентам. Казавшиеся совсем недавно супер-новинками облачные технологии и интернет вещей все более активно проникают во все отрасли, мобильность приложений и пользователей вырастает на порядок, идет активное использование социальных сетей и других данных в контексте применения больших данных.

Все это требует максимальной адаптивности приложений и систем, обеспечивающих основные бизнес-процессы предприятия с соблюдением требуемых характеристик. Надежность, производительность, качество – вот три основных показателя, по которым, как правило, бизнес-пользователи оценивают системы. Решение должно работать быстро, быть надежным и устойчивым к различного вида сбоям инфраструктуры, гарантировать отсутствие ошибок при обработке данных и корректность получаемых результатов.

Мир тестирования ПО также меняется: от тестирования отдельных ИТ-систем фокус смещается в сторону обеспечения надежной и бесперебойной работы бизнес-процессов. Специалисты компании "Перфоманс Лаб", одного из лидеров на рынке сервисов и услуг по управлению качеством, понимают это как никто другой. Анализируя опыт проектов последних нескольких лет и обобщая его с лучшими мировыми практиками и методиками, компания стремиться в общении с заказчиками не ограничиваться решением единичных локальных задач по тому или иному виду тестирования. Главная задача – помочь решить более общие задачи по повышению общей эффективности процессов разработки и внедрения ПО.

Для начала, например, специалисты заказчика и руководители профильных подразделений могут ответить (иногда с помощью специалистов "Перфоманс Лаб") на следующие вопросы.

Эффективен ли процесс тестирования ПО в организации? Действительно ли методы, которые применяются, оптимальны? Оправданы ли затраты организации на обеспечение качества ИТ-систем? Ответы могут стать первым шагом к анализу ситуации в компании в целом и началу аудита эффективности процессов управления качеством. Так как без такой постановки вопросов и попытки выявить исходные точки возникновения проблем простой подход реализации только единичных услуг напоминает плохую медицину, когда вместо поиска первопричин заболевания борются только с его симптомами.

Именно поэтому компания "Перфоманс Лаб" постоянно расширяет свой каталог услуг в части аналитических и QA-сервисов. Именно поэтому ее специалисты всегда выступают за постоянное присутствие в проектах заказчика и развитие единичной задачи по тестированию в постоянный контроль качества. Понимание важности данного процесса необходимо донести до заказчика.

Потому что во-первых, проблема управления качеством разработки и внедрения как таковая не является специфичной для какой либо одной из отраслей – она актуальна и для банков, и в компаниях нефтегазового сектора, и для ритейлеров, и для телеком-операторов. С повсеместным и масштабным внедрением в жизнь электронных услуг различного типа, с расширением присутствия государственных органов всех ветвей власти в электронном пространстве данный вопрос также стал актуальным и для госзаказчиков.

Во-вторых, уровень зрелости заказчика – это не отговорка. Налаживать процессы тестирования ради процессов и предоставления "наверх" отчетов о проведенных работах – пустая трата времени и ресурсов, хотя такие прецеденты имеют место в проектной практике. Все-таки главная цель – обеспечение непрерывности бизнес-процессов или процессов управления компании и их высочайшего качества.

Суровый процесс управления качеством


Управление качеством как таковое, не говоря уже об управлении качеством разработки и внедрения ПО, – это большой суровый процесс, который кроме собственно тестирования включает множество этапов и задач: управление требованиями, управление релизами, управление дефектами, управление исходными кодами и сборками, связка с PPM, связка с Service Desk.

В результате организуется полноценный жизненный цикл программного обеспечения (ЖЦПО), или, как его называют на Западе, ALM (Applicaton Lifecycle Management). И вся эта связка работает не однократно, а циклически – от релиза к релизу, от внедрения к внедрению, от приложения к приложению.

Начать внедрять сразу все нереально. Клиентам предлагается "есть слона по частям", то есть двигаться от одного уровня зрелости к следующему, более высокому, от выстраивания и оптимизации одного процесса к их единой взаимосвязи и синхронизации. Целый ряд очень больших клиентов, например, сначала несколько лет внедряет только разработку, баг-трекинг и связанный с ними сервис-деск, чтобы в последние год-два начать понимать, что куча рисков, затрат на исправление дефектов, длинный Time-to-market (время вывода функциональности в продуктив) лежат несколько в стороне от решаемых ими текущих задач и посмотреть в сторону процессов управления требованиями, релизной политики, систем управления качеством в целом, как критичных для их бизнеса. Потому что цена исправления ошибки на этапе формирования, согласования и управления функциональными требованиями в начале проекта несравнимо ниже, нежели исправление той же ошибки, обнаруженной при переводе системы в продуктивную эксплуатацию.

