Определены крупнейшие компании по поддержке ПО SAP в России

Бизнес Интеграция Бизнес-приложения Финансовые результаты
мобильная версия
, Текст: Денис Легезо
В ранкинге аутсорсеров, поддерживающих программное обеспечение SAP, первые места по выручке заняли IBS, «Энергодата» и «Астерос». Суммарный доход 18 лидеров в 2011 г. превысил 3,5 млрд руб.

Аналитики TAdviser составили ранкинг «Аутсорсинг поддержки решений SAP: крупнейшие игроки в России 2012». Под таким аутсорсингом понимается любое обслуживание ПО после его внедрения: телефонная поддержка, обновления версий, обучение пользователей и т.д. Учитывается и полная, и частичная передача этих работ на аутсорсинг в течение 2011 г. Не учитывался аутсорсинг подлежащей инфраструктуры: аренда серверов и т.п. Также не включались в исследование инсорсинговые структуры.

Всего по оценке аналитиков услуги поддержки приложений SAP в России оказывают около 120 партнеров вендора. Однако среди них много получивших статус, но реально не занимающихся такими работами. Есть и обратные примеры, когда у крупных игроков аутсорсинг поддержки решений SAP формирует значительную долю выручки.

По оценкам TAdviser, более 50% этого сегмента рынка приходится на федеральных игроков и крупных сервис-провайдеров. Суммарно же в 2011 г. при такой методике расчета объем сегмента составил более $150 млн. или свыше 4,6 млрд руб. Это на 18% больше, чем годом ранее. Из общей суммы более 3,5 млрд руб. пришлось на верхушку ранкинга из 18 его лидеров по выручке. Их можно увидеть в таблице ниже.

Из крупнейших игроков рынка системной интеграции в ранкинг попали IBS, «Астерос» и «Оптима». На момент выхода материала в российском офисе SAP не ответили на вопросы CNews об отношении к позициям в ранкинге и прямом предоставлении вендором услуг поддержки собственного ПО.

Выручка компаний от услуг по аутсорсингу поддержки SAP за 2011-2010 год(в тыс. рублей с НДС)

Компания 2011 2010 2010-2011, % Число проектов, 2011
1 IBS* 685 676 - - -
2 Энергодата 621 393 586 617 5,9 -
3 Астерос* 425 320 - - -
4 ИТСК 361 080 291 460 23,9 58
5 Тим Форс 350 000 150 000 233,3 15
6 Группа BDO 244 397 - - 5
7 ИТиК 170 000 155 000 9,7 2
8 Парма-Телеком 156 934 143 330 9,5 10
9 Ciber Russia* 145 850 - - 20
10 Оптима, ГК 123 381 102 764 20 8
11 Информ-Консалтинг 67 638 60 604 11,6 6
12 АСАП Консалтинг 56 000 39 000 43,6 8
13 Эвола 46 000 30 000 53,3 6
14 Сапран 43 000 12 000 358,3 10
15 Гоу-Лайф 42 000 37 000 13,5 8
16 Molga Consulting* 27 170 17 940 51,5 13
17 ALPE consulting 20 000 12 000 66,7 10
18 Миго-групп 4 000 3 000 33,3 4
Всего 3 589 839 1 640 715

Центр TAdviser, октябрь 2012
*По оценке TAdviser

Как заявил аналитикам TAdviser директор департамента по работе с партнерами SAP СНГ Андрей Демин, представительство берет на себя только функции контроля качества в наиболее сложных проектах внедрения и рассказывает партнерам о новых продуктах. Также SAP Consulting может работать на субподряде у российской компании. Всем остальным занимаются партнеры.

Участники рынка расходятся во мнениях о том, предпочитают ли компании заниматься обслуживанием внедренного ПО самостоятельно или привлекать аутсорсеров. TAdviser прогнозирует, что по итогам 2012 г. рост сегмента аутсорсинговой поддержки SAP составит 15%, т.е. замедлится. По прогнозам же Accenture, приводящимся в отчете, ближайшие 2-3 года этот сермент будет расти в среднем на 20-30% ежегодно.

«Сегодня рынок аутсорсинга поддержки решений SAP находится на стадии активного развития и стремительно меняется как количественно, так и качественно, - считает Сергей Никитин, партнер MOLGA Consulting. - Если лет 10 назад проекты чаще сопровождались собственными силами клиента, а на аутсорсинг привлекали специалистов SAP, в основном, для осуществления третьего уровня поддержки (сложные вопросы и задачи по настройке системы), то к 2009 г. компании стали с помощью аутсорсинга уже решать задачи второго уровня поддержки. В настоящее время наблюдается тенденция, что все больше и больше компаний стали привлекать сторонних специалистов для обеспечения комплексной поддержки системы, включая первый уровень».

«Сейчас заметно выделение на рынке ряда игроков, создающих у себя обособленные практики сопровождения, - говорит Андрей Агапкин, исполнительный директор «Энергодата». - Это компании, существенно различающие для себя проектный бизнес и бизнес сопровождения. Они активно работают над совершенствованием своих процессов сопровождения, от подготовки персонала до элементов взаимодействия с пользователями, от расстановки точек контроля до комплексной мотивации команды. И самое важное – они отдают себе отчет, что эта работа по улучшению никогда не должна закончиться. Будущее ИТ-аутсорсинга – за такими компаниями, и, думаю, в среднесрочной перспективе мы с вами это увидим».

В рейтинге TAdviser обращает на себя внимание кратное увеличение дохода занимающейся лизингом проектных команд «Тим форс» (Team Force) и SAP-интегратора «Сапран» (Saprun) при относительно небольшом количестве проектов. Последняя в этом году попала на 100 место рейтинга «CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2011» с общей выручкой 460 млн руб. На долю поддержки из них пришлось 43 млн руб. Клиентами компании являются Tele2 Россия и «Фрито лэй мануфактуринг».