Спецпроекты

«Яндекс» привлекает российские власти к войне с Google

Бизнес Законодательство
«Яндекс» подал в ФАС заявление о нарушениях Google российского законодательства. Причиной обращения к антимонопольщикам стали запреты со стороны Google устанавливать сервисы «Яндекса», направленные производителям мобильных устройств.

Поисковик «Яндекс» направил в Федеральную антимонопольную службу заявление с просьбой проверить компанию Google на предмет нарушения российского антимонопольного законодательства. Как рассказала представительница российского поисковика Ася Мелкумова, документы в ФАС были переданы 18 февраля 2015 г. (то есть за несколько часов до объявления «Яндексом» финансовых результатов за 2014 г.).

По ее словам, «основной причиной подачи заявления в ФАС именно сейчас стало то, что Google стал внедрять практику полного запрета предустановки любых наших сервисов на устройствах производителей, которые долгое время были нашими ключевыми партнерами. Эта практика является неприемлемой».

Вероятно, главным толчком к обращению «Яндекса» в госорганы стал конфликт вокруг сервисов «Яндекса» и «Яндекс.Кит», создаваемой «Яндексом» сборки Android. В 2014 г. Google запретил компаниям Fly, Explay и Prestigio предустанавливать сервисы «Яндекса» на их мобильных устройствах под угрозой отлучения от экосистемы Android. Производители от предустановки сервисов «Яндекса» отказались.

По мнению представителей российского поисковика, «велика вероятность, что Google продолжит такую практику», причем в зоне риска окажется не только «Яндекс», но и другие крупные разработчики продуктов - конкурентов Google. Другие производители устройств могут потерять возможность выбирать варианты предустановки сервисов, отчего пострадают интересы пользователей, беспокоится «Яндекс».

Google имеет возможность давления на производителей, поскольку может запретить их устройствам доступ к ключевым компонентам экосистемы Android, в частности, к магазину приложений Google Play, от наличия которого зависит успех продаваемых смартфонов.

По мнению «Яндекса», в интересах конкуренции, от операционной системы Android должны быть отделены пользовательские сервисы: поиск, карты, почта и т.д. «Установка сервисов для пользователей не должна быть связана с предоставлением Google Mobile Services и Google Play. И уж тем более компания Google не должна запрещать предустановку приложений конкурентов. Именно поэтому мы говорим о необходимости отделить операционную систему Android от поиска Google и других пользовательских сервисов», - заявил директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков.

По приведенным «Яндексом» данным, на долю Android приходится 86% мобильных устройств, продаваемых в России более 84% в мире.

В ноябре 2014 г. представители «Яндекса» объясняли падение своей доли на российском рынке интернет-поиска (до 59,5% по данным Liveinternet за первую декаду ноября 2014 г.), в частности, усилением конкуренции на мобильных устройствах: «большинство смартфонов на Android распространяются с предустановленным Google, однако многие пользователи самостоятельно устанавливают «Яндекс» поиском по умолчанию - по нашей оценке, это помогает нам удерживать долю на Android в 47%».

Сейчас Еврокомиссия расследует ситуацию с доминированием Google на Android, и менеджеры «Яндекса» участвуют в этом процессе как свидетели, напоминают в российском поисковике.

На вопрос CNews, планирует ли «Яндекс» предпринять какие-либо дополнительные шаги, направленные на ограничение антиконкурентой практики Google, представители «Яндекса» не ответили.



Тема месяца

Обзор: Мобильность в бизнесе 2019

Рейтинг CNews Mobile

Крупнейшие разработчики мобильных приложений

Технология месяца

Можно ли защититься от 90% кибератак одним решением