Названы ключевые тренды ECM-рынка в 2010 году

Документооборот
мобильная версия
, Текст: Михаил Демидов
Аналитики Forrester Research проанализировали запросы заказчиков ECM-продуктов и на основании этих данных определили основные тенденции развития рынка в следующем году. Совместное использование контента, обеспечение соответствия нормативным требованиям и улучшение технологий поиска будут определять круг интересов покупателей этих систем.

Аналитическая компания Forrester Research провела опрос среди 170 заказчиков ECM-решений. Согласно его результатам, этот рынок сохраняет высокий уровень спроса - 72% компаний планируют покупать ECM-системы в следующем году. Также они выяснили, какие мотивы инвестирования в ECM будут главными в следующем году. В тройке лидеров среди вариантов ответов - совместное использование контента, обеспечение соответствия нормативным требованиям и улучшение технологий поиска. В отчете Forrester Research также выделены несколько ключевых сфер ECM, которые будут давать компаниям наибольший прирост производительности – управление веб-контентом (WCM), записями (RM) и цифровыми активами (DAM). Аналитики Forrester констатируют, что сегодня в компаниях использует больше, чем одно ECM-решение или его компонент – 51% установили 3 и более таких продуктов. В свою очередь, 59% компаний планируют внедрить комплексный пакет подобных приложений, хотя 27% опрошенных остались неудовлетворенными от применения таких решений. Помимо этого, в отчете заявляется, что все больше организаций используют в роли ECM-системы SharePoint и проявляют интерес к SaaS и Open Source-разработкам. Почти половина респондентов просчитывает при выборе ECM ожидаемый ROI (49% компаний).

Отечественные и западные игроки рынка СЭД в России в целом согласны с оценками Forrester мировой индустрии, но применительно к России предлагают иное видение рынка. "По нашему мнению, исследование Forrester корректно определяет новые направления в понимании ECM, которые сейчас и в 2010 году будут определять выбор заказчика", - говорит Адам Ли, PR-менеджер компании OpenText в регионе EMEA. При этом он замечает, что аналитики не затронули одну из тем в своем исследовании, а именно – Enterprise 2.0, стратегию, которую должны принять организации для того, чтобы выполнять любые операций с контентом, независимо от его источника или типа данных. Комментируя пример со стремлением организаций к внедрению комплексных ECM-продуктов, эксперт отметил, что в большинстве компаний обычно уже установлены различные корпоративные системы, поэтому удачным выбором будет являться выбор гибкой ECM-системы, которая может быть с ними интегрирована. "Важно отметить, что компании следует придерживать такой стратегии, которая охватывает все управление корпоративными данными, и это первый шаг к получению контролю над любой информации, независимо от того, где конкретно она находится или в каком формате хранится. Нужно понять это прежде, чем исправлять", - заключает Адам Ли.

"Нужно отметить, что большинство отечественных заказчиков формулирует свои ожидания от ECM/СЭД в других (отличных от выбранных респондентами Forrester) терминах", - говорит Александр Родионов, называя в качестве примера, например, ожидания повышения оперативности работы своих сотрудников в качестве результата внедрения системы. "Ясно, что это достигается, в частности, за счет content sharing, improved search, automation, но наши заказчики выражают свои цели меньше в "информационных", но больше в привычных для них управленческих понятиях, например, "контроль исполнения" или "соблюдение сроков рассмотрения". Но поскольку речь идет об одной и той же группе ИТ-продуктов, они, конечно же, доставляют и на Западе, и в России одни и те же ценности. Поэтому применительно к российским реалиям в результатах Forrester нужно парадоксальным образом все поменять и одновременно все сохранить", - замечает эксперт. "В России священной коровой документооборота, наравне с делопроизводством, является управление бизнес-процессами, а вовсе не потребность поделиться контентом с коллегами. И необходимость соответствия требованиям регуляторов рынка у нас пока также не является главным стимулом внедрения ЕСМ-проектов", - замечает Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink. Он предлагает поставить автоматизацию в целях повышения эффективности деятельности на второе место, а также констатирует, что потребность в улучшении поисковых возможностей уже близка к всеобщему осознанию, о чем говорит растущий интерес к поисковым платформам, таким как FAST.

Вадим Ипатов, директор Центра развития бизнеса компании "Интертраст", считает, что к приведенным Forrester мотивациям инвестирования в ЕСМ можно было бы добавить также характерную для западного бизнеса мотивацию - получение новых возможностей ведения бизнеса. По его оценкам, для российского рынка ряд подобных драйверов отсутствует, поскольку нет, например, юридической базы для использования электронного контента в интересах регулирования. Большее значение, по его словам, может иметь ускорение доставки информации (в первую очередь управленческой), исключение потерь важного контента, а вот потребность в управлении медийным контентом на российском рынке вызывает сомнение. Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", констатирует, что на российском рынке СЭД/ECM реально наиболее востребованным остается функциональность, связанная с регистрацией корреспонденции, контролем исполнительской дисциплины, обеспечением архивного хранения документов. "С некоторой натяжкой можно сказать, что это похоже на то, что на западном рынке понимают под термином compliance, хотя правовое регулирование у нас пока по большей части ограничивается бумажными документами и эта часть корпоративного контента традиционно входит в область ответственности служб ДОУ. Соответственно, относительная доля спроса на совместный доступ к контенту и корпоративные поисковые технологии в России еще существенно меньше, чем на Западе, поскольку большая часть документов в российских организациях основные этапы своего жизненного цикла пока проходит на бумаге", - отмечает специалист. В тенденции к выбору комплексных ECM-продуктов господин Романов увидел точное повторение ситуации, имевшей место на ERP-рынке несколько лет назад: комплексные системы в принципе позволяли и позволяют закрыть весь спектр потребностей, но некоторые функциональные задачи лучше и удобнее решаются с помощью специализированных продуктов. "Причины появления в одной корпоративной среде нескольких ECM-решений от различных вендоров могут быть самыми разными, но, уверен, впереди нас ждет такое понятие, как "лоскутная ECM-автоматизация", - полагает эксперт. "Лоскутность" ECM-решений на российских предприятиях, по мнению Сергея Курьянова, директора по развитию Docsvision, возрастает по нескольким причинам. Первой из них является рост управленческой культуры и переход от задачи хранения к задачам управления бизнес-процессами. Вторая причина, которую выделяет господи Курьянов, - консолидация, происходящая во многих отраслях как один из результатов кризиса: происходят слияния предприятий, имеющих исторически разные ECM-системы, при этом часто у одного из консолидируемых предприятий для управления контентом используется SharePoint. "Поэтому, а также в связи с выходом в середине 2010 года новой версии SharePoint, вероятен значительный рост интереса к решениям в области интеграции различных СЭД друг с другом и с SharePoint", - замечает Сергей Курьянов. Говоря о специфике российского рынка, специалист отметил, что в нашей стране не так распространены в корпоративном управлении wiki-технологии, форумы и социальные сети, а контент по большей части представлен в традиционной документарной форме, в электронной почте и системах мгновенных сообщений (в основном ICQ). "Однако это скорее "пред-контент", который в конце концов укладывается в форму документов", - замечает спикер. "В связи с этим задачи поиска не кажутся такими актуальными для нас. То же самое касается и задач совместной работы. Она проводится в чаще всего в электронной почте, а уже готовый контент, или хотя его законченная версия укладываются в форме документа в ECM-систему", - объясняет свою точку зрения господин Курьянов.

Ирина Кубликова, директор по маркетингу "БОСС-Референт", замечает, что, если учесть, что путь развития отрасли ECM в России отличается от западного и российский рынок показывает некоторое отставание, то вполне вероятно, что обозначенные в исследовании ключевые направления актуальны для зарубежных развитых рынков. Для российского рынка, по ее словам, пока приоритетны более функциональные задачи - сквозная автоматизация процессов, совместная работа, хранение электронных документов. "Одним из ярких трендов последнего периода стало постоянное возрастание требований заказчиков к эргономике, простоте и красоте интерфейсов систем", - говорит госпожа Кубликова, отмечая, что к трендам, которые сейчас набирают силу, можно отнести использование в ECM технологий Web 2.0, создание специализированных АРМов (интерфейсов) для разных категорий пользователей, применение мультимедийных технологий в оформлении интерфейсов, движение в сторону СПО. В компании "Корус Консалтинг" согласны с подобного рода оценками, называя срок отставания рынка в 5-6 лет и предполагая, что западные прогнозы оправдаются в 2015-2016 годах. Владимир Митюнин, руководитель отдела Documentum московского офиса "Корус Консалтинг", говорит о единичных случаях того, что российские клиенты интересуются такими передовыми вещами, как "облака", поисковые технологии и совместная работа. "Например, управление цифровыми активами – это эффективная и удобная вещь, но на практике – где в России это востребовано? В лучшем случае - на ТВ, радио, в медиа-бизнесе. Потребности в коллективной работе, поиск по массивам информации – вот это уже ближе к жизни. Но эта функциональность является далеко не ключевой для российских заказчиков и никогда не внедряется на первых этапах развертывания систем управления информацией", - говорит эксперт. Он полагает, что в России многим компаниям нужна СЭД (как правило, ОРД), а управление контентом востребовано мало. Он приводит примеры с исчезновением корпоративной информации при увольнении сотрудников и с неготовностью платить деньги за решения в области управления знаниями в российских компаниях. "Коммерческие компании, которые зарабатывают деньги, всегда очень четко знают, что им нужно: у российского бизнеса горизонт планирования, как правило, тактический, а не стратегический - таковы реалии нашего рынка. ECM - это в принципе стратегический инструмент и работает там, где разработана ИТ-стратегия. В России такой стратегией обладают преимущественно энергетические, телекоммуникационные компании, крупные транснациональные холдинги. Именно в этих отраслях и на уровне крупных корпораций ECM в России имеет перспективы развития", - уверен специалист.

С интерполяцией оценок Forrester на российские реалии рынка электронного документооборота выступают Directum, Рексофт, "Инталев", "Крок" и Cognitive Technologies. По мнению Алексея Добровольского, заместителя директора департамента информационных технологий и директора по разработке ПО компании "Крок", совместная работа с документами и другими видами контента, а также развитый поиск – наиболее актуальные функции для западного, и для российского рынка. Эксперт также предлагает поднять приоритет такой функции в ECM, как управления версиями. Алексей Федосеев, генеральный директор группы компаний "Инталев", считает, что группа критериев-лидеров для российского рынка была бы примерно той же, что и для рассмотренного Forrester западного: во-первых, совместная работа (технология разделения контента); во-вторых, совместимость с уже используемыми в организации системами, соответствие стандартам компании; в-третьих, цена вопроса. Эксперт замечает, что для отечественных компаний является актуальной возможность консолидации информации из различных источников: "Это больная тема отечественных компаний, в которых, как правило, нет единой информационной платформы". Алексей Федосеев также замечает, что "чистые" СЭД все больше и больше будут сдавать позиции на рынке и эта общемировая тенденция уже начала распространяться в России. В ответ на это отечественные поставщики "чистых" СЭД (в числе самых продвинутых) предпринимают действия, чтобы избежать проблем с этим в будущем: развивают продукты, проводят ребрендинг, становятся участниками слияний и поглощений и так далее. Господин Федосеев также отмечает важность вопроса стоимости ECM-решения и его технической поддержки (особенно в условиях экономического кризиса) и осознание отечественными специалистами идеи, что бизнес-процессы нужно сначала правильно выстраивать, а потом автоматизировать. "Покупатели СЭД обращают внимание на наличие проверенной методологии и опыта работы по постановке комплексных систем управления предприятием у компании-внедренца ПО: начиная с бизнес-обучения, оптимизации процессов управления предприятием и заканчивая непосредственно автоматизацией документооборота", - говорит он. "В мире и в России государственное регулирование играет все большую роль, и отчет Forrester в очередной раз доказывает, что ECM-системы будут чаще приобретаться с целью удовлетворения требований законодательства", - заявляет Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum. Рассматривая приведенные драйверы спроса, эксперт выделил применение ECM для сокращения издержек в основных процессах и назвал его действительно серьезным и мощным трендом отрасли. "Очень часто задачи, казалось бы, классические для ERP-систем, могут быть перенесены в среду ECM-системы. В первую очередь, это касается процессов обработки финансовых и договорных документов; в бухгалтерских системах может оставаться лишь стадия учета и финансовой отчетности. В итоге снижаются издержки не только за счет оптимизации процессов, но и за счет экономии на лицензиях, инфраструктуре". В свою очередь, господин Галимов объясняет, что рассмотрение улучшенного поиска в приобретении ECM-систем пока преувеличено: "В некоторых исключительных случаях, в сложных задачах удобный поиск корпоративного контента (по содержанию, по ассоциативным связям) действительно играет ключевую роль, однако в большинстве случаев задача решается на уровне ОС, корпоративных поисковиков, базовых средств ECM-систем".

Михаил Потапенко, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies, согласен с тем, что указанные в исследовании Forrester драйверы инвестирования в ECM актуальны для текущего состояния рынка, но если бы исследование проводилось в России, то задача консолидации архивов получила больший приоритет. "Главным аргументом инвестирования в ECM для российских пользователей в 2010 году я бы назвал необходимость коллективной работы с информацией. Так как именно с этим связано обеспечение интеграции ECM решения в бизнес-процессы организации", - добавил эксперт.

Борис Малахов, директор по работе с корпоративными клиентами департамента электронного документооборота компании "Рексофт", отмечает, что результаты исследования Forrester коррелируют с наблюдениями его компании. Однако он считает, что в России скорее будут актуальны тренды разделения контента и управления архивами – последние, по версии спикера, "находятся в безобразном состоянии или вовсе неоцифрованы". В кризис, говорит эксперт, всегда остро стоит вопрос об эффективности вложений в автоматизацию, а спрос на такую функцию, как соответствие законодательным актам, пока невелик, хотя, как он считает, будет постоянно расти. "С моей точки зрения, здесь сказывается разница в степени зрелости рынка в России и за рубежом. Если у нас рынок еще только развивается, он не насыщен, то на Западе спрос уже ориентирован на более сложный, многокомпонентный продукт", - отмечает эксперт.

Практически одновременно с публикацией Forrester Research издание Intelligent Enterprise опубликовало свое видение ключевых направлений, по которым будут предположительно развивать свои продукты вендоры ECM в 2010 году. В топ 5 таких трендов вошли поисковые технологии, расширенная поддержка новых типов сред для создания контента, "облачные" технологии, использование метаданных и создание отраслевых ECM-продуктов (например, медицинских систем учета). Эксперты CNews частично (ряд компаний исключает большую заинтересованность заказчиков в поисковых технологиях и метаданных из-за незрелости рынка) согласны с подобным представлением развития рынка, отмечая, что он меняется очень быстро, и за подобными технологиями стоят реальные инвестиции вендоров. "В целом приоритеты расставлены верно", - говорит Алексей Добровольский, отмечая, что эффективный поиск всегда был и остается одной из самых приоритетных функций ECM и любые улучшения в этой области будут позитивно восприняты рынком. Бизнес-процессы, по его словам, стали важной составляющей ECM, и в этой области особенно ожидаемы и востребованы средства поддержки работы со сложно организованными и взаимосвязанными процессами и документами (case management). "Преднастроенные отраслевые решения значительно снижают риски в новых проектах и уменьшают их стоимость. Ведущие западные ECM-вендоры предлагают значительный перечень таких готовых решений, но применимость их на российском рынке под вопросом. В то же время большинство российских компаний-партнеров разработали собственные вертикальные и горизонтальные решения для разных отраслей. Развитие таких типовых решений и расширение их спектра – важная задача как в среднесрочной перспективе на 2010, так и в долгосрочной", - подытоживает специалист. Другие участники рынка согласны с подобным взглядом на вещи. "Сегодня, очевидно, что пользователи скорее готовы работать с SharePoint для решения базовых задач документооборота и ради привычного интерфейса. В этой ситуации промышленная платформа становится скорее обеспечивающим, чем основным, инструментом. Огромная востребованность мультимедийного контента также, скорее всего, будет вызывать массовое появление специализированных инструментов, которые, несомненно, найдут свое место на рынке, и будут использоваться совместно с ЕСМ-системами. Последнее не отрицает того, что основные участники ЕСМ-рынка будут выпускать свои DAM-продукты, встроенные в функционал соответствующей платформы", - говорит Александр Бейдер. Сергей Курьянов считает, что работа с метаданными документов и фокусировка на отраслевых решениях станет актуальной для российских компаний в 2010 году, и это будет связано с стремлением предприятий к оптимизации своих бизнес-процессов в основной деятельности, которая всегда имеет отраслевую специфику. "Оценки Intelligent Enterprise больше похожи на перечисление существующих пробелов в технологиях ЕСМ и предложения того, что можно было бы еще реализовать/развить, чем на анализ реальных потребностей 2010 года", - замечает Вадим Ипатов. Он считает, что как в исследовании Forrester и оценках Intelligent Enterprise, так и в целом в отрасли прослеживается оторванность задачи управления контентом от основной (производственной) деятельности, как отдельных людей, так и организации в целом: "В частности, Web 2.0 всюду предлагается рассматривать как средства коллективного создания контента, а это может быть использовано как инструмент совместного решения деловой задачи. При этом само обсуждение вопроса может быть сохранено и использовано в дальнейшем не только в интересах "поиска ответственности", но и с точки зрения формирования пула лучших практик. Задача состоит не только в том, чтобы придумать, что еще можно сделать в области ЕСМ, но и в том, чтобы разобраться, как можно по-новому выстраивать методы работы". "На самом деле все, что описывается в приведенных аналитических исследованиях - уже реализовано и предлагается заказчикам. Можно сказать, что российский рынок еще только "попробует на зуб" такие вещи, как технологии Enterprise 2.0 и корпоративные поисковые системы", - подчеркивает Дмитрий Романов. По его оценкам, одного 2010-го года "не хватит на то, чтобы окончательно их "распробовать"", потому, что такие современные формы коллективной работы с информацией требуют более открытой и демократичной корпоративной культуры, а изменение корпоративной культуры - длительный процесс.