Специалисты консалтинговой компании "Перфоманс Лаб" это чувствуют и видят, поэтому родилось комплексное предложение: например, не просто разовое нагрузочное тестирование, а целостная постановка данного процесса на регулярной основе с привязкой к процессу выхода релизов у заказчика. С предложением развертывания у заказчика мониторинга бизнес-приложений, систем и инфраструктуры в целом в перспективе с выходом на единый процесс управления мощностями и производительностью всех бизнес-приложений – Capacity Management и APM (Application Performance Management). А это – прогнозирование загрузки оборудования на всем времени его эксплуатации, это возможность повысить эффективность его использования, снизить ТСО – общую стоимость владения инфраструктурой. Или же возможность заранее заложить необходимые бюджеты на развитие ИТ в инвестиционную программу компании в соответствие с текущими данными мониторинга, результатами нагрузочных тестов и прогнозами поведения бизнес-систем и приложений. Это уже переход с технических процессов на эффективное управление финансами и затратами на ИТ.

Единый центр по управлению качеством


"Перфоманс Лаб" практикует аналогичный комплексный подход к управлению качеством, но в разрезе задач по функциональному, интеграционному и регрессионному тестированию. С заказчиком ведется разговор о построении единого центра тестирования управления качеством, о совершенствовании процессов в целом на базе собственной методологии ОПТ. Единый центр по управлению качеством, или центр компетенции по тестированию (TCoE) — это централизованное решение, позволяющее объединить процессы, инструменты, инфраструктуру, команду тестирования в сервисную функцию, доступную всем подразделениям компании. Ведь как правило ИТ-ландшафт любого заказчика не ограничивается одной-двумя информационными системами, обеспечивающими основные бизнес-процессы и процессы управления. Поэтому ожидаемо присутствие нескольких проектных команд или даже компаний-субподрядчиков, ведущих каждый свою часть проектов разработки и ПО в интересах опять же многих функциональных заказчиков из числа бизнес-пользователей компании.

Единый центр по управлению качеством позволяет выстроить единую модель взаимодействия бизнеса, ИТ и внутренних и внешних команд разработчиков, описать единые стандарты и методики по разработке ПО и контролю его качества, определить необходимые критерии оценки и KPI для оценки эффективности как самих процессов разработки, внедрения ПО, тестирования и управления, так и основных участников этих процессов. То есть бизнес получает абсолютно прозрачные и понятные для всех "правила игры", которые могут контролироваться сверху и соблюдаться всеми участниками. При этом снижаются общие проектные риски по несоблюдению сроков вывода очередного бизнес-приложения в промышленную эксплуатацию за счет большего контроля за всеми этапами процессов и прозрачности и доступности всех результатов на любой момент времени.

Бизнес дополнительно получает возможность более детально контролировать бюджетирование проектов, которые перестают выглядеть для него как "черный ящик". Плюс при смене подрядчика, который осуществляет разработку (всякое случается в проектах – это реалии жизни), следующий исполнитель получит всю необходимую информацию о процессах тестирования и управления качеством и требованиях, предъявляемых при этом. Не пропадает единственный носитель знаний, от которого зависела судьба проекта в целом, так как есть третья сторона в лице Единого центра по управлению качеством, который с самого начала проекта может контролировать соблюдение всеми исполнителями требований по документированию процессов разработки и управлению всеми исходными кодами и дистрибутивами.

Подход к построению Единого центра по управлению качеством

Источник: "Перфоманс Лаб", 2015

Вот уже более двух лет компания "Перфоманс Лаб", как лидер в тестировании и обеспечении качества информационных систем в России, успешно реализует данный подход в проектах по тестированию информационных систем крупных заказчиков, том числе и на платформе SAP. За это время были успешно выполнены работы по функциональному, нагрузочному и автоматизированному тестированию для компаний "Лента", "Эльдорадо", "Перекресток", "Виктория". Общее количество выполненных проектов – более 20. Тестирование выполняется для решений SAP, таких как SAP for Retail, SAP ERP, SAP HR, SAP BW и других.

В планах по развитию "Перфоманс Лаб" заявляет продолжение работы над центром компетенций SAP по обеспечению качества. "Мы, как лидеры рынка, обязаны предоставлять нашим клиентам лучшие решения и услуги по обеспечению качества. Решения SAP в России и СНГ используют десятки крупных компаний, и для многих из них недостаточное качество информационных систем может привести к значительным потерям, либо упущенной выгоде. Именно эти компании – наши приоритетные клиенты", – говорит Юрий Ковалев, президент компании "Перфоманс Лаб".

Дмитрий Палецкий, ведущий специалист по продажам решений

Вернуться на главную страницу обзора