Социализация интранет-порталов признана трендом 2010 года

Документооборот
мобильная версия
, Текст: Михаил Демидов
На рынке систем управления корпоративным контентом наметился очередной парадигмальный сдвиг, связанный с применением в существующих разработках интранет-порталов так называемого "социального ПО". Тем не менее организации пока находятся в процессе перехода к этой модели, которая определяет степень зрелости интранета. Российские эксперты СЭД находят эти положения применимыми к отечественной отрасли, но говорят о незрелости существующих интранет-систем как таковых.

Аналитик NetStrategy JMC Джейн МакКоннел в своем отчете о мировых тенденциях развития интранет-решений в 2010 году выделяет 5 ключевых трендов. По ее словам, в ближайший год рынок будет испытывать влияние решений для "создания единой точки доступа к приложениям и сервисам" (front-door intranet), "групповой работы" (team-oriented intranet), "социально ориентированного интранета" (people-focused intranet), "коммуникаций в реальном времени" (real-time intranet), а также "удаленной работы" (place independent intranet). Вместе с трендами выделяются также и три стадии зрелости интранет-решений – ранний период (характеризуется отсутствием интеграции с бизнес-приложениями и серьезной системы управления; в этот период интранет больше напоминает CMS-продукт), средний период (интранет становится центральной точкой доступа к сервисам, на нем появляются блоги и вики-модули, начинается интеграция с бизнес-процессами и настройка в соответствии с ролями пользователей) и зрелый период (интранет поддерживает ключевые бизнес-приложения, все основные коммуникации между пользователями). Тем не менее, основываясь на опросе 300 компаний, госпожа МакКоннел отмечает, что определить точное положение в развитии интранета относительно указанных стадий затруднительно. По ее словам, более развитые системы существуют у международных фирм, однако в целом сами такие решения пока не являются полностью социально ориентированными.

Тренды развития и стадии зрелости интранет-решений, 2010

Источник: NetStrategy JMC, 2010

Российские эксперты рынка СЭД соглашаются с приведенной классификацией интранет-решений и готовы применить ее к российскому рынку. Они отмечают еще более слабый уровень развития подобных продуктов, связанный с небольшим пока опытом их применения.

"В России интранет-решения стремятся сделать продолжением КИС. При этом крупные компании (и в бизнесе, и в госсекторе) решают вопросы обеспечения организационной устойчивости корпоративного управления и распространения передового опыта в условиях территориально распределенной структуры, минимизации затрат на информационную поддержку и обеспечения непрерывности бизнеса (использование интранет как глобальной системы информационной поддержки), используя достоинства веб (трехзвенной архитектуры), интеграционных технологий и онлайн-взаимодействия, присущих интранет-решениям", - объясняет Борис Полухин, директор департамента корпоративных информационных систем компании "АйТи". Говоря о предприятиях среднего уровня, эксперт отмечает, что они, в основном, минимизируют издержки на поддержку коллективной работы (например, порталы коллективной работы) за счет унификации и централизации процессов совместной работы с документами, удаленных онлайн-встреч и обсуждений. Небольшие организации, по его словам, часто применяют интранет-приложения для ускорения процессов внедрения и модернизации специализированных приложений или используют программные компоненты с уже реализованным веб-интерфейсом для снижения требований к ПК пользователя.

Владимир Андреев, генеральный директор DocsVision, отмечает, что тенденция использования общего инфраструктурного внутрикорпоративного ПО (к которому относятся интранет-решения) в России мало чем отличается от аналогичных тенденций на Западе. "Специфика, в основном, выявляется при автоматизации конкретных прикладных задач и процессов межорганизационного взаимодействия, в которых проявляются особенности отечественного законодательства и традиций тех или иных бизнес-процессов.

Отечественные интранет-системы создаются практически на голом месте, как правило, на базе западного ПО (или его аналогов отечественного производства), в связи с чем отличаются от западных аналогов только степенью зрелости", - отмечает специалист. Роман Щемелев, менеджер по продукту SharePoint Server, Microsoft в России, полагает, что отличие России от Запада в вопросах развития интранета состоит только в скорости распространения тенденций применения веб 2.0-технологий. "Так, тема "социального интранета" довольно широко распространена на Западе уже сегодня, тогда как в России подобные технологии веб 2.0 только начинают проникать в корпоративный ИТ-ландшафт. Однако из нашего опыта общения с заказчиками мы видим, что распространение таких технологий - вопрос ближайшего будущего", - констатирует эксперт.

Эрик Галстян, коммерческий директор "Корус Консалтинг", отмечает, что сейчас в России наблюдается движение в сторону интерактивности интранет-порталов, а тренд будущего в том, что порталы будут мобильными. Совместная работа, по его мнению, не столь актуальна для России из-за другой специфики бизнеса и внутрикорпоративных отношений – она находится далеко не на первом месте у заказчиков по сравнению, например, с публикацией корпоративных материалов или единой точкой доступа к корпоративным информационным ресурсам.

Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании TerraLink, полагает, что создание единой точки доступа к приложениям и сервисам у большинства отечественных компаний, активно развивающих свои интранет-решения, находятся на стадии 60-80%-ной готовности, если полагать, что 100% - это идеальное удаленное рабочее место, на котором пользователь может выполнять абсолютно все свои задачи. "Ориентация на командную работу реализована приблизительно на том же уровне - крайне популярные у нас системы автоматизации тех или иных рабочих процессов, с отображением задач посредством диаграмм Ганта, часто приводят к созданию узлов любых команд (проектных, процессных и т.д.). Все остальные пункты я бы поместил в районе 0-20%, хотя бы по той причине, что большое количество корпоративных порталов вообще не выставляются в интернет, не говоря уж об использовании интеграционных возможностей порталов в этом ключе", - резюмирует эксперт.

Говоря о степени зрелости российских предприятий в использовании интранет-решений, большинство опрошенных CNews специалистов отметили, что она близка к указанной в отчете средней стадии и, в некоторых случаях, даже к первой. По мнению Дмитрия Семенюка, менеджера по продуктам ЭОС, в России на третьей стадии находится очень небольшое количество компаний, как правило, крупных и с четко построенным бизнесом. "Именно организация бизнеса определяет, используется ли портал вообще и как именно. Чем четче, тем выше требования к организации и контролю за всем внутренними процессами компании", - отмечает он.

То что интранет-порталы российских компаний находятся на средней стадии развития, свидетельствует о большой потребности в оптимизации внутренних бизнес-процессов, считает Артем Рябинков, руководитель отдела развития бизнеса "1С-Битрикс".

"Степень зрелости интранет-систем в компаниях связана не столько с отраслевой спецификой, сколько с тем, до какой степени в компаниях развита ИТ-инфраструктура и ИТ-культура вообще. Естественно, такие системы лучше развиты в тех компаниях, в которых данные технологии более востребованы в силу объективных причин, например, в распределенных структурах, где корпоративный интранет служит единственным способом создать единое информационное пространство для всей компании", - говорит Владимир Андреев. В целом, по его словам, российские системы подобного класса пока находятся на достаточно низкой ступени развития и используются, как правило, в качестве общего информатория компании, средства обмена информацией как между пользователями, так и в рамках рабочих групп, и различных горизонтальных образований, средства публикации корпоративной отчетности, системы сбора и обработки различных заявок.

Виктор Сенкевич, управляющий директор Paybot, соглашается с тем, что общие тенденции российского рынка и западного одинаковы, и заказчики, традиционно базирующиеся на использовании настольных приложений (крупные предприятия, использующие традиционные ERP и банки, как правило, использующие АБС), все больше обращаются к веб-приложениям. "Обычно этот процесс начинается с установки корпоративного портала, после чего возникают задачи интеграции с ним существующих приложений, что, собственно, и позволяет предприятию начать процесс достижения зрелости интранет-решений", - замечает специалист.

Василий Демин, ведущий эксперт в области решений Lotus, IBM в России и СНГ, полагает, что в России есть некоторое отставание от Запада по внедрениям социальных сервисов для сотрудников, партнеров и заказчиков, в частности, в отечественных компаниях значительно меньше приложений для организации коммуникаций в реальном времени для интранета, поскольку эти приложения пока воспринимаются в меньшей степени как инструмент, способный поддерживать бизнес. Специалист отмечает и тот факт, что приложения для удаленной работы в России тоже находятся на ранних стадиях развития в связи с практически полным отсутствием культуры работы вне офиса – вместо этого более или менее распространен доступ в интранет во время командировок, из других офисов компании: "Мы прошли и освоили первые две стадии развития интранета, которые в целом можно охарактеризовать как период "головокружения от успехов". У нас уже получил развитие групповой подход, и нужно сделать всего лишь один шаг, чтобы он перерос в социально ориентированный".

"Рынок интранет-порталов в России находятся на той стадии развития, когда большинство компаний уже внедрили у себя порталы как точку сбора, хранения и распространения внутрикорпоративной информации, - рассуждает Эрик Галстян. - Банки и телеком-компании, как представители более передовых отраслей бизнеса, понимают, что, помимо традиционных функций, от порталов нужна еще и интерактивность (общение, обсуждения, заявки и их обработка, блоги, форумы и т.д.). Полностью зрелых интранет-порталов (в том числе с организованным доступом к порталу с мобильных устройств) в российской корпоративной среде крайне мало, а то, что создано – пока находится в зачаточном состоянии. Например, явно недостаточно уделяется внимания налаживанию горизонтальных связей между подразделениями территориально распределенных компаний".