Спецпроекты

Шквал запросов через СМЭВ физически ломает оборудование Росреестра

Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения
Росреестр — самый активный орган власти в системе межведомственного электронного взаимодействия — попросил Минкомсвязи пересмотреть организацию работы системы, чтобы снизить нагрузку на оборудование. В текущей ситуации аппаратура Росреестра не выдерживает огромного числа запросов и физически выходит из строя.

На сегодняшнем заседании правительственной подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении госуслуг заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) Денис Солодовников рассказал о проблемах, возникающих у его ведомства при работе в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Текст доклада имеется в распоряжении CNews.

Самый популярный

СМЭВ была создана для взаимодействия чиновников федеральных, региональных и муниципальных органов при предоставлении госуслуг. По 210 федеральному закону граждане не должны предоставлять в ведомства информацию, которая имеется в наличии других госорганов. Чиновники обязаны запрашивать и получать ее самостоятельно. СМЭВ задумывалась как инструмент для таких запросов.

Росреестр является самой высоконагруженной госструктурой в СМЭВ, т.к. его данные (о правах собственности на недвижимость и землю, сделках и т.д.) требуются для предоставления услуг многим другим ведомствам.

В 2013 г. министр связи Николай Никифоров говорил премьер-министру Дмитрию Медведеву, что 64% проходящих через СМЭВ запросов — это данные Росреестра.

В начале 2014 г. в Минкомсвязи приводили статистику, согласно которой суммарно на долю Росреестра и Федерального Казначейства приходится порядка 70-80% запросов в СМЭВ.

По данным внутреннего мониторинга Росреестра, в его адрес через СМЭВ в первом полугодии 2014 г. поступило около 2,1 млн запросов. Из них 390 тыс. пришли от Федеральной нотариальной палаты, 43,5 тыс. — от Федеральной службы судебных приставов, 146 тыс. — от других федеральных органов, 16,5 тыс. — от многофункциональных центров. Региональные и муниципальные чиновники направили в Росреестр 1,4 млн запросов.

За первое полугодие 2014 г. посредством СМЭВ в Росреестр поступило такое же количество запросов, как и за весь прошлый год, таким образом, нагрузка на сервис ведомства, отвечающий на запросы, увеличилась в 2 раза, говорится в докладе Солодовникова.

Задержки и сбои

С нарушением регламентированных сроков (5 дней), по данным Росреестра, в первом полугодии 2014 г. было обработано порядка 89 тыс. запросов (4% от их общего числа). В 2013 г. таких запросов было порядка 140 тыс. (6,5%).

Лидерами среди регионов по количеству запросов к Росреестру являются Москва, Башкортостан, Ставропольский край. Помимо Москвы, с нарушением сроков выше средних значений обрабатываются запросы из Московской и Еврейской автономной областей, Ингушетии, Тывы, Чечни и Санкт-Петербурга, отмечается в докладе.

Причиной нарушения сроков ответов, по данным собственного анализа Росреестра, в ряде случаев были сбои в работе программно-аппаратных средств и(или) каналов связи.

В конце марта—начале апреля 2014 г. в управлении Росреестра по Москве один за другим возникли два критичных инцидента: более двух суток не оказывались услуги связи, после восстановления которых нагрузка на модуль диспетчеризации увеличилась настолько, что он физически вышел из строя, говорится в докладе.

Кроме того, за март и начало апреля от Москвы в адрес управления поступило в два с лишним раза больше запросов, нежели в другие месяцы. В итоге, в марте с нарушением срока было обработано 18% запросов. При нормальной работоспособности сервисов за май с нарушением срока, по данным Солодовникова, было обработано лишь 0,5%, за июнь — 0,3%.

Анализ ситуации в других регионах показал, что практически все нарушения произошли почти одновременно и были связаны по аналогии со сбоем в работе программно-аппаратных средств.

Вопросы к СМЭВ

Проблема доступности сервисов в основном связана с особенностью организации работы СМЭВ, считают в Росреестре. На одну информационную транзакцию (содержащую запрос сведений), по данным доклада Дениса Солодовникова, приходится в среднем до 90 так называемых проверочных запросов, отправляемых ведомствами для выяснения, готов ли ответ на запрос.

Как известно, некоторые регионы для демонстрации активной работы в СМЭВ настраивают системы таким образом, чтобы проверочные запросы отправлялись чаще. В результате потребители сведений получают высокие места в рейтингах, а поставщики испытывают нагрузки, похожие на DDoS-атаки.


Денис Солодовников: «Проблема доступности сервисов Росреестра, с которой сталкиваются потребители услуг, в основном связана с особенностью организации работы СМЭВ»

В своем докладе замглавы Росреестра отмечает, что методические рекомендации по разработке электронных сервисов СМЭВ в редакции 2.6 описывают новый режим взаимодействия — с обратным вызовом (когда потребитель сведений не отправляет многочисленные проверочные запросы, а получает от поставщика сообщение о статусе своего запроса автоматически).

«Указанный документ декларирует, что взаимодействие контрагентов через СМЭВ на конечном этапе должно полностью перейти на подобную модель, но не раскрывает подробно такую модель», — отмечает Солодовников.

Варианты решения

Для выхода из ситуации Росреестр был вынужден лимитировать количество запросов, поступающих к нему через СМЭВ одновременно, — не более 20 в секунду.

Для снятия этого ограничения (с сохранением работоспособности системы) можно разработать и внедрить новый сервис и существенно увеличить мощность инфраструктуры, говорится в докладе. Однако, по оценкам ведомства, для вывода сервиса на СМЭВ потребуется не менее полугода, а потом еще не менее 3 месяцев займет адаптация и доработка со стороны потребителей информации.

Резюмируя, в Росреестре предлагают перейти на эксплуатацию асинхронного сервиса с обратным вызовом, по крайней мере с некоторыми потребителями — с Москвой, Федеральной нотариальной палатой и ФНС.

Как сообщил CNews заместитель министра связи Алексей Козырев, его ведомство также склоняется ко второму способу решения проблемы и поддерживает инициативу Росреестра переключить наиболее активных потребителей на асинхронный сервис.

При этом из-за трудоемкости данной процедуры речь может идти именно о нескольких ключевых потребителях, а не обо всех, но и это, по оценкам Козырева, позволит снизить нагрузку с основного синхронного сервиса на треть.

Полностью проблема будет решена после перехода на СМЭВ в редакции 3.0 — с функцией очереди гарантированной доставки сообщений, считает Козырев. Он добавляет, что конкретно в Росреестре Минкомсвязи готово ускорить запуск опытной эксплуатации СМЭВ 3.0, но до сих пор не получило от ведомства согласованный график работ.



Стратегия месяца

Уже появляются российские эквиваленты западных решений для банков

Сергей Пегасов

CIO Промсвязьбанка

Профиль месяца

Нужно ли локализовывать иностранное ПО

Александр Шохин

президент Российского союза промышленников и предпринимателей