Власти закупают беспилотники для контроля за частотами

Телеком Мобильная связь Инфраструктура
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Роскомнадзор намерен обзавестись парком беспилотных самолетов и вертолетов отечественного производства для контроля за использованием радиочастот. Это должно помочь службе, в частности, помочь в поиске нелегально работающих станций спутниковой связи.

Правительственная комиссия по вопросам федеральной связи и технологическим вопросам связи под председательством министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева одобрила предложение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) об использовании беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для контроля за излучением радиоэлектронных средств.

Как рассказал на заседании комиссии замглавы Роскомнадзора Олег Иванов, БПЛА необходимо применять в случаях, когда традиционные мобильные наземные комплексы радиоконтроля оказываются неэффективными. Речь идет о работе в условиях плотной городской застройки (при измерении частот в диапазонах свыше 30 МГц), труднодоступных местах и районах чрезвычайных ситуаций, а также при измерении сигналов радиоэлектронных средств с узконаправленными антеннами, в частности, станций спутниковой связи.

Особые надежды на БПЛА в Роскомнадзоре возлагают в решении вопроса об окончательном обнаружении незаконных наземных станций спутниковой связи. Существующие средства спутникового радиоконтроля показывают район, в котором расположена спутниковая станция, в виде эллиптической орбиты площадью до нескольких десятков километров. Использование БПЛА позволит сократить время поиска таких станций с двух-трех дней до нескольких минут. При необходимости БПЛА могут также вести фото- и видеосъемку.

Кроме того, БПЛА могут использоваться для инструментальной оценки параметров электромагнитных полей, что поможет более точно определить зоны покрытие сетей сотовой связи, телевещания и др. В том числе БПЛА должны помочь с измерениями электромагнитных полей от передатчиков, расположенных на крупных радиотехнических объектах. Сейчас из-за высоты антенной-мачтовых сооружений и большого числа установленных на них передатчиков такие измерения могут проводиться только со специализированных подъемных устройств, требующих соответствующих площадок и специально обученного персонала.


«Орлан-10» ищет нелегальную станцию связи

Роскомнадзор планирует использовать как беспилотные самолеты, так и вертолеты. Самолеты пригодны для измерений сигналов в диапазонах до 500 МГц, они обладают высокой энерговооруженностью и большой грузоподъемностью, способны работать на больших высотах и измерять сигнал на значительных расстояниях, а также относительно легки в управлении. Минусом беспилотных самолетов является обязательное наличие взлетно-посадочных полос или заменяющего их специального оборудования.

Вертолеты пригодны для радиоконтроля в диапазонах частот свыше 500 МГц. Их преимуществами являются: высокая маневренность, низкий уровень радиопомех от силовой установки, способность полета в режиме зависания в заданной точки, малое время подготовки к старту и отсутствие необходимости в специальном оборудовании для взлета и посадки. В обоих случаях Роскомнадзор намерен остановить свой выбор на беспилотных аппаратах отечественного производства.

Сейчас ведомство рассматривает БПЛА самолетного типа «Орлан-10» производства СТЦ. Взлетная масса одного самолета - 18 кг (масса полезной нагрузки – 3 кг), старт осуществляется с помощью разборной катапульты (при скорости ветра до 10 м/с), посадка с помощью парашюта. Скорость полета составляет 90 – 150 км/ч, максимальная дальность – 300 км, высота над уровнем моря – 6 км, максимальная продолжительность полета – 14 часов. В качестве топлива используется бензин А-95. В комплект входят два-три самолета типа «мини», полезная нагрузка, пусковое устройство и наземный пункт управления, все вместе может помещаться в микроавтобус.

Среди БПЛА вертолетного типа Роскомнадзор рассматривает «Колибри» производства фирмы «Нелк». Взлетная масса одного вертолета 3,5 кг (масса полезной нагрузки – до 1,5 кг), скорость полета – 50 км/ч, дальность полета – 3 км, высота полета над уровнем моря – 500 м, максимальная продолжительность полета – до 30 мин. Питание осуществляется от шести электродвигателей. В комплект входят один-два вертолета типа «мини», полезная нагрузка и пункт управления. Стоимость одного вертолетного комплекта Олег Иванов оценил в 2,5 млн руб.

Сейчас Роскомнадзор тестирует беспилотные самолеты в Центральном округе, а вертолеты – в Северо-Западном. Закупки будут осуществляться в следующем году.