Россияне не поверили в госуслуги

Интернет Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Антон Труханов
Число пользователей электронных госуслуг за год не возросло. В 2011 г. оно составило 11% населения, как и в 2010 г. Число граждан, знакомых с фактом предоставления электронных госуслуг в России, с прошлого года также не увеличилось. Об этом сообщает в своем исследовании Фонд «Общественное мнение».

Фонд «Общественное мнение» опубликовал новое исследование российских государственных услуг в интернете, осведомленности и отношении к ним жителей страны.

Как отмечают аналитики, осведомленность населения о возможности получать государственные услуги в интернете достаточно высока. При этом, снижается неопределенность россиян по этому поводу, однако число реальных и потенциальных пользователей практически не растет.

Об осведомленности насчет госуслуг в интернете заявили 41% респондентов – это на 1% выше показателя годом ранее. Еще треть (32%) опрошенных сказали, что что-то слышали об этом, а 23% заявили, что слышат о таких возможностях впервые. При этом, как и раньше, больше всего осведомленных о государственных услугах в Сети среди молодежи (52% людей в возрасте 18–30 лет знают об этом) и жителей крупных городов (55%).

Действительно пользуются интернет-услугами государственных учреждений и служб всего 11% населения России – в прошлом году был такой же показатель. Среди пользователей интернета таких оказалось больше - почти четверть (22%). Как отмечают эксперты Фонда «Общественное мнение», в абсолютных показателях это дает 11–12 млн пользователей государственных услуг среди жителей России.

Также исследователи зафиксировали снижение доли людей, затруднившихся определить, хотят ли они пользоваться госуслугами в интернете (с 28% в 2010 г. до 22% в 2011 г.).

Самый значительный рост показателя нежелания пользоваться госуслугами через интернет исследователи обнаружили в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн жителей. Именно в таких населенных пунктах выросло количество людей, знающих о госуслугах в Сети. Это позволяет говорить о том, что важность осведомленности как ограничивающего фактора падает, тогда как растет роль других барьеров между пользователями Рунета и госсервисами.


Об использовании госуслуг в 2011 г. заявили 11% опрошенных, и это в точности такой же показатель, как и год назад

Чаще всего люди отмечают¸ что не хотят пользоваться государственными услугами в интернете, потому что не владеют компьютером или интернетом, находят это сложным или просто не видят в этом никакой необходимости для себя. Кроме того, некоторые вообще не имеют компьютера или интернета, а также не доверяют всемирной Сети. Такие мнения чаще всего высказывают люди старшего возраста.

Среди тех, кто намерен пользоваться данными услугами в будущем, чаще всего отмечают их простоту, доступность и удобство, возможность сэкономить время и не стоять в очередях, а также возможность разобраться с этими делами, не выходя из дома. В целом, чаще всего о своем намерении использовать электронные госуслуги в будущем говорят молодые россияне.

Кроме того, в исследовании говорится, что некоторые респонденты, заявившие о пользовании электронными госуслугами, не совсем понимают, что в точности это значит. Так, кое-кто путает их с другими сервисами, в частности, позволяющими оплачивать товары и услуги в интернете. Чаще всего россияне через Сеть оплачивают ЖКХ и телефонную связь, вызывают врача или записываются к нему на прием, покупают билеты или платят налоги.