Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2013

Продажи ПК падают из-за мобилизации

Продажи ПК падают из-за мобилизации

По итогам 2013 г., мировой рынок компьютеров продемонстрировал рекордное падение – продажи снизились на 10%. Растущая популярность планшетов и других компактных персональных устройств постепенно каннибализирует рынок стационарных ПК. Ожидается, что в 2014 г. продажи продолжат снижаться, правда, темпы падения замедлятся.

Ведущие мировые аналитические агентства IDC и Gartner, слегка разойдясь в абсолютных показателях, были единодушны относительно темпов снижения рынка персональных компьютеров в 2013 г. Итоги исследований аналитиков были неутешительны: продажи ПК по сравнению с 2012 г. упали на 10%.

Печальная ситуация

Всего по итогам 2013 г. на мировой рынок было отгружено около 315 млн персональных компьютеров против 349 млн годом ранее, посчитали в IDC. Это рекордное падение рынка, отражающее все более отчетливое проявление тренда мобильности. Продажи ПК смог поддержать лишь корпоративный сегмент, тогда как активность частных потребителей была слабой на протяжении всего года, даже в заключительном «рождественском квартале».

Активные продажи планшетов на развивающихся рынках негативно повлияли на сегмент ПК, констатирует Микако Китагава (Mikako Kitagawa), ведущий аналитик Gartner. По его словам, в развивающихся странах первым подключенным устройством для пользователя стал смартфон, а первым компьютерным устройством – планшет. В результате принятие классических ПК на таких рынках тормозится – потребители выбирают более дешевые и компактные устройства.

Конечно, среди причин падения рынка ПК стоит назвать и общую сложную экономическую ситуацию, трудности распространения Windows 8 (рынок довольно прохладно встретил эту операционную систему), а также достаточно скучные новинки от многих OEM-производителей.

Доли игроков

Прошлый год ознаменовался сменой лидера на рынке ПК – у компании HP пальму первенства отобрала Lenovo. По данным IDC, китайский вендор смог увеличить продажи на 2,7%, что можно рассматривать как очень хороший результат на общем безрадостном фоне. Особенно мощно Lenovo выступила в регионе EMEA, а также в Латинской Америке и Японии. По словам аналитиков, компанию отличает агрессивное продвижение, широкая продуктовая линейка, гибкость и сосредоточенность на развитии канала.

Компания Поставки в 2013 г., млн штук Доля рынка в 2013 г., % Поставки в 2012 г., млн штук Доля рынка в 2012 г., % Сравнение 2013 г. с 2012 г., %
1 Lenovo 53 771 17,1 52 348 15,0 2,7
2 HP 52 171 16,6 58 129 16,6 -10,3
3 Dell 37 791 12,0 38 719 11,1 -2,4
4 Acer Group 24 022 7,6 33 588 9,6 -28,5
5 ASUS 18 666 5,9 23 214 6,6 -19,6
Другие 128 134 40,7 143 386 41 -10,6
Всего 314 554 100 349 383 100,0 -10,0

Источник: IDC, 2014

Компания HP падала даже сильнее рынка в целом, в итоге откатившись на вторую строчку в топе ведущих производителей ПК. Этот вендор довольно осторожно действовал на ведущих рынках, а его продажи в США сократились на 12% в годовом исчислении.

Замкнувшая топ-3 компания Dell довольно активно росла в четвертом квартале 2013 г. (+5,8% к уровню четвертого квартала 2012 г.), но по итогам года ее продажи упали на 2,4%. По-прежнему наиболее сильные показатели у компании в Северной и Южной Америке, вновь начали расти ее продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Очень сильно в 2013 г. упали продажи тайваньских производителей Acer и Asus – на 28,5% и 19,6% соответственно. Всего на долю ТОП-5 производителей ПК приходится без малого 60% мирового рынка.

