oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2013

Андрей Фомичев

Андрей Фомичев:
Ситуация на рынке меняет требования заказчиков к проектной деятельности

О последних тенденциях банковской информатизации, успешном опыте перевода банков на комплексный аутсорсинг, применении экспертизы компании в создании национальной платежной системы в интервью CNews рассказал Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ЦФТ.

CNews: Как вы оцениваете объем рынка банковской информатизации?

Андрей Фомичев: Об объеме рынка можно судить, сравнивая выручки компаний, скажем, из ТОП-100 за 2012 и 2013 года. Проведя подобные вычисления по показателям 2014 года, мы увидим, что объем рынка ИТ для банков немного, но уменьшился. Сегодня рынок не превышает показатели предыдущего года, и в целом в 2014-м его объем не увеличится.

CNews: Речь идет о стагнации? По вашему мнению, эта тенденция будет сохраняться?

Андрей Фомичев: Наверняка сказать сложно, но представляется, что в этом году на рынке преобладают консервативные настроения. Часть проектов, которые могли бы быть реализованы, будь ситуация более стабильной, отложены на потом. Но мы на этот год смотрим с оптимизмом. Да, отдельные банки наблюдают отток вкладов, сокращение объемов кредитования населения, и это, конечно, уменьшает ИТ-аппетит банков. Но есть и положительные тенденции, которые могут привести к необходимости внедрения новых ИТ.

Например, продолжается тенденция консолидации и укрупнения банков, поскольку в бюджете небольших финансовых организаций доля расходов на ИТ все-таки большая. Вне зависимости от масштаба банка, уровень его автоматизации не должен уступать крупным банкам, а поэтому консолидация – это хороший способ оптимизации расходов, в том числе на информационные технологии. Когда несколько небольших банков объединяются, как правило, этой новой структуре необходима новая ИС, способная обработать общий объем транзакций. И дело не только в повышении производительности, но и в унификации систем.

Другой фактор, влияющий на потребность банков в новых ИТ-проектах, – это желание экономить. Зарабатывать становится сложнее, издержки растут, конкуренция обостряется. Вполне логично, что банки стремятся сокращать издержки на ИТ, и у ЦФТ есть целый ряд подходов, которые помогают экономить. Иногда банк просто понимает, что пришло время обратиться к новым технологиям, так как система, которая работает сейчас, уже не может обслужить значительно возросшее количество клиентов. А значит, нужен совсем другой продукт, испытанный на тысячах пользователях.

CNews: У вас есть такой продукт?

Андрей Фомичев: ЦФТ-Банк. У этого продукта есть несколько десятков действительно крупных инсталляций. Достаточно отметить, что из банков ТОП-50 его используют 20. В нашем портфолио есть масштабные внедрения, когда с единой базой данных работают десятки тысяч пользователей, а филиалы банка рассредоточены по огромной территории на несколько часовых поясов и при этом в день совершаются миллионы транзакций.

CNews: Расскажите подробнее о способах экономии банками на ИТ.

Андрей Фомичев: Экономия достижима не только посредством слияния нескольких банков. Даже если речь не идет об объединении, но база данных разбита на части и банк имеет множество филиалов, в каждом из которых установлена своя банковская система, определенно стоит задуматься о повышении эффективности. За счет создания единой базы данных издержки можно существенно сократить. Кроме того, даже если все системы централизованы по географическому признаку, все филиалы работают онлайн и пользуются одними и теми же продуктами, следует проверить ИТ-ландшафт банка. Иногда выясняется, что разнородность, разновендорность систем банка велика, количество поставщиков, продукты которых используются, достигает нескольких десятков, а соответственно, суммарные расходы на сопровождение и интеграцию этих систем весьма существенны для бюджета. Даже централизованный банк может выиграть за счет упрощения ИТ-ландшафта, если системы от разных поставщиков с разной функциональностью заменить единым решением без потери в эффективности ведения бизнеса.

Еще один способ, благодаря которому можно экономить, – использование аутсорсинга. В начале 90-х доля собственных разработок была очень велика – около 50–60%. Сейчас она существенно сократилась и в банковском сегменте ТОП-100 достигает 16–18%. Это значит, что в течение 20 лет банки постепенно уходили от собственных разработок. Отсюда другой тренд – передача систем сначала на хостинг внешним дата-центрам, а потом и на полностью аутсорсинговое обслуживание.

В ЦФТ это направление стратегическое, и мы уже сегодня предлагаем банкам комплексный аутсорсинг целого ряда продуктов, начиная с core-банкинга и заканчивая процессингом. Яркий пример аутсорсинга от ЦФТ – проект в «Экспобанке». Банк заменил целый ряд систем от различных поставщиков на комплексный продукт ЦФТ-Банк, перевел ДБО на аутсорсинговое решение от ЦФТ Faktura.ru и сменил in-house-процессинг на внешний. Все это позволило ему сократить расходы на ИТ в два с половиной раза, а штат ИТ-сотрудников примерно в восемь раз. И таких показательных примеров насчитывается около десяти. Уверен, их число будет быстро расти.

