«Яндекс» отправился в решительный бой с поисковым бизнесом

Интернет Бизнес Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Владислав Мещеряков
Новый поисковый алгоритм «Яндекса» будет понижать в поисковой выдаче сайты, прибегающие к закупке внешних ссылок.

«Яндекс» объявил о начале решающей схватки с бизнесом поисковых оптимизаторов. Согласно сообщению, сделанному руководителем отдела веб-поиска Александром Садовским, поисковик будет искусственно ухудшать в поисковой выдаче позиции сайтов, которые пытаются продвигаться за счет покупки ссылок.

Запуск нового поискового алгоритма «Минусинск», который будет пессимизировать позицию в выдаче для искусственно продвигаемых сайтов, состоится 15 мая 2015 г.

Эксперименты «Яндекса» по борьбе со ссылочной оптимизацией длятся полтора года, начиная с заявления, сделанного Александром Садовским в конце 2013 г.

Тогда большинство поисковых машин, включая Google и «Яндекс», при назначении сайтам позиции в своей поисковой выдаче (ранжировании) принимало во внимание имеющиеся в Сети внешние ссылки на эти сайты.

Сравнительно недорогая технология искусственной простановки внешних ссылок на заинтересованные в продвижении ресурсы стала одним из важнейших и популярнейших инструментов поисковой оптимизации (SEO, Search Engine Optimization).

Практический отказ от учета внешних ссылок при ранжировании «Яндекс» совершил год назад, в марте 2014 г. Садовский тогда говорил CNews, что «ссылочная реформа» началась, когда коммерческие ссылки утратили свое значение «как сигнал для определения релевантности».

Первоначально изменения в ранжировании коснулись запросов в Московском регионе по ряду конкретных коммерческих тематик: электроника и бытовая техника, одежда и аксессуары, недвижимость, красота и здоровье, туризм и отдых, юридические услуги, разработка сайтов и продвижение.


Руководитель отдела веб-поиска «Яндекса» Александр Садовский

Судя по нынешним комментариям Садовского, он не слишком удовлетворен годом борьбы со ссылочным ранжированием.

«В тот момент, когда мы объявили об отмене учета в ранжировании ссылок по коммерческим запросам на платные ссылки приходилось более 70% всей ссылочной массы. В результате отмены ссылок эта доля начала снижаться (на 14% в тематиках, где они были отключены), но не так быстро, как нам хотелось»,- говорит он. Кроме того, поисковик убедился, «что данное явление (покупка ссылок - прим. CNews) во многом социальное, люди готовы продолжать платить за то, от чего нет никакого эффекта».

Поскольку эффект от отказа ссылочного ранжирования оказался меньшим, чем ожидали в «Яндексе», было принято решение пессимизировать сайты, которые покупают ссылки.

В отличие от нынешней практики, когда ограничения «Яндекса» распространяются только на Москву и касаются лишь сайтов, работающих в коммерческой тематике, с мая 2015 г. пессимизация затронет почти всю географию работы поисковика: Россию, Белоруссию, Казахстан и Украину (но не Турцию) и сайты всех тематик. Однако первоначально работа пессимизирующего алгоритма коснется сайтов, закупающих ссылки в большом объеме в течение длительного срока.

Как говорит Садовский, со вводом нового алгоритма недобросовестным игрокам не удастся опустить сайт конкурента в поисковой выдаче, закупив для него много внешних ссылок: разработчики предусмотрели механизм защиты от таких действий, о котором обещают рассказать позже.

Эксперт и консультант на SEO-рынке Сергей Людкевич, присутствовавший при последнем заявлении Садовского, полагает, что «Яндекс» своей новой инициативой нанес удар по индустрии ссылкоторговли: «Сейчас многие будут пытаться обойтись малой кровью, не снмать платные ссылки в надежде, что пронесет и не зацепит. Показательным будет обещанное введение алгоритма в серелине мая. Если Яндекс действительно проявит решимость, то многие могут на полгода выпасть из видимой части поисковой выдачи, а, судя по всему, Яндекс настроен решительно».

Google, подобно «Яндексу» уже несколько лет готовится отказаться от учета ссылок на сайт в назначении ему места в поисковой выдаче. В марте 2015 г. был опубликован документ, описывающий новый принцип ранжирования страниц Knowledge-Based Trust. Он основан на релевантности содержимого страницы с поисковым запросом, а не на анализе ссылочной массы.

Каким образом отказ «Яндекса» от ссылочного ранжирования сказался на индустрии поискового продвижения (SEO), пока достоверных данных нет. Сам поисковик отказался оценить объем и динамику рынка SEO, «поскольку на нем не работает».

РАЭК пока не публиковал данных о рынках Рунета в 2014 г. В 2013 г. объем рынка SEO в Рунете оценивался в 12 млрд руб., что на 17% больше, чем в 2012 г. Прогноз роста этого сегмента рынка на 2014 г. составлял 13%.