Россия: электронная подпись стала доступной для обычных граждан

Интернет Безопасность E-commerce Госрегулирование Пользователю
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Дмитрий Медведев одобрил долгожданный закон «Об электронной подписи». В отличие от действующего закона, новый документ существенно упрощает требования к электронным документам и удостоверяющим центрам, а гражданам для доступа к порталу госуслуг достаточно будет за 300 руб. приобрести электронный носитель вместо длительного получения по почте бумажного кода.

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон «Об электронной подписи» (ЭП), одобренный Госдумой и Советом Федерации в марте. Документ придет на смену принятому в 2001 г. закону «Об электронно-цифровой подписи» (ЭЦП), который содержал слишком серьезные требования к ЭЦП и сильно ограничивал возможности по применению электронных документов. В нем допускалось применение единственной технологии — ассиметричных электронных ключей, требующей обязательного наличия сертификата от удостоверяющего центра.

Перед началом использования ЭЦП центр должен был передать в бумажном и электронном виде копии сертификата уполномоченному органу. Сами удостоверяющие центры подлежали обязательному лицензированию и должны были быть выстроены в единую иерархическую структуру. Хотя закон вступил в силу в начале 2002 г., уполномоченный госорган (тогда это было Федеральное агентство по информационным технологиям) появился лишь в 2004 г., а корневой удостоверяющий центр, без которого невозможна работы всех остальных — в 2005. Лицензирование удостоверяющих центров вообще не заработало из-за противоречий с принятым позже законом «О лциензировании отдельных видов деятельности».

В результате, как отмечается в пояснительной записке к закону «Об ЭП», в России ЭЦП пользуются практические только юридические лица, а число выданных сертификатов составляет не более 0,2% от общего числа населения. В принятом сейчас законе от удостоверяющих центрах не требуется лицензирования - они могут пройти аккредитацию и то лишь на добровольной основе. Аккредитацией будет заниматься назначенный правительством уполномоченный орган, он же организует работу корневого центра.

Для аккредитации российское или иностранное юрлицо обязано обладать чистыми активами на сумму не менее 1 млн руб. и финансовыми гарантиями для выплат компенсаций пострадавшим клиентам в размере 1,5 млн руб., иметь не менее двух ИТ-специалистов с высшим профессиональным образованием и пройти процедуру подтверждения в ФСБ. Центры обязаны обеспечить свободный доступ любому лицу к реестрам действующих и аннулированных сертификатов, обязательная передача реестра сертификатов в корневой центр будет происходить только в случае прекращения аккредитации центра. Удостоверяющий центр также может организовать вокруг себя систему центров, по отношению к которым он будет корневым.

Электронные подписи разделяются новым законом на три вида. Простые подписи создаются с помощью кодов, паролей и других инструментов, которые позволяют идентифицировать автора документа, но не позволяют проверить его на предмет наличия изменений с момента подписания. Усиленная подпись создана с использованием криптографических средств и позволяет определить не только автора документа, но проверить его на наличие изменений. Для создания таких подписей может использоваться сертификат неаккредитованного центра, можно также вообще обойтись без сертификата, если технические средства позволяют выполнить требования закона.

Квалицифированные подписи является разновидностью усиленных, они имеют сертификат от аккредитованного центра и созданы с помощью подтвержденных ФСБ средств. Простые и неквалифицированные подписи заменяют подписанный бумажный документ в случаях, оговоренных законом или по согласию сторон. Например, простые подписи могут использовать граждане для отправки сообщений органам власти. Усиленная подпись также может рассматриваться как аналог документа с печатью.

Квалифицированные подписи заменяют бумажные документы во всех случаях, за исключением тех, когда закон требует наличие исключительно документа на бумаге. Например, с помощью таких подписей граждане могут получать госуслуги в электронном виде, а органы государственной власти могут отправлять сообщения гражданам и взаимодействовать друг с другом через информационные системы. Ранее выданные сертификаты ЭЦП и подписанные с их помощью документы приравниваются к квалифицированным подписям. Иностранные электронные подписи приравниваются в России к тем видам подписей, которым они соответствуют.

Новуму закону рады в «Ростелекоме», запустившем в конце 2009 г. портал госуслуг, говорит представитель компании Олег Румянцев. Сейчас для авторизации нем необходимо с помощью «Почты России» получить письмо с бумажным кодом, что зачастую требует длительного ожидания, либо использовать универсальную электронную карту, которая выдается лишь в нескольких пилотных регионах. Теперь же «Ростелеком» приступает к разворачиванию системы удостоверяющих центров, число которых к июлю составит 80. С 1 января будущего года в любом отделении обслуживания абонентов компании можно будет получить электронную подпись на USB-флешку, либо, для доступа к порталу через инфоматы, чиповую карту. Запись подписи будет происходить бесплатно, стоимость носителя составит около 300 руб.