CNews: Какова доля проектов по аутсорсингу?

Андрей Фомичев: Пока небольшая. В нашей совокупной выручке это единицы процентов. Но если говорить о доле в новых продажах, то она уже значительно увеличивается. Банковский аутсорсинг – один из драйверов роста компаний, которые могут реализовывать подобные проекты. Следуя за трендами централизации, унификации, аутсорсинга и повышения эффективности бизнеса, мы строим весьма оптимистичные прогнозы на 2014 год и рассчитываем закончить его с показателями существенного роста бизнеса.

CNews: Импортозамещение – еще один яркий тренд. Что это за явление?

Андрей Фомичев: Все началось с того, что многие российские банки пытались внедрять западные решения. Неудачно закончилась примерно половина всех этих проектов: одни были приостановлены, так и не дойдя до запуска, другие реализованы, но лишь частично и с существенным превышением сроков. И вот сейчас Запад вводит санкции по отношению к ряду банков. Заговорили о необходимости импортозамещения, и идея эта поддерживается в том числе из-за напряженной обстановки на рынке платежных систем. Гораздо спокойнее работать с российским решением, которое покроет всю необходимую банку функциональность, поддержит его бизнес, но при этом в меньшей степени будет зависеть от каких-либо санкций и, кроме этого, позволит существенно сократить ИТ-бюджет.

CNews: Какие еще тренды влияют на развитие отрасли?

Андрей Фомичев: Смело можно выделить и такой тренд, как сфокусированность на клиентах, клиентоориентированность. Он характеризуется стремлением банков более подробно сегментировать клиентскую базу, формировать адресные предложения клиентам. Кроме того, банки по-прежнему поддерживают вынесение целого ряда банковских сервисов и услуг в канал дистанционного обслуживания. Быстрее всего, конечно же, растет мобильный банкинг.

Но есть и еще одно явление, которое проявляется все ярче и ярче. Это геймификация, или игрофикация. Оно проявляется в том, что элементы игры постепенно проникают во все сферы жизни.

CNews: Чем ваша компания готова ответить на эти тренды?

Андрей Фомичев: В сегменте ДБО мы на условиях аутсорсинга предлагаем сервисы «Интернет-банк» и «Мобильный банк» для клиентов банков – юридических и физических лиц. Сервисы известны на финансовом рынке под брендом Faktura.ru. Решение использует уже порядка трехсот банков и их филиалов. В год подключаются примерно 25 банков.

Мы непрерывно совершенствуем наши продукты с точки зрения как функционального наполнения, так и удобства и мобильности использования ДБО-сервисов. В последние годы второе направление становится все более актуальным, ввиду чего большой спрос со стороны потребителей получили приложения для мобильных устройств на различных операционных платформах. Это приложения с разнообразным набором функций, например сервисом геолокации, которые позволяют клиенту взаимодействовать с банком играючи. Суть геймификации заключается в том, что посредством банковского приложения клиент и банк как бы играют в некую игру, ведь сегодня приложение уже не просто позволяет выполнять функцию, оно должно развлекать – эффективность такого приложения вырастает.

Мы активно работаем в этом направлении, в том числе при создании банковских систем, потому что делать работу сотрудников банка более интересной тоже важно. И бизнес это начинает понимать. Во-первых, специалистам становится приятнее работать, а во-вторых, на базе игровых техник можно строить системы мотивации персонала, основанные как на материальном вознаграждении, так и на неком соревновании. Мы предоставляем несколько игровых направлений в ИТ-системе. Одно предлагает сотруднику расчет баллов за каждое его действие и сравнение с лидером. Другое имеет менее формальный подход и просто демонстрирует на экране компьютера значки – одобрения или неодобрения. Если сотрудник быстро оформил депозит клиенту, то появляется, к примеру, смайлик или схематичное изображение руки с поднятым большим пальцем. Если специалист банка ту же самую работу делал медленно, то на экран выводятся знаки, имеющие негативную коннотацию.

CNews: В каких банках эти системы уже работают?

Андрей Фомичев: Сегодня мы внедряем данный функционал в целом ряде банков: «Инвестиционном торговом банке», «Банке «Санкт-Петербург». Первый проект мы реализовали в компании «Тройка-Д банк».

CNews: Какие решения вы можете предложить банкам, которые хотят быть более клиентоориентированными?

Андрей Фомичев: Прежде всего это комплекс приложений, который мы называем «Новый ЦФТ-Банк». Внутри этих приложений мы реализовали такой продукт, как «Машина рекомендаций». Он позволяет на основе параметров клиента, истории его взаимодействия с банком и информации, имеющейся о нем в банковской системе, рассчитать вероятность приобретения им различных банковских продуктов. Показатель этой вероятности будет доступен оператору, взаимодействующему с клиентом, с целью формирования предложения такого продукта, который смог бы заинтересовать клиента в наибольшей степени. Рассмотрим такой пример: у клиента есть депозитный счет в банке, но нет пластиковой карты, и система рассчитывает, что вероятность приобретения им пластиковой карты равна 80%. Эта информация и передается оператору. Или, допустим, клиент использует трехмесячный вклад, срок которого заканчивается. Система показывает, что можно предложить вклад на полгода по чуть более высокой ставке и вероятность размещения данного вклада будет очень высокая на основе истории взаимодействий клиента с банком.

