Обвал в метро обнажил проблему геоданных

Безопасность
мобильная версия
Впечатляющая по своей бессмысленности авария в московском метро может предварять куда более масштабные трагедии, прямым источником которых станет неудовлетворительное состояние дел с геоданными в стране.

В воскресенье, 19 марта, около 14 часов 30 минут на Замоскворецкой линии московского метро произошло дикое по нелепости чрезвычайное происшествие. На участке между станциями "Войковская" - "Сокол" в сторону центра обвалившиеся конструкции туннеля повредили один из вагонов поезда, полный пассажиров. Причину удалось установить быстро – ею стали строительные работы, проводившиеся на поверхности в районе пересечения Ленинградского шоссе с железнодорожными путями Рижского направления.

Как сообщил РБК, строительные работы проводились в районе пересечения Ленинградского шоссе с железнодорожными путями Рижского направления. Неподалёку от этого места была обнаружена машина для забивания свай с подмосковными номерами, подъемный автокран МАЗ, а также гусеничный бульдозер. Пятеро виновников происшествия предпочли за благо скрыться, но не успели. На допросе в ОВД "Войковский" они показали, что занимались забиванием свай для установки рекламного щита. Первая же свая удивила их тем, что полностью ушла под землю, но задумываться над причиной они не стали. Всего было забито 11 свай, одна из которых и "прошила" насквозь вагон проходящего под землей поезда.

Расследование установило, что железнодорожное рекламное агентство "Лайса", имеющее договор с Московской железной дорогой, решило установить в полосе отвода железных дорог крупномасштабную рекламную конструкцию. При этом агентство не удосужилось провести требуемые согласования. Неквалифицированный субподрядчик, нанятый ею, и довел дело до логического завершения. Ранее МЖД заявила, что не имеет никаких договорных отношений со строительной организацией, проводившей 19 марта 2006г. работы по сооружению фундамента рекламного щита на участке между станциями метро "Сокол" и "Войковская", что оказалось верно лишь отчасти. Выводы были сделаны быстро. Пресс-служба МЖД сообщила, что установка свай для рекламных щитов строительной организацией велась самовольно, без соответствующих разрешений, без надлежащего технического надзора и контроля, при отсутствии проектной документации и согласований с Московской железной дорогой. 21 марта будет собрана специальная комиссия, на которой у "Лайсы" будет отозвано квалификационное удостоверение на осуществление рекламной деятельности в Москве. Все конструкции этой компании, которые установлены незаконно и не соответствуют правилам установки средств наружной рекламной информации в городе, будут демонтированы.

Вместо них, очевидно, начнут забивать новые. И хотя бомба обычно дважды в одну воронку не падает, крайняя насыщенность «подземной Москвы» разнообразными коммуникациями и сложность интеграции геоданных позволяет предположить, что вероятность следующей аварии не сведена к нулю.

Существенно упростить ситуацию мог бы логичный переход к единой, общей для всех системе координат. Она же открыла бы путь к массовому использованию GPS-аппаратуры. Крайняя острота проблемы неадекватного современным требованиям уровня обеспечения геоданными в стране ставился неоднократно, но проблема все еще ждет своего разрешения.

«Любая безопасность подразумевает наличие массового контроля, открытых источников данных и технологий их сбора, - отметил специально для CNews президент ГИС-Ассоциации Сергей Миллер. – Без него любая деятельность, как ни ужесточай правила, неизбежно будет приводить к подобным последствиям. В Москве совсем недавно были ужесточены правила согласования при проведении строительных работ, однако, как видим, это не помогло. У проблемы есть еще один аспект – отсутствие единой для всех системы координат. Известно, что в Москве используется несколько систем опорных геодезичесикх сетей и систем координат. Более того, метро имеет свою собственную геодезическую сеть. Невообразимая мешанина делает невозможной оперативную и эффективную интеграцию геоданных. Альтернативой существующему положению дел стал бы переход к работе в географической системе координат, которая логично подразумевает возможность использования для определения координат простой и надежной GPS-аппаратуры».