Отечественный сегмент

По итогам 2013 г. российский рынок ПК рухнул сразу на 27,2% – до 10,24 млн устройств, сообщает IDC. В денежном выражении падение было еще более заметным – на 32,1% до $5,73 млрд. Одна из причин падения рынка – резкое отмирание сегмента нетбуков, их продажи за год упали в 20 раз. В отечественном рейтинге поставщиков ПК, как и в мировом, лидирует Lenovo, занимающая долю в 18%. На втором и третьем местах в России расположились Acer (14,8%) и Asus (13,5%). В таблице ниже приведена последняя сегментация рынка по итогам первого квартала 2014 г.

Поставки настольных ПК в России за год сократились на 15,8% и составили чуть более 3,58 млн штук. Первую позицию в этом сегменте по-прежнему занимает HP. Далее следуют Lenovo, DNS, DEPO Computers и Acer Group. Доля моноблоков в общей структуре ПК за год возросла до 13,8%. А вот сегмент ноутбуков сократился на 32,1% по сравнению с показателями 2012 г. – до уровня 6,65 млн штук.

Компания Доля рынка в I квартале 2014 г., % Доля рынка в I квартале 2013 г., %
1 Lenovo 19,3 14,1
2 Asus 14,7 10,3
3 HP 14,2 10,6
4 Acer 9,1 14,8
5 Другие 42,7 50,2
Всего, млн штук 1,77 2,31

Источник: IDC, 2013–2014

По мере развития рынка персональных компьютеров трансформируется и потребительская парадигма, считает аналитик IDC Наталья Виноградова. «Настольные ПК и ноутбуки в традиционном форм-факторе продолжают сдавать свои позиции. Данные устройства заменяются более эргономичными. Главными тенденциями на фоне общего снижения объемов рынка персональных компьютеров стал растущий интерес к мобильным устройствам, таким как планшетные ПК и ноутбуки-трансформеры, а также появление на российском рынке первых «облачных» ноутбуков», – отмечает она.

Компания Динамика выручки компании 2013/2012 Прогноз динамики российского рынка ПК, 2014/2013 Лидеры продаж в 2013 г.
OCS Distribution 0% 0% НР, Lenovo, Aquarius
OFT Group 67% 35% HP, Lenovo, OFT

Источник: CNews Analytics, 2014

Президент OFT Group Дмитрий Мешков отмечает, что из-за неустойчивой финансовой ситуации и девальвации рубля планирование развития ИТ-инфраструктуры на базе оборудования зарубежных производителей может приводить к существенным потерям, а то и вовсе к срыву контрактов. «Поэтому немного увеличился интерес к российским сборщикам ПК, что мы наблюдаем и по итогам своих продаж», – говорит он.

Седьмой квартал

Существенное падение рынка персональных компьютеров было зафиксировано по итогам первого квартала 2014 г. Поставки ПК в регион EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) за этот период сократились на 1,1% до 21,8 млн штук по сравнению с аналогичным первым кварталом прошлого года, сообщает IDC. Рынок сократился седьмой квартал подряд, отметили аналитики. Согласно IDC, поставки ноутбуков в EMEA в указанный период сократились на 2,6%, настольных ПК – увеличились на 1,4%.

Объем рынка в субрегионе CEE (Центральная и Восточная Европа), в который входят, в том числе Россия и Украина, в первом квартале сократился на 16,7% – больше, чем в любом другом субрегионе EMEA. В результате политической и экономической нестабильности, колебаний на валютном рынке сформировался переизбыток складских запасов.

Аналитики сообщили о значительном падении поставок ноутбуков в Россию, Украину и Казахстан. В целом в регионе CEE данный сегмент продемонстрировал 20%-ное снижение. Поставки настольных ПК, в свою очередь, снизились на 11%.

Ожидания экспертов

В 2014 г. падение рынка персональных компьютеров продолжится, считают аналитики, будет реализовано менее 300 млн устройств. В IDC прогнозируют снижение продаж на 6,1%, причем оно произойдет как на зрелых рынках, так и на развивающихся. По словам вице-президента IDC Worldwide PC Trackers Лорен Ловерде (Loren Loverde), ранее развивающиеся рынки были одними для сбыта ПК, так как рост проникновения продукции среди разных групп населения позволял увеличить темпы общего роста. Однако сегодня многие развивающиеся регионы затронуты экономическим кризисом. Кроме того, сместились технологические приоритеты. В среднесрочной перспективе рынок в этих регионах стабилизируется и будет чувствовать себя увереннее, чем в ведущих странах, далее ожидается небольшой рост.

В последующие годы до 2018 г. поставки будут плавно снижаться, пока в 2018 г. не составят 291,7 млн штук. Энди Хандоко (Andi Handoko), научный руководитель в IDC Азиатско-Тихоокеанского региона говорит, что 2014 г. останется сложным для поставщиков ПК в Азии. В то же время серьезные политические изменения в Индии, Индонезии и Таиланде, где в этом году ожидаются выборы, должны повлиять на расходы в этих странах. Надежды на расходы в госсекторе после крупных сделок в образовательной сфере в Индии и Малайзии не оправдались.

В 2014 г. неплохие позиции должны занять ряд зрелых рынков. В страны Западной Европы в первом квартале 2014 г. возвратилась тенденция роста, составившего 8,6% (в коммерческом сегменте рост 15,1%, в потребительском – 2,14%). По данным IDC, по итогам первого квартала в большинстве стран Евросоюза макроэкономическая ситуация в целом улучшилась, здесь отмечается рост покупательской активности в сравнении с прошлым годом.

По словам Дмитрия Мешкова, «штормит» в основном на потребительском направлении рынка ПК, в корпоративном сегменте ситуация достаточно стабильная, хотя небольшой постоянный спад присутствует. Рост продаж планшетов и смартфонов на корпоративный рынок ПК влияет несущественно. Компании стремятся переходить на мобильные устройства, но это происходит постепенно. «Устройства, которые могут полноценно заменить стационарное рабочее место сотрудника, сейчас еще достаточно дорогие, чтобы стать стандартом, – объясняет эксперт. – Сотрудникам, которым требуется одновременно и мобильность, и возможность полноценно работать, ИТ-службы по-прежнему предлагают ноутбук». При этом он напоминает, что в перспективе ряд новых разработок от таких производителей, как Intel, позволит рынку получить планшеты с возможностью работы в двух системах: «в полях» можно использовать, допустим, Android, а возвращаясь в офис, можно использовать полноценную Windows. Но подобные решения будут доступны не раньше середины 2015 г.

Планшеты и смартфоны влияют на рынок ПК, но не столь драматично, как ожидалось, соглашается Ольга Посошина, эксперт направления десктопов и моноблоков OCS Distribution. По ее словам, существует часть пользователей, которым ПК или ноутбук нужен лишь для получения информации – игр, интернета, почты. Такие пользователи перешли на планшеты в силу их удобства, мобильности, легкости и т.п. «Но если человеку компьютер нужен для работы с текстами, таблицами, графикой – тут не всегда можно обойтись планшетом, – подчеркивает Ольга Посошина. – А в этом сегменте идет смещение в сторону минимизации. Это и активный переход пользователей на моноблоки, и на мелкие формфакторы десктопов. На рынке уже есть полнофункциональные десктопы размером с ладошку. Кстати, этот формфактор дает новый толчок к развитию продаж и больших профессиональных мониторов. Когда есть минимизация, «картинка» и мощность малыша-компьютера подбираются оптимальным для пользователя образом».

Среди факторов, которые должны положительно повлиять на мировой рынок ПК в корпоративном сегменте, – окончание поддержки операционной системы Windows XP и вынужденная замена многих устаревших компьютеров. Аналитики говорят, что завершение жизненного цикла самой «долгоживущей» ОС заставляет покупать новые вычислительные машины тех пользователей, что долгое время воздерживались от замены. «В большинстве случаев миграция потребует замены устаревшей техники, поэтому переход базируется на темпах обновления нашего парка ПК», – ранее сообщал CNews Алексей Бунин, исполнительный директор – директор по управлению информационными системами и инфраструктурой компании «Ростелеком». По словам директора по информационным и производственным технологиям «Базэл Аэро» Александра Колесникова, переход от Windows XP на более новые операционные системы семейства Windows осуществлялся одновременно с заменой железа.

Андрей Арсентьев

Вернуться на главную страницу обзора