CNews: Меняются ли требования заказчиков к проектной деятельности?

Андрей Фомичев: Думаю, да. Заказчики хотят, чтобы проекты реализовывались быстрее. Сроки проекта контролируются более жестко, а факторы, которые могут привести к увеличению сроков, тщательно рассматриваются и устраняются. Такой контроль направлен и на бюджет проекта.

CNews: Какие решения сейчас являются самыми востребованными?

Андрей Фомичев: По-прежнему востребованы комплексные автоматизированные банковские системы, которые относятся к классу транзакционных систем. Они позволяют значительно сократить трудозатраты банка и расходы на его операционную деятельность. Популярны и средства дистанционного банкинга, в том числе мобильного. Актуальны и специализированные индикаторы и показатели, отражающие деятельность банка в различных аналитических разрезах.

Кроме того, очень важна тема, связанная с процессингом карт международных платежных систем, локальных платежных систем. Поскольку недавно мы наблюдали отключение ряда банков от международных платежных систем, Центробанк России сформировал рекомендацию банкам реализовать двухсторонние межхостовые взаимодействия между процессинговыми центрами, чтобы обеспечить бесперебойность расчетов внутри страны в случае каких-либо санкций со стороны международных платежных систем. Реализуются дополнительные меры, связанные с некими страховыми депозитами в размере двухдневного оборота. Кроме того, идет речь о создании НСПК. Группа компаний ЦФТ также принимает в этом участие.

CNews: В чем оно заключается?

Андрей Фомичев: Прежде всего в использовании нашей уникальной экспертизы. Если мы посмотрим на рынок пластиковых карт и зададимся вопросом, какие на нем есть локальные игроки, кто реализовал масштабные проекты в этой области, которые прошли проверку временем и конкуренцией, в том числе с международными платежными системами, то на сегодня самый крупный проект, история которого насчитывает уже 20 лет, – это платежная система «Золотая корона». Объем эмиссии насчитывает 19 млн карт.

Группа компаний ЦФТ, разработчик «Золотой короны», сегодня может обеспечить не только реализацию двухсторонних межхостовых соединений между процессинговыми центрами, но и необходимые отечественные технологии для реализации национальной платежной системы. Мы уже продемонстрировали свою экспертную и ресурсную готовность к реализации данных проектов, с нами взаимодействуют Центральный банк и Минфин, мы участвуем в заседаниях рабочих групп по созданию НСПК. Какой сценарий развития событий выберет в итоге Центральный банк, покажет время.

CNews: Расскажите о самых интересных проектах текущего года.

Андрей Фомичев: Это внедрение классических приложений ЦФТ-Банка. Сейчас завершается внедрение продукта в уже упомянутом «Инвестиционном торговом банке», входящем в ТОП-50.

Можно отметить также проект с дочерним банком UBS в Москве – «Ю Би Эс Банке», в котором мы реализовали комплексную автоматизацию. Интересен этот банк благодаря продвинутой составляющей работы на фондовом рынке как с точки зрения биржевых операции, так и с точки зрения инвестиционного банкинга.

Еще один примечательный проект – в АИЖК. Мы запустили нашу систему ЦФТ-Банк, которая позволила АИЖК значительно сократить персонал, задействованный в обработке бэк-офисных операций, в частности учета закладных.

Кроме этого, мы завершили наше внедрение в корпорации «Росатом» централизованного казначейств, которое объединило в единый расчетный комплекс около 300 предприятий.

CNews: Какова окупаемость ваших решений?

Андрей Фомичев: Смотря какой подход к внедрению наших продуктов выбрать. Всего их два: классический, или in-house, и аутсорсинговый. Сейчас проекты с аутсорсинговой составляющей экономически выигрывают у проектов in-house, средняя эффективность последних оценивается на уровне 20–30%.

Если речь идет об экономии и оценке состояния банка до и во время нашего проекта по аутсорсингу, то средний показатель эффективности – подчеркиваю, именно средний – 40%. Экономическая выгода формируется на основе уменьшения расходов на ИТ в масштабе всей инфраструктуры предприятия.

Данная цифра меняется в зависимости от двух параметров: масштабов бизнеса банка – чем банк больше, тем, соответственно, он больше сэкономит при переходе на аутсорсинг, и от степени комплексности проекта – чем более узкое направление автоматизируется и передается на аутсорсинг, тем ниже отдача и меньше эффект.

Средний срок окупаемости аутсорсинговых проектов может составлять от нескольких месяцев до двух лет, но два года – это максимум, а в среднем – один год.

Вернуться на главную страницу обзора