Разделы

Цифровизация Инфраструктура

В ТНК-BP стартовал мега-проект ИТ-аутсорсинга

ТНК-BP приступила к передаче на аутсорсинг своей ИТ-инфраструктуры сторонним подрядчикам. Первый контракт – на обслуживание рабочих мест - получила группа Optima.

ТНК-BP передала на аутсорсинг группе Optima поддержку 17,5 тыс. рабочих мест в своих офисах по всей России (в Москве, Саратове, Рязани, Нижневартовске, Новом Уренгое и других регионах). Трехлетний контракт был получен Optima по результатам конкурса. Он начал действовать с 1 марта 2012 г., рассказал CNews заместитель вице-президента по ИТ ТНК-BP Антон Строкович.

Непосредственно реализацией проекта занимается компания «Теском», входящая в группу Optima. В ее штат было переведено около 300 сотрудников компаний «ТБинформ» и «Спецремонтмонтаж» (принадлежат ТНК-BP), которые занимались обслуживанием техники до этого.

Сумма сделки с Optima составила около $30 млн на три года. Для сравнения, ежегодный объем инвестиций ТНК-BP в ИТ, по данным самой компании, составляет около $200 млн.

Как рассказал CNews вице-президент группы Optima Владимир Дубовой, в зону ответственности подрядчика попали не только сами рабочие станции сотрудников, но и периферийное оборудование (принтеры и т.п.), аппаратура для связи (в Саратове и Рязани) и проведения видеоконференций. Обслуживаемая техника остается на балансе у структур заказчика.

Других участников тендера и их ценовые предложения в ТНК-BP не называют, говоря лишь, что ими были все крупные ИТ-аутсорсеры. По данным CNews, участие в конкурсе также принимали «Астерос», «ЦРТ Сервис» и «Фуджитсу Технолоджи Солюшнз», а общее количество претендентов приближалось к 20.


Передачу ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг ТНК-BP начала с контракта на обслуживание 17,5 тыс. рабочих мест

Напомним, что собственную ИТ-компанию «ТБинформ» «ТНК-BP» дважды пыталась продать. В 2010 г. ее стоимость была оценена в те же $30 млн. Как говорил CNews Антон Строкович, в 2011 г. переговоры велись с Tieto, Accenture, «Систематикой» и «Астеросом».

После отказа от продажи «ТБинформ» нефтяники решили постепенно передавать обслуживание ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг сторонним компаниям. При этом ТНК-BP для контроля за исполнением проектов намеревалась входить в капитал победителей в качестве миноритария.

В случае с Optima такого вхождения не было. «Поскольку речь идет о полевых инженерах, а эта услуга широко представлена на рынке, то в данном случае у нас нет необходимости контролировать исполнителя таким образом», - поясняет Строкович. В Optima подтвердили, что акционером интегратора нефтяники не стали.

Совместные предприятия с подрядчиками ТНК-BP планирует создавать только на этапе передачи на аутсорсинг SAP-проектов. До этого момента внешним исполнителям еще должны быть переданы поддержка пользователей (help desk), поддержка сетевого и серверного оборудования, а также обслуживание почтовых ящиков и каталога Active Directory.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

Выручка Optima от услуг аутсорсинга в 2010 г. составила, по данным CNews Analytics, 2,16 млрд руб. при общем доходе за этот же год 11 млрд руб. (19 место рейтинга «CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России»). Таким образом, доля подобных контрактов в доходе интегратора составила 19,6%.

В рейтинге «CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки» Optima занимает второе место. Ее крупнейшими заказчиками по этой тематике являются в первую очередь энергетические компании: МОЭСК (около 5200 АРМ), МРСК Волги, МРСК Центра и Приволжья (6400 АРМ), МРСК Урала, ОГК-1 и др. Всего до заключения контракта с ТНК-BP на обслуживании Optima находилось 20 тыс. рабочих мест. Таким образом, за счет нового заказчика интегратор практически удвоил этот показатель.

Масштаб предстоящих работ участники рынка оценивают как значительный. «Проект действительно очень крупный и интересный, - говорит CNews директор по развитию «ЮНИТ-Оргтехника» Андрей Галкин. - Мы рады за Optima, но очень жаль, что нам не удалось поучаствовать в тендере, хотя мы и располагаем как ресурсом, значительно превышающим потребности заказчика, так и привлекательным ценником».

Для оценки масштаба работ в ТНК-BP можно сказать, что «Юнит-Оргтехника» сейчас обслуживает порядка 300 тыс. единиц техники (в первую очередь устройств печати), и, по словам Галкина, «даже такие крупные контракты, как этот, составляют не более 5% от общего количества техники на сервисе».

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

«Астерос» до недавнего времени в течение 3 лет обслуживал около 20 тыс. единиц сетевого оборудования и серверов «МРСК Урала», в ходе проекта в штат интегратора перешло порядка 200 сотрудников структур заказчика.

Президент участвовавшей в тендере компании «ЦРТ Сервис» Вадим Стеценко также называет проект в ТНК-BP «очень масштабным», но говорит, что у аутсорсера есть контракты, соизмеримые по объему, и приводит их примеры. «С 1 февраля 2012 г. мы начали обслуживание различного оборудования для Федеральной налоговой службы, - говорит он. - Контракт заключен на срок 11 месяцев по результатам конкурса». Другими нашими крупными заказчиками Стеценко называет МТС (контракт на 3 года), «Вымпелком» (3 года) и «Почту России» (2 года).

«Это один из немногих прецедентов, когда крупные компании отдают на обслуживание настолько большой объем техники внешним подрядчикам, - добавляет он про ТНК-BP. - Обычно в таких случаях сервисную функцию выполняют внутренние подразделения компаний или их дочерние организации».

Денис Легезо