«Ростех» задумал создать медицинские аналоги GetTaxi, Viber и Booking.com

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Александр Левашов
Входящий в «Ростех» «Национальный центр информатизации» ищет способы монетизировать государственную информационную систему здравоохранения с помощью коммерческих электронных сервисов для больниц, аптек и пациентов.

В распоряжении CNews оказался многостраничный документ под названием «Концепция электронных и информационно-справочных сервисов НЦИ «Ростех» для пациента. Пояснительная записка», подготовленный входящим в госкорпорацию «Национальным центром информатизации».

«Цель и сущность проекта – создание единого Федерального оператора данных / контент-интегратора, предоставляющего электронные и информационно-справочные сервисы в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи пациентам», - говорится в документе.

Одним из ключевых преимуществ НЦИ, по мнению авторов документа, является наличие у «Ростеха» статуса единственного исполнителя госзаказов по федеральному сегменту единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).

Такой статус «Ростех» получил в конце 2013 г. по распоряжению Правительства РФ. В течение 2014 г. между «Ростехом» и Минздравом было заключено три контракта на общую сумму около i315 млн. Госкорпорация по заказу министерства сопровождала и развивала ЕГИСЗ, а также предоставляла мощности ЦОДа для размещения тестовой площадки.

Контракты на 2015 г. пока не заключены.

ЕГИСЗ, создаваемая на средства Минздрава и региональных бюджетов, должна дать возможность пациентам в режиме онлайн записываться на прием в государственные больницы и поликлиники, а также получать доступ к их медицинским картам через интернет. По состоянию на сегодняшний день этот функционал ЕГИСЗ доступен не во всех регионах и не всем лечебным учреждениям.

Как следует из опубликованной на сайте Минздрава «Дорожной карты по развитию ЕГИСЗ», на федеральный уровень (в сервис «Интегрированная электронная медкарта) попадает информация о 25% случаев оказания медпомощи, запись на прием в электронном виде доступна в 50% лечебных учреждений, а сведения о расписании в федеральной электронной регистратуре размещены только для 25% врачей.

Коммерческие клиники доступа к ЕГИСЗ лишены, информация об оказанных ими услугах централизованно не агрегируется.

По следам GetTaxi, Viber и Booking.com

Среди основных сервисов, которые предлагается создать в концепции НЦИ, самым дорогим является сервис дистанционной записи к врачу любой медорганизации - коммерческой или государственной. Его разработка авторами документа оценивается в i35 млн.

Возвращать вложения оператор сервиса сможет за счет вознаграждений, которые должны будут платить коммерческие организации (процент от стоимости услуг, оказанных пациенту, записавшемуся через сервис).

За i10 млн может быть создан сервис, позволяющий врачу дистанционно записывать пациента в другую медорганизацию («например, пациента могут направить на госпитализацию в коммерческий стационар в рамках ОМС»).

Работа сервиса предполагает мотивацию врачей, т.е. такую схему финансовых потоков, при которой врачи смогут получать денежное вознаграждение от формирования направлений пациентам в другие медорганизации в электронном виде, говорится в документе.

За i7,5 млн. НЦИ может разработать сервис Get Doctor, аналог популярного сервиса для вызова такси – Get Taxi, сказано в концепции. Он позволит вызывать врача на дом, выбирая его по различным критериям – по медорганизации, ФИО, специальности, квалификации, стажу работы и средней стоимости услуг.

Платить оператору сервиса в данном случае, по версии, изложенной в концепции, будут также коммерческие клиники. Вознаграждение будет зависеть от стоимости оказанных услуг. Кроме того, врачам за отдельную плату могут предоставляться расширенные возможности «личного кабинета» в этом сервисе.

