Россия: мобильный WiMAX теперь за деньги

Телеком Интернет Бизнес Беспроводная связь
мобильная версия
, Текст: Надежда Генина
Оператор «Скартел» (торговая марка Yota) с 1 апреля запускает в коммерческую эксплуатацию свою 4G-сеть (Mobile WiMAX). Услуга доступна пока только корпоративным клиентам в Москве и Петербурге.

Представленный сегодня пакет решений «Yota для бизнеса» предусматривает безлимитное беспроводное подключение и безроуминговое обслуживание на территории Российской Федерации (в зоне покрытия пока лишь Москва и Санкт-Петербург), скорости передачи данных до 10 Мбит/с и поддержку соединения в движении (на скорости до 120 км/ч). Возможны такие сервисы, как проведение видеоконференций, видеозвонков, видеотрансляций.

В пакет входят услуги «Мобильный сотрудник» (для мобильного WiMAX-доступа к интернету и корпоративным ресурсам для сотрудников, часто работающих вне офиса), «Офисный интернет» (подключение к беспроводному 4G-интернету всего офиса – создание локальной сети с IP-телефонией), «Корпоративные сети» (для создания на базе инфраструктуры Yota распределенной корпоративной сети компании), «Мобильная телеметрия» (для подключения удаленных объектов через защищенный беспроводной доступ в единую технологическую сеть), «Автомобильный офис» (для оборудования мобильного офиса в автомобиле).

Для реализации этих решений используются следующие абонентские 4G-устройства: USB-модемы, Express-карты, телефоны HTC MAX 4G и ноутбуки со встроенной поддержкой Mobile WiMAX. В апреле появятся также роутеры Mobile WiMAX/Wi-Fi Center от Asus по цене 9,5 тыс. руб., обеспечивающие беспроводной канал со скоростью передачи данных до 10 Мбит/с и позволяющие создать локальную Wi-Fi- или Ethernet-сеть с IP-телефонией. Непосредственно подключением клиентов будут заниматься партнеры Yota.

Первыми к коммерческому мобильному WiMAX допустили корпоративных пользователей
Первыми к коммерческому мобильному WiMAX допустили корпоративных пользователей

Одним из первых корпоративных клиентов Yota стала петербургская компания «Первое популярное телевидение» (ПTV). Бизнес-сценарий использования решений «Yota для бизнеса» в ее случае выглядит следующим образом: ПTV оснащает салоны 1100 маршрутных такси и автобусов в Санкт-Петербурге телевизионными экранами, на которых пассажирам транслируются рекламные ролики. Для дистанционной загрузки роликов используются каналы сети Yota и 4G-модемы.

Другие клиенты, по словам представителей «Скартела», уже подали заявки на подключение и ожидают своей очереди. Как заявил гендиректор Yota Денис Свердлов, их уже тысячи. Но благодаря собственному круглосуточному контакт-центру каждая клиентская заявка будет обрабатываться не дольше 24 часов, обещает Свердлов.

Аналитики называют действия «Скартела» своевременными. «Наиболее активное развитие именно сейчас – оптимальная стратегия для компании, - полагает Татьяна Менькова, аналитик ИК «Финам». - Сейчас операторы сотовой связи готовятся к тестированию 3G в столице, так что игрокам рынка WiMAX лучше формировать абонентскую базу максимально оперативно. С учетом достаточно высокой стоимости оборудования для 4G, а также при условии адекватного качества связи (зона покрытия, скорость передачи информации), у "Скартела" есть хорошая возможность получить лояльных абонентов. После запуска сетей третьего поколения динамика прироста клиентов неизбежно сократится, но компания уже будет иметь генерирующую доход абонентскую базу».

Правда, в «Финаме» не считают, что мобильный WiMAX сможет претендовать на большую рыночную долю. Скорее, речь идет о нише, на которую будет приходиться не более 20% мобильного ШПД, аккумулирующей абонентов с высоким уровнем требовательности в скорости передачи данных, а также не имеющих доступа к дешевому фиксированному ШПД.

Аналогичных взглядов придерживается и Антон Ворыхалов, аналитик iKS-Consulting. «Мобильный WiMAX - весьма нишевое решение, - говорит он. - Большого коммерческого спроса на "чистый" WiMAX все-таки не так много. Проект «Комстара», где WiMAX - одно из дополнений к услугам связи, более перспективен, на мой взгляд».

Конкуренты «Скартела» из «Комстар-ОТС» подтверждают, что рассматривают услугу доступа в интернет по технологии WiMAX, в первую очередь, как дополнение к фиксированному доступу. «Вводя эту услугу, мы создаем единое телекоммуникационное пространство для наших абонентов: дома у них проводной интернет от «Комстар», Wi-Fi в качестве домашней беспроводной сети, на улице или в гостях – WiMAX. Именно такая дополнительная услуга – при едином счете с услугой проводного интернета, что планируется ввести в будущем, - привлечет наших пользователей», - рассказала CNews Екатерина Невская, пресс-секретарь «Комстар – Объединенные ТелеСистемы». Напомним, что дата запуска в коммерческую эксплуатацию Mobile WiMAX-доступа от «Комстар» (осуществляемого с помощью USB-донглов) пока не определена: ориентировочно это произойдет этой весной или в начале лета.

Отсутствие достаточного спроса на мобильный WiMAX – не единственная проблема, которую придется решать операторам. «Основная трудность, на мой взгляд, - обеспечить приемлемое покрытие», - говорит Ворыхалов из iKS. С ним согласен Александр Морошкин, эксперт CNews Analytics. «В числе прочего, провайдер не объяснил, каким образом он будет соблюдать обязательства по обеспечению заявленного качества своей связи», - добавляет он.

Действительно, «Скартел» пока не назвал даже количества установленных базовых станций в своей сети. Известно лишь, что в пределах Садового кольца их число в ближайшее время планируется увеличить вдвое, а также улучшить покрытие в других районах Москвы и городах в пределах 30-километровой зоны за МКАД. Кроме того, ведутся работы и по подключению других городов. В этом году Yota планирует продолжить развертывание сетей мобильного WiMAX в Сочи, Уфе и Краснодаре.