Минкомсвязи создаст универсальный личный кабинет для всех видов госуслуг

Интеграция Инфраструктура ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков
Минкомсвязи до конца лета разработает детальный план по созданию единой точки входа для граждан при получении госуслуг — личного кабинета нового образца, получить доступ к которому можно будет с любого из ведомственных, региональных и муниципальных порталов, а также из МФЦ.

Концепция одобрена

По итогам обсуждения на заседании подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении госуслуг было принято решение одобрить разработанную Минкомсвязи концепцию создания единого личного кабинета (ЕЛК) на портале госуслуг (ЕПГУ).

Подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг работает при правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Как уточняет профильное ведомство, сегодня на ЕПГУ уже существует личный кабинет пользователя, однако новый ЕЛК станет единой точкой взаимодействия гражданина с государством и полностью изменит текущую модель работы с гражданами.

Главная особенность новшества — получить доступ к ЕЛК можно будет с любого из официальных ведомственных, региональных и муниципальных порталов.

В ЕЛК станет возможным отслеживать статус заявлений на получение госуслуг, историю обращений, сведения о заявителе, хранить результаты взаимодействия заявителя с органами власти, получать данные из МФЦ.

После заседания заинтересованным органам было поручено до 14 августа 2015 г. направить в Минкомсвязи свои предложения по развитию данного проекта, а самому министерству — на основании полученных предложений до 31 августа 2015 г. разработать план-график проекта и доложить о статусе его реализации на очередном заседании подкомиссии в декабре 2015 г.

Перспективы ЕЛК

Минкомсвязи сообщает, что в процессе развития ЕЛК его функционал будет расширен. Граждане станут получать информацию о платежах, уведомления о необходимости получить ту или иную госуслугу, они смогут осуществить досудебное обжалование решений органов власти или должностных лиц и получатинформацию о ходе рассмотрения жалоб.


Николай Никифоров: «Сегодня мы имеем разрозненную структуру с различными ведомственными сайтами и личными кабинетами. Но по мере становления централизованной архитектуры электронного правительства, мы должны идти по пути унификации»

«Запуск ЕЛК сделает процесс использования электронных госуслуг более удобным и приведет к росту доли граждан, получающих услуги в электронном виде», — уверены в Минкомсвязи.

Кроме того, реализация данного проекта, по мнению чиновников, обеспечит интеграцию учетных записей официальных порталов с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и позволит заявителям, имеющим учетную запись в ЕСИА, пользоваться ЕПГУ и любым официальным ведомственным или региональным порталом.

По мнению главы Минкомсвязи Николая Никифорова, на данном поле сегодня в России существует разрозненная структура с различными ведомