Журнал «Компьютерра» закрыт

Интернет Бизнес Интернет-реклама Финансовые результаты
мобильная версия
, Текст: Надежда Генина
Старейший российский компьютерный журнал - «Компьютерра» - перестает выходить в печати и остается лишь в онлайн-версии. В условиях падения доходов от рекламы компьютерному еженедельнику трудно выжить за счет одного распространения, считают эксперты.

О том, что на следующей неделе выйдет последний бумажный номер журнала «Компьютерра», сообщил на форуме главный редактор ее интернет-версии Сергей Вильянов. Об этом же написал в своем блоге бывший редактор приложения к журналу — Terralab — Олег Нечай. Президент и основатель издательского дома «Компьютерра» Дмитрий Мендрелюк заявил информагентствам, что вероятность закрытия бумажной версии журнала — 70%.

«Компьютерра» — один из старейших российских компьютерных журналов, выходит еженедельно с 1992 г. Тираж — 60–120 тыс. экземпляров, 55% тиража распространяются в розницу, 15% — по подписке. Журнал имеет несколько десятков региональных выпусков. На базе журнала был создан одноименный издательский дом, правда, в последнее время он уже закрыл целый ряд своих проектов. В  2003 г. был прекращен выпуск «Инфобизнеса», в 2006 г. — Game.exe, в прошлом году - «Домашнего компьютера». В активе ИД остаются журнал CIO и издание о малом предпринимательстве «Бизнес-журнал». В момент кризиса из профильных изданий в России закрылись также русская версия C't Magazine, журнал Mobi, а также, по данным «Медиалогии», печатная версия Byte/Россия, «IT Спец», PC Gamer, Play, SYNC и «Планета Интернет». При этом в «Медиалогии» отмечают, что Play и «Планета Интернет» могли быть закрыты лишь на время, точной информации по ним нет.

«Если сам Мендрелюк говорит о 70% вероятности закрытия журнала, значит, скорее всего, так и будет, потому что издатель крайне не заинтересован в отпугивании рекламодателей», — рассуждает главный редактор «Мир ПК» Александр Баулин. По его мнению, в последнее время в «Компьютерре» было заметно мало рекламы, а в российских условиях окупить издание за счет распространения весьма проблематично, поскольку приходится оплачивать дорогостоящие услуги логистики и, зачастую, попадание на журнальные полки. «Из-за этого приходится повышать стоимость журнала, что в случае с еженедельником может отпугнуть многих постоянных читателей», — говорит Баулин.

Дмитрий Мендрелюк заявил, что вероятность закрытия бумажной версии журнала — 70%

Дмитрий Мендрелюк заявил, что вероятность закрытия бумажной версии журнала — 70%

В случае прекращения выпуска на бумаге «Компьютерра» останется в онлайн-формате. «Переход традиционных печатных СМИ в электронную форму — один из наиболее заметных трендов на медийном рынке, развитие которого, ко всему прочему, стимулирует кризис: если реклама в журналах сократилась в 2009 г. почти на 50%, то интернет избежал падения продаж, а в сегменте деловых сетевых СМИ уже во втором полугодии имеет место рост доходов, — резюмирует аналитик „Финам“ Сергей Фильченков. — Кроме того, стоит учитывать специфику „Компьютерры“ — фактически, 100% ее читателей являются пользователями интернета, для многих из них читать электронную версию будет удобнее».

С 2001 г. ИД «Компьютерра» также открыл ряд онлайн-ресурсов, в частности, новостной сайт «Компьюлента» и интернет-версию журнала, ставшую де-факто отдельным проектом. После закрытие журнала «Инфобизнес» был анонсирован его перевод в онлайн-формат, однако полноценный интернет-ресурс открылся лишь в этом году — то есть спустя шесть лет. На российском рынке уже было несколько случаев, когда издания закрывались, но сохраняли свои интернет-ресурсы: так поступил, например, в 2004 г. «Еженедельный журнал» (сайт ej.ru), в прошлом году — газета Bussiness & Financial Markets (сайт bfm.ru). Правда, ej.ru стало лишь подборкой материалов колумнистов, в случае же с bfm.ru речь шла о полном перезапуске проекта и наборе новой редакции.