Власти заставили казахского сотового оператора вернуть клиентам миллионы долларов

Телеком Бизнес Мобильная связь Законодательство
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Крупнейший в Казахстане сотовый оператор Kcell по требованию властей республики вернет своим абонентам около $8,5 млн, которые списывались с пользователей после исчерпания их балансов. Однако полностью решить проблему оператор пока не может из-за используемой им билинговой системы производства российской CBOSS.

Оператор вернет абонентам $8,5 млн

Казахстанский сотовый оператор Kcell сообщил о начале процедуры возврата денежных средств абонентов, которые, по мнению властей Казахстана, были неправомерно списаны в период с января 2012 г. по сентябрь 2013 г. Общую сумму возвратов в Kcell не раскрывают, но ранее в отчете компании говорилось, что для этого возврата оператор зарезервировал 1,6 млрд тенге ($8,5 млн).

В пресс-службе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК) Министерства национальной экономики Казахстана также сообщили, что сумма денежных средств, которую своим абонентам вернет Kcell, превысит 1,5 млрд тенге. В КРЕМЗК также утверждают, что Kcell добровольно согласился вернуть средства абонентам, неправомерно списанные еще и в период с сентября 2013 г. по настоящее время.

В Kcell не ответили на запрос CNews по поводу возврата денег абонентам.

Kcell возвращает деньги абонентам по решению Агентства по защите конкуренции Казахстана (АЗК, предшественник КРЕМКЗ). В феврале 2014 г. АЗК признал злоупотреблением доминирующим положением тот факт, что у абонентов Kcell после достижения нулевого баланса не разрывались ранее установленные телефонные соединения и интернет-сессии (то есть оператор не прерывал разговор абонента при достижении им нулевого баланса).

Кроме того, в рамках тарифа «Дневной безлимит» (принадлежит к группе предоплаченных тарифов оператора, предоставляемых под отдельным брендом – Activ) абонентам после достижения нулевого баланса продолжала начисляться абонентская плата.


Оператору Kcell приедтся вернуть абонентам $8,5 млн из-за того, что он не прерывал связь при обнулении баланса

Штраф более чем на $100 млн

За выявленные нарушения АЗК наложила на Kcell штраф в размере 16 млрд тенге ($104 млн по тогдашнему курсу) и обязала прекратить практику непрерывного предоставления услуг и начисления абонентской платы при достижении нулевого баланса. Также агентство обязало оператора вернуть средства, которые в обозначенный выше период списывались с абонентов за звонки и интернет-сессии, продолжающие после достижения нуля на балансе.

Антимонопольный штраф должен утверждаться судом, который постановил взыскать с оператора гораздо меньшую сумму – 325 млн тенге ($2,1 млн по прежнему курсу). Оспорить в судебных инстанциях остальные требования АЗК компания не смогла. В конце 2014 г. Kcell обратилась с соответствующей жалобой в Верховный суд Казахстана. По утверждению компании, хотя данная инстанция подтвердила право оператора прерывать или не прерывать звонки и интернет-соединения при достижении нулевого баланса, предписание АЗК все равно осталось в силе.

Поскольку неисполнение требований антимонопольного ведомства грозит компании разделением на несколько юридических лиц, Kcell решил осуществить возврат денежных средств. Об их начислении действующие абоненты Kcell получат уведомление по SMS. Лица, которые уже перестали пользоваться услугами оператора, будут уведомлены в письменном виде. Возврат средств не касается абонентов Activ, так как у них проблема «непрерывного соединения» отсутствует.

Проблемы с CBOSS

Kcell также решил проблемы с начислением абонентской платы при нулевом балансе для абонентов Activ. А вот относительно требования по введению прерывания соединения при достижении нулевого баланса оператор просил от антимонопольного регулятора отсрочки до конца 2017 г., но получил отказ. В отчете компании отмечается, что до сих пор данная проблема не решена в используемой оператором билинговой систем производства российской CBOSS.

В январе 2014 г. АЗК также выявило другое нарушение в работе Kcell – принудительное подключение абонентам бесплатной услуги голосовой почты «Всегда на связи». Агентство требовало оштрафовать оператора на сумму 10 млрд тенге ($65 млн по тогдашнему курсу), но суд, как и в случае с делом о «непрерывности» соединений, значительно снизил это сумму – до 41 млн тенге ($270 тыс.).

При этом Kcell не смог оспорить в суде само предписание АЗК. В то же время, антимонопольный орган пока не требовал от оператора возврата средств, заработанных Kcell от оказания данной услуги. В случае, если это произойдет, Kcell должен будет вернуть 410 млн тенге ($2,2 млн).