«Яндекс» запустил собственную «аську»

Интернет Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Александр Левашов
«Яндекс» запустил интернет-мессенджер "Я.Онлайн". Программа интегрирована с блогами и почтой «Яндекса», что, по мнению некоторых экспертов, позволит ей "получить свою аудиторию". Конкуренты же считают, что продукт хоть и востребован, но завоевать серьезную долю рынка мессенджинга ему будет трудно.

Компания «Яндекс» объявила о запуске сервиса для обмена мгновенными сообщениями. Он работает на протоколе Jabber и позволяет взаимодействовать с учетными записями, созданными как на «Яндексе», так и на других jabber-серверах — например, QIP, GMail и Livejournal, говорится в опубликованном пресс-релизе. Мессенджер интегрирован с блогами и почтой «Яндекса» — при его установке в списке контактов автоматически появляются контакты из адресной книги и сервиса Я.ру.

Свое промедление с выходом на рынок мгновенных сообщений в компании объясняют обеспечением полноценного взаимодействия мессенджера с другими программами, работающими на Jabber. «Мы считаем, что мессенджер должен быть сделан на открытых технологиях, чтобы пользователи имели возможность общаться не только в рамках одного портала, — говорит Роман Иванов, руководитель отдела коммуникационных сервисов „Яндекса“. — Чтобы сделать полноценный инструмент для такого общения, понадобилось время». Напомним, собственный мессенджер уже несколько лет развивает Mail.ru. «Рамблер» также не один год работает в партнерстве с ICQ.

Впрочем, называть запуск мессенджера выходом «Яндекса» на рынок мгновенных сообщений готовы не все. «Они просто продолжают устанавливать на компьютер клиента разные полезные программки для повышения лояльности к бренду, — считает Игорь Ашманов, генеральный директор „Ашманов и партнеры“. — Сейчас они сделали свою версию открытого клиента Jabber, а не своего оригинального клиента для мгновенных сообщений, как Mail.ru».

«Mail.Ru Агенту», по оценкам генерального директора Mail.ru Дмитрия Гришина, принадлежит сейчас более 40% рынка инстант-мессенджинга, а его ежедневная аудитория составляет почти 4 млн человек. Программой ICQ пользуется более 13 млн россиян в месяц, говорит Александр Ковалев, PR-директор «Рамблер Медиа». «На наш взгляд, этот рынок в Рунете уже очень конкурентен, так что завоевывать аудиторию „Я.Онлайну“ придется долго и трудно», — убежден Гришин.

Яндекс запустил собственный сервис мгновенных сообщений
«Яндекс» запустил собственный сервис мгновенных сообщений

Именно интеграция с почтой и блогами вывела «Mail.Ru Агент» в лидеры российского рынка, делится своим мнением на условиях анонимности представитель одной из иностранных компаний, работающих в Рунете: «Мессенджер „Яндекса“ выглядит не очень, но интеграция с сервисами — это очень удобно. За счет своей почтовой базы (в августе 2008 г. каждый рабочий день „Яндекс.Почтой“ пользовались в среднем 1,4–1,6 млн человек, — прим. CNews) и QIP они, конечно, получат свою аудиторию».

«Яндекс» стремится проанонсировать востребованные рынком продукты в преддверии выхода на биржу, считает Александр Ковалев. По мнению же Гришина, текущий функционал утилиты не позволяет ответить на главный вопрос — почему пользователи должны переходить с привычных и любимых программ на «Я.Онлайн». Но, как считает Игорь Ашманов, цель «Яндекса» тут — не коммуникационная, а маркетинговая. «По сути, это повтор трюка с раздачей с „Яндекса“ третьей версии Firefox с „тулбаром“ от „Яндекса“. Бороться за пользователя прямо на десктопе — правильно, именно поэтому „тулбары“ от поисковиков такие привязчивые».