«Терминальщики» отнимут штрафы у ГИБДД

Бизнес Техника Интеграция Инфраструктура ИТ в госсекторе
мобильная версия
В ближайшем будущем нарушители правил дорожного движения в Санкт-Петербурге смогут оплачивать штрафы через автоматические терминалы приема платежей. Все опрошенные CNews «терминальщики» выразили заинтересованность в освоении нового сегмента и выразили намерение принять участие в будущем конкурсе. Аналитики считают, что операторы смогут хорошо заработать на повысившихся недавно штрафах и составят серьезную конкуренцию Сбербанку, принимающему сейчас львиную долю таких платежей.

Информацию о готовящемся тендере на определение операторов электронных платежных систем, которые будут участвовать в создании сети по приему штрафов за нарушение ПДД, CNews подтвердили сразу несколько участников рынка. По их данным, конкурс должен состояться через месяц.

Так, активную подготовку к конкурсу ведет компания «Новоплат». «Сейчас ведется работа по юридическому и техническому направлениям. Мы планируем предложить решение, которое обеспечит прием не только штрафов, но и оплату техосмотра и других связанных с сопровождением автомобиля платежей: с такой инициативой к нам обращались владельцы частных пунктов техосмотра», — рассказал гендиректор оператора Алексей Тимофеев. По его словам, «Новоплат» готовится принимать штрафы как посредством уже имеющихся терминалов, так и разработать модифицированные машины. «Система электронных платежей за штрафы, безусловно, повысит собираемость — очереди в Сбербанке пугают нарушителей», — уверен он. 

Свою заинтересованность в конкурсе подтвердил также Алексей Медведев, начальник управления развития платежной системы Петербургского социального коммерческого банка, сеть «Кассира.нет». «В настоящее время технически мы уже готовы принимать такие платежи. Стандартной модификации терминалов должно хватить, серьезных затрат на изменения в терминалах не предвидится», — рассказал он CNews.

По словам генерального менеджера компании «ТелеСеть» Константина Красноперова, его компания планирует представить на конкурс систему, предполагающую связь терминала с сервером базы данных ГИБДД. «На экране терминала будут отображены все неоплаченные номера протоколов нарушителя, отсортированные по дате правонарушения, и сумма штрафов по каждому из них. Чтобы оплатить последнее нарушение, водитель должен будет оплатить все предыдущие», — поясняет руководитель «ТелеСети». Для предотвращения непосредственного доступа компании к базам данных ГИБДД будет предусмотрен специальный сетевой экран между коммутатором терминала и сервером автоинспекции. Однако начальник отдела организации дорожно-патрульной службы ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Алла Коробчинская поставила такое решение под сомнение — доступ к базе сейчас разрешен только сотрудникам инспекции.


Обширные сети платежных терминалов оттеснят Сбербанк от приема оплаты штрафов за нарушения ПДД

Для обеспечения полноценной сети приема штрафов к созданию системы необходимо будет допустить как можно большее количество операторов или выбрать тех из них, кто обладает наиболее обширными сетями аппаратов, уверен аналитик Денис Кусков. «Для „терминальщиков“ сегмент штрафов ПДД, безусловно, интересен, особенно в свете недавнего увеличения сумм штрафов. Уровень комиссии, на который они смогут рассчитывать, составит 3–5% от суммы платежа», — предполагает эксперт. По его словам, конкуренция Сбербанку на первых порах будет небольшая, но уже в среднесрочной перспективе к «терминальщикам» сможет перейти более половина сегмента «штрафных» платежей. "В будущем прием «автомобильных» платежей может начать также «Петроэлектросбыт», — прогнозирует Денис Кусков.

Со своей стороны, ГИБДД ставит под сомнение целесообразность создания системы терминальной оплаты штрафов. По убеждению Коробчинской, для повышения собираемости платежей, сборов и штрафов система терминалов не нужна. По ее данным, за первый квартал 2008 г. сборы штрафов составили около 34 млн. руб., тогда как в 2007 г. этот показатель был зафиксирован на уровне 11 млн. руб.

Константин Сивцов, гендиректор компании «Унисенсор», принимающей платежи под брендом «Уникасса», отметил, что данные о росте собираемости имеют смысл, только когда известен также уровень недобранных в бюджет средств.