Российские регионы ополчились на Единый портал госуслуг

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Александр Левашов
Региональные чиновники недовольны высокими ценами за вывод их госуслуг на единый портал. По мнению ИТ-руководителей субъектов, на едином портале следует ограничиться публикацией гиперссылок на региональные услуги. Минкомсвязи обещает решить этот вопрос, но, по мнению представителей регионов, не торопится.

Регионы просят Минкомсвязи внести изменения в существующие нормативные акты, чтобы получить возможность интегрировать региональные порталы госуслуг (РПГУ) с единым порталом gosuslugi.ru (ЕПГУ). Это позволит субъектам размещать разработанные электронные услуги на ЕПГУ в виде ссылок на их собственные порталы и не платить оператору ЕПГУ «Ростелекому» за вывод услуг на единый портал.

«На основании существующих постановлений и приказов регионы обязаны выводить услуги в электронном виде на ЕПГУ, - рассказывает CNews Константин Пищулин, программист ОГБУ «Электронный Ульяновск», руководитель проектов СМЭВ и УЭК в Ульяновской области. - Все работы по единому порталу проводятся только «Ростелекомом». Являясь монополистом, он, по сути, назначает стоимость данной работы».

Стоимость вывода одной простой «атомарной» услуги, по словам Пищулина, составляет 340 тыс. руб.: «Если в ней появляются вариации, то стоимость кратно увеличивается». Есть и второй участник данного процесса – разработчик услуги со стороны ведомства. Стоимость его работы может составлять 120-150 тыс. руб. за одну электронную услугу.

«Но со второй стороной можно сделать проще, создать так называемый универсальный компонент, который от вида задачи незначительно варьируется. Таким образом, стоимость его внедрения снижается на порядок, - объясняет Пищулин. - А оператор ЕПГУ не желает работать на таких компонентах, несмотря на то, что во всех регионах услуги принципиально типизированы, может с небольшим отклонением».

«У нас в регионе на портал должно быть выведено около 2000 электронных услуг, - продолжает представитель Ульяновской области. - И все они, как правило, содержат в среднем две вариации. Соответственно получается не менее 4000 простых услуг. Кроме того, услуги меняются, это динамический процесс».

Собственный портал госуслуг в соответствии с нормативными документами регион имеет возможность разрабатывать самостоятельно. «Стоимость вывода услуги на него сокращается в разы, потому что мы это можем делать своими силами, - говорит Пищулин. – Но услуга не считается опубликованной, пока ее нет на ЕПГУ. Поэтому все регионы настойчиво просят внести изменения, что бы РПГУ был с интегрирован с ЕПГУ и услуга, опубликованная на РПГУ, появлялась на ЕПГУ в виде ссылки».

«Абсолютно согласен» с этой точкой зрения Сергей Кучин, глава Министерства ИТ, связи и СМИ Нижегородской области: «Я об этом неоднократно говорил на различных совещаниях, в том числе на совете по региональной информатизации в апреле 2012 г., который проводил Игорь Щеголев в Нижнем Новгороде». Новая команда Минкомсвязи России, по мнению Кучина, согласна с логикой «ЕПГУ + РПГУ». Но есть и противники, добавляет он.

«Я не вижу проблем существования региональных порталов, - рассуждает нижегородский министр. - Посмотрите, к примеру, наш портал. Там есть ссылки на ЕПГУ, если услуга оказывается федеральными органами власти, и все работает. Это удобно. То же самое можно сделать и в обратную сторону. Это позволит исключить двойную работу и затраты. Тем более, некоторые услуги на региональных порталах реализованы шире, чем сегодня возможности ЕПГУ, так как они уже исполняются в региональных СМЭВ».

ЕПГУ, по словам Кучина, нужен как единая точка входа, «но совсем не обязательно хранить все яйца в одной корзине».

Этот вопрос является камнем преткновения для всех регионов, подтверждает Артур Контрабаев, председатель комитета Тульской области по инновациям и информатизации. По его оценке, разработка одной услуги в электронном виде в «Ростелекоме» стоит около 550 тыс. руб.: «Это порядок максимальной стоимости, он зависит от того, есть ли межведомственное взаимодействие, надо ли публиковать или нет, надо ли разрабатывать форму или нет и т.д.».

В «Ростелекоме» не стали комментировать стоимость своих работ, сообщив, что не просто публикуют ссылки на услуги на ЕПГУ, а проводят полный цикл работ по реализации государственных услуг в электронном виде. «За 2 года «Ростелеком» провёл такие работы для более 70 субъектов Российской Федерации и перевёл в электронный вид свыше 5000 услуг», - говорит представитель оператора.

В Минкомсвязи CNews сообщили, что планируют предложить «дешевый механизм выведения региональных услуг на федеральном портале» и сейчас прорабатывают детали. Константин Пущулин из Ульяновской области говорит, что министерство обещает это с ноября 2012 г. и последним из озвученных сроков был конец февраля 2013 г.

Преимущество регионального портала по сравнению с единым заключается в том, что на нем граждане могут получить дополнительные сервисы. «Первый востребованный сервис – вопросы и ответы. Наиболее известное решение реализовано на портале госуслуг Нижегородской области, через него разобрано несколько тысяч конкретных вопросов, - рассказывает Геннадий Копаев, руководитель направления по работе с органами госвласти компании КСК. - Второй нужный сервис – дать информацию власти о конкретных проблемах и получить информацию о решении. Отличный вариант реализации – «Народный контроль» на портале госуслуг Татарстана».

«Запуск указанных и других сервисов хорошо реализуется именно на региональном уровне – ближе к реальной жизни», - считает Копаев.

Дополнение: Глава Минкомсвязи Николай Никифоров в ответ на высказанные претензии регионов к дороговизне размещения услуг на Едином портале пообещал в мае 2013 г. запустить новую версию портала, в которой эта проблема будет решена.

Подписаться на новости
Другие материалы рубрики
Рамблер.Новости