Новый закон о госзакупках – трудная дорога к ИТ

Телеком Бизнес
мобильная версия
Одобренный на прошлой неделе Советом Федерации ФС РФ закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» делает существенный шаг в информатизации процесса закупок для государственных нужд. Однако с его принятием у субъектов на местах появятся новые проблемы.

У информатизации процесса закупок для государственных нужд существует два основных направления – с одной стороны, происходит постепенное законодательное закрепление равенства электронных документов и бумажных, введение понятия «электронная публикация», внедрение электронных процедур ведения торгов и пр. Другими словами, цель этого направления – уменьшение дублирования электронных форм работы бумажными, перевод деятельности госорганов на цифровую основу. В этом отношении принятый недавно закон действительно представляет собой шаг вперед.

«Данный закон вносит целый ряд новаций относительно использования современных информационных технологий при размещении государственных и муниципальных заказов, – так комментирует принятие и утверждение закона Федеральным Собранием Антон Никольский, исполнительный директор НАУЭТ. – Участники ассоциации восприняли его позитивно. При подготовке закона были учтены рекомендации НАУЭТ относительно аукционной формы закупок, статуса электронной публикации, об использовании электронных документов при проведении конкурсов».

Действительно, в законе появилась отельная статья, посвященная информационному обеспечению процесса размещения заказа (Статья 16. Информационное обеспечение размещения заказов). В ней определен статус сайтов, на которых теперь должна размещаться информация о государственных и муниципальных закупках. Однако данная статья не устраняет необходимости публиковать всю информацию о госзакупках в официальном бумажном издании и предоставлять по требованиям поставщиков полный комплект конкурсной документации. Следовательно, множество бумажных документов по-прежнему будет храниться у заказчиков (в органах власти). И количество документов только возрастет, поскольку закон требует и от муниципальных образований проведения закупок по конкурсным процедурам, чего раньше не было.

Одним из важных моментов является требование свободного, безвозмездного доступа к информации: согласно п.8. ст.16, «…информация о размещении заказа, размещенная на официальных сайтах, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы». Однако с этим положением могут возникнуть сложности. «Новый закон требует бесплатного предоставления информации поставщикам, но совершенно не определяет за чей счет будет производиться поддержка подобных сайтов, – говорят представители электронной торговой площадки Ульяновской области. – Если сейчас за подписку, содержащую данные о конкурсах, берут деньги, то закон требует отказаться о такой практики и предоставлять ее бесплатно». «Сайты местных торговых площадок могут быть прибыльными, – говорит Яков Геллер, директор электронной торговой системы Татарстана. – Например, наш сайт размещает рекламу и т. д. Однако в настоящее время им управляет коммерческая организация, а с принятием закона поддержка сайтов будет осуществляться органами власти и вопросы финансирования станут актуальными».

Еще одним нововведением закона стало включение аукционов в разряд легитимных способов совершения госзакупок. Ранее эта форма не имела законного статуса на федеральном уровне и использовалась регионами на основе их собственных законодательных актов. Теперь устанавливается возможность проведения аукциона в электронной форме, однако появилось ограничение на суммы контрактов, которые можно заключать с ее помощью. Размер сделки не должен превышать 500 тыс. рублей, что с точки зрения поставок для нужд региона совсем немного. Другим ограничением для широкого использования аукционов становится введение списков товаров, работ и услуг, утверждаемых правительством РФ и содержащих перечни тех товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые разрешено проводить с помощью такой формы торгов.

Общее отношение со стороны экспертного сообщества к принятому закону довольно противоречиво. «Закон, с одной стороны, облегчит жизнь, а с другой – создаст такие «законодательные водовороты», в которых могут «утонуть» уже существующие торговые площадки», – считает Ирина Кузнецова, директор «Института управления закупками и продажами ГУ-ВШЭ», член экспертной группы законопроекта «О госзакупках». Отдельные его статьи вступают в противоречие с действующим законодательством, например статья 19, требующая ведения списков недобросовестных поставщиков. «Эта статья прямо противоречит Гражданскому Кодексу РФ», – говорит г-жа Кузнецова. Такого же мнения придерживается и ряд других экспертов.

Второе направление информатизации в секторе закупок для государственных нужд состоит во введении единых технологических стандартов, единой инфраструктуры для систем проведения торгов, сбора и анализа информации о них. В этом направлении работает МЭРТ – министерством создан общефедеральный портал госзакупок, готовится проект постановления правительства РФ, которое регламентировало бы стандарты обмена данными между регионами и центральным порталом. «В соответствующем постановлении правительства будут прописаны технологические стандарты, а не стандарты процедур проведения торгов, – отмечает Церен Церенов, заместитель директора департамента корпоративного управления и новой экономики министерства. – Технологические стандарты будут инвариантны по отношению к процедурам».

Однако на этом направлении имеются определенные трудности. Пока не отработаны схема взаимодействия с регионами и формат передачи данных на единый портал. Другой проблемой становится отсутствие единого кодификатора продукции, необходимого для нормальной работы портала. В настоящее время все производители реализуют тот или иной его вариант. Министерство разрабатывает вариант кодификатора, который предполагается сделать базовым, однако у региональных представителей торговых площадок возникает много вопросов по нему. Основное замечание к кодификатору МЭРТ состоит в том, что в нем не учитываются услуги, а по требованиям законодательства предоставление услуг госорганам также должно происходить через конкурсные процедуры. Кроме того, в предлагаемом кодификаторе отсутствует общий стандарт внесения в него наименований продукции. С отменой системы ГОСТ’ов наименования товаров не стандартизированы, поэтому один и тот же товар может быть внесен в кодификатор несколько раз, что очень сильно затруднит аналитику. Создание стандарта на названия и ключевые характеристики товаров пока только планируется.

Понимая трудности, которые возникнут у работающих в настоящее время региональных площадок, МЭРТ намерено к концу года развернуть тестовый стенд для отработки модели инфраструктурных решений с учетом возможных вопросов и возражений от электронных торговых систем в субъектах. Также для тех из них, у которых решения для проведения е-госзакупок еще не созданы, министерство предлагает типовой образец электронной площадки. Он создан с учетом всех технологических и инфраструктурных требований со стороны МЭРТ, что обеспечит надежную интегрируемость с федеральным порталом. Для регионов, в которых подобные системы уже созданы, предлагается на выбор несколько возможных способов приведения их стандартов обмена и предоставления информации к федеральному. Тем не менее, у регионов остается очень мало времени на раздумья – судя по настрою представителей министерства, если до конца года субъекты Федерации не направят свои предложения, проявив пассивность, тогда, для обязательного использования при проведении e-госзакупок на всех уровнях власти, будет одобрен кодификатор разработанный МЭРТ. Тем самым приведение своих систем в соответствие с федеральными требованиями станет целиком региональной проблемой.