Ростех придумывает коммерческие электронные сервисы для врачей и пациентов"Ростех" придумывает коммерческие электронные сервисы для врачей и пациентов

В i6,5 млн. оценивается создание сервиса предоставления информации о результатах лечения. Предполагается, что пациент независимо от места получения медпомощи сможет централизованно хранить результаты лечения в персональной медкарте. Загрузка данных в нее может осуществляться автоматически из ИТ-системы медучреждения, полуавтоматически (пациент в этом случае может скачать данные у врача на флешку, а затем выгрузить их в медкарту) или вручную (врачом или пациентом), говорится в концепции НЦИ.

За расширенные возможности этого сервиса НЦИ рассчитывает взимать плату с пациентов.

По аналогии с интернет-магазинами НЦИ рассматривает возможность создания интернет-аптеки, которая позволит сравнивать лекарства по стоимости, а также формировать заказ препаратов независимо от продающих фармацевтических организаций. Разработка такого сервиса оценивается в i15 млн.

За i12 млн может быть создан аналог Booking.com – сервис, который предоставляет пациенту возможность осуществить поиск и бронирование путевок в санитарно-курортные учреждения и дома отдыха.

Среди других идей, изложенных в концепции, значатся система лояльности клиентов (накопление баллов с возможностью потратить их на различные услуги), сервис «Активный гражданин в медицине» (аналог московского сервиса «Активный гражданин» для проведения опросов), сервисы обмена информацией между врачами, а также между врачом и пациентом («медицинский Viber»).

Партнерами НЦИ в реализации перечисленных сервисов помимо больниц, аптек и страховых компаний, могут стать «Ростелеком» (обеспечит каналы связи и ЦОД, этот оператор находится в процессе покупки 50% НЦИ), банки (эквайринг платежей, биллинг финансовых потоков), производители медоборудования и гаджетов. Последние, по задумке госкорпорации, должны будут включить в программное обеспечение своего оборудования протоколы обмена с персональной медкартой.

В 2019 г., согласно прогнозу, приведенному в концепции, «Ростех» сможет заработать на перечисленных сервисах i270 млн. Наиболее доходным станет услуга записи на прием (i166 млн), а также сервисы Get Doctor и «Направление в иные медорганизации» (i35 и i31 млн соответственно). Прогнозируемые расходы в 2019 г. составят i186 млн.

Все сложно

Заместитель гендиректора НЦИ Александр Семенов, курирующий деятельность компании в отрасли здравоохранения, подтвердил CNews факт существования концепции, но заявил, что это предварительная версия, не согласованная ни им, ни советом директоров НЦИ.

«Мы думаем в этом направлении, но на данный момент нет ответов на многие вопросы – кто, как, за чей счет, на каких основаниях будет все это делать, не проработана юридическая составляющая», - добавил он.

Главным приоритетом НЦИ, по словам Семенова, является развитие ЕГИСЗ по контракту с Минздравом, а остальное – «факультативная работа».

В нынешнем виде представленная концепция коммерциализации не соответствует федеральным законам, порядкам и стандартам оказания медицинской помощи, действующим на территории России, подтверждает Роман Сафронов, до декабря 2014 г. работавший заместителем директора ИТ-департамента Минздрава.

Востребованность и реализуемость предлагаемых НЦИ сервисов вызывает у эксперта сомнения: «Администрировать и актуализировать информацию о несколько тысяч клиник на уровне Федерации очень сложно. А если информация будет неактуальной, то и пациенты ей не будут пользоваться».

В России, по словам Сафронова, есть несколько стартапов, которые пытались реализовать сервис типа Get Doctor, но быстро поняли, что спроса на него нет.

Модель персональной медкарты, предложенная НЦИ, «полностью не соответствует текущей концепции ЕГИСЗ, утвержденной Минздравом», добавляет экс-чиновник.

«Но и стратегически, в случае изменения концепции, реализовывать модель с хранением самим пациентом своих данных на внешнем носителе (а-ля USB – флешка) – это тоже самое, что, развивая сеть интернет и системы передачи данных в электронном виде, параллельно вкладываться в голубиную почту», - считает он.

В самом Минздраве заявили CNews, что концепцию пока не читали, но обещают рассмотреть ее в случае предоставления «Ростехом».