Питер: МТС демпингует по полной

Телеком Мобильная связь
мобильная версия
, Текст: Олег Горбатов
МТС ввел в Санкт-Петербурге тариф «Супер первый» - еще более дешевый, чем отдельные тарифы оператора Tele2, традиционно считавшегося дискаунтером. Аналитики считают, что оператор пытается резко увеличить абонентскую базу, используя демпинг, который в последнее время активно применял только Tele2.

В сентябре оператор сотовой связи МТС ввел тариф «Супер первый», в рамках которого в Санкт-Петербурге звонки на все мобильные тарифицируются по следующей схеме: первая минута – 1,15 руб. (после 31 октября - 1,75 руб.), вторая минута - 1 руб., третья и далее - 0,15 руб. Более того, на новом тарифе цена разговора, который продолжается более двух минут, ниже цены интерконнекта между операторами. Таким образом, оператор ввел самое дешевое на сегодняшний день предложение на питерском рынке, чего не случалось с самого момента прихода МТС на Северо-Запад - в конце 2001 г.

Стоимость интерконнекта между операторами составляет 0,95 руб. за минуту. Таким образом, если абонент подключился к тарифу до 31 октября и проговорил с абонентом другого мобильного оператора хотя бы три минуты, то оператор должен остаться в убытке на 55 коп. Если же разговор занимает больше трех минут, то убыток будет увеличиваться уже на 80 коп. за каждую дополнительную минуту.

В пресс-службе Северо-Западного макрорегиона МТС заявили, что появление тарифа вызвано рыночными реалиями: «Многие операторы предлагают своим абонентам схожие тарифные планы». Представитель же другого сотового оператора, пожелавший остаться неназванным, заявил CNews, что с подобными демпинговыми предложениями в последнее время на рынок выходит только Tele2. В МТС же уверены, что их тарифное предложение «достаточно гибкое и интересное, чтобы привлечь к себе абонентов и одновременно быть выгодным компании». Кроме того, в МТС подчеркивают, что «введение тарифа не вызвано стремлением увеличить абонентскую базу».

Тем не менее, аналитики полагают, что появление «Супер Первого» было все же вызвано именно желанием оператора нарастить абонентскую базу в северной столице. Генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин отмечает, что хотя за отчетный год МТС по Санкт-Петербургу и Ленобласти показал прирост около 50 тыс. абонентов, нельзя исключать, что введение такого тарифа может быть направлено на преодоление кризиса в плане роста общей абонентской базы по SIM-картам. Также он полагает, что, несмотря на низкую стоимость разговора, МТС не будет работать себе в убыток и необходимая рентабельность в тарифе просчитана.

Аналитик IKS-Consulting Маргарита Зобнина придерживается аналогичного мнения. «Такими мерами МТС в Петербурге наращивает свою абонентскую базу, пытаясь выйти в нишу Tele2. Компания идет по литовскому пути – там операторы назначили цены на тарифы ниже цены интерконнекта, стремясь к тому, чтобы за счет увеличения абонентской базы большинство разговоров велось внутри сети. Таким образом плата за интерконнект будет уменьшаться и компания может получать прибыль», - отмечает аналитик.

Аналитик Денис Кусков тоже уверен, что МТС не будет работать себе в убыток. «Скорее всего, расходы покрываются за счет грамотного перераспределения трафика. В целом, средняя продолжительность разговора по мобильному телефону составляет 2 минуты, за это время оператор не несет высоких расходов», — говорит г-н Кусков. Кроме того, Денис Кусков отмечает, что «низкая цена на последующие минуты общения не означает массовой популярности тарифа, хотя, безусловно, определенное количество абонентов он привлечет».

Елена Саяпина из AC&M Consulting настроена более пессимистично в оценке инициатив МТС: «В условиях насыщенного петербургского рынка уже никакие меры не смогут его радикально изменить, кроме взрыва коммутатора одного из операторов».

С г-жой Саяпиной согласны и сотовые ритейлеры. Кирилл Эгов, директор по маркетингу сети салонов связи «Телефорум», отмечает, что абоненты перестали ориентироваться в тарифах примерно два года назад. «Значительного роста подключений у МТС стоит ожидать, только если операторы начнут ценовую войну и будут активно рекламировать свои тарифы», - считает г-н Эгов.

По мнению представителей северо-западного филиала ОАО «Мегафон», никакой маркетинговый шаг оператор не сделает себе во вред. «Если знать, что среднестатистическая продолжительность разговора по мобильному телефону сегодня составляет как раз 2 минуты, то преимущества нового предложения конкурентов кажутся уже не столь очевидными для абонентов», — говорят в компании.

В свое время "Мегафон" также ввел ряд дешевых предложений. Например, в сети «Мегафон» есть тарифные предложения, минута разговора на которых стоит 1 рубль («ЛЮКС 1000»), или даже 50 копеек (при подключении тарифной опции «Драйв 300»). «О финансовых результатах этой акции можно будет судить ближе к концу года - там и посмотрим», — говорят в «Мегафоне».