Спецпроекты

Русские научат китайцев платить через терминалы

Телеком Бизнес Мобильная связь
Сделав платежные терминалы самым популярным средством оплаты за мобильные телефоны, российские компании-владельцы терминалов начали экспансию в дальнее зарубежье. ОСМП уже начала работу в Китае, и в ближайшее время установит свои терминалы в Бразилии и Индии. Но эксперты считают, что компании есть еще куда развиваться в России и странах СНГ.

Компания «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) начала экспансию в страны БРИК. Как сообщил президент компании Андрей Романенко, еще в ноябре прошлого года компания открыла 150 терминалов в Китае, вскоре будут открыты 100-150 терминалов в Индии. При благоприятном стечении обстоятельств за четыре года ОСМП может открыть в этих странах по 100 тыс. терминалов. В планах ОСМП значится также выход в Бразилию. «Рассматриваются и другие страны, например, Вьетнам, куда сейчас выходит российский сотовый оператор «Вымпелком» и активно зовет нас», - добавил Романенко.

В странах дальнего зарубежья ОСМП работает без партнеров - через свои 100% «дочки». По словам представителей ОСМП, каких-либо специальных лицензий на прием наличных денег в этих странах не требуется. В Китае основной проблемой было достижение договоренностей с местными сотовыми операторами, оба из которых принадлежат государству. Но с China Mobile сотрудничество уже идет, ожидается подписание соглашения и с его конкурентом - China Unicom. В Индии ОСМП предстоит договориться с большим числом сотовых операторов - с 8. Но, по признанию Андрея Романенко, тут главная трудность - особенности местного менталитета, в частности, совершенно другая структура тарифных планов.

В России за несколько лет платежи через терминалы экспресс-оплаты достигли фантастической популярности - в прошлом году из $15 млрд, заплаченных за услуги сотовых операторов, $13 млрд прошло именно через терминалы, а доля ОСМП на этом рынке превысила 40%. «Сложившаяся в России схема работы оплаты услуг наличными через терминалы уникальна, - отмечает замгендиректора ОСМП по маркетингу Ирина Алабина. - Это стало нашим конкурентным преимуществом в странах СНГ (ОСМП работает в восьми постсоветских республиках) и, надеемся, поможет нам и при работе в дальнем зарубежье. Тем более что в Индии пока работает только одна сеть платежных терминалов, а в Китае единственная попытка организовать подобным образом прием платежей закончилась неудачно».

Андрей Романенко: главная трудность работы в БРИК - особенности местного менталитета
Андрей Романенко: главная трудность работы в БРИК - особенности местного менталитета

Освоение рынков дальнего зарубежья сулит большие перспективы. В Китае и Индии число сотовых абонентов уже превысило число пользователей мобильной связи в России, при том, что эти рынки далеки от насыщения: в России сейчас 164 млн абонентов при уровне проникновения - 112%, в Китае - 565 млн абонентов при проникновении в 42%, в Индии - 242 млн, а уровень проникновения - только 17%. Вскоре обгонит Россию и Бразилия - здесь сейчас 120 млн пользователей сотовой связи при проникновении 64%.

Участники рынка уверены, что экспорт из России платежных терминалов будет успешным. «В странах БРИК люди в основном доверяют наличным деньгам, поэтому развитие терминального бизнеса в этих странах - естественный путь, - говорит вице-президент компании Chronopay по маркетингу Дмитрий Шмаков. - Например, в Латинской Америке популярен бизнес ходячих терминалов (over the air), конкретный пример - компания Brightstar. Ее агенты по приему платежей приходят к клиенту домой или в офис, берут наличные, а затем отправляют SMS-сообщение, подтверждая факт приема платежа за ту или иную услугу».

Однако аналитики смотрят на амбиции скептически. «Такое распыление ресурсов выглядит достаточно странным, так как в России и СНГ имеется достаточно большое пространство для развития, - отмечает аналитик «Финама» Владислав Кочетков. - При этом такие емкие рынки, как Китай и Бразилия, требуют огромных инвестиций в сотни миллионов долларов, потянуть которые при нынешних масштабах бизнеса ОСМП будет очень непросто. Поэтому для ОСМП логично было бы использовать местных партнеров, которые могут использовать свой административный ресурс и оказывать финансовую поддержку». Впрочем, Кочетков не исключает, что ОСМП выходит на рынки дальнего зарубежья для увеличения своей стоимости: «Опыт показывает, что такие «вспышки» зарубежной экспансии нередко предшествуют привлечению стратега либо проведению частного или публичного размещения акций».

Персона месяца

Власти Петербурга переходят на рыночную модель цифровизации

Денис Чамара

ИТ-директор Санкт-Петербурга

Профиль месяца

Мы отказываемся от лоскутной автоматизации

Валерий Дьяченко

ИТ-директор «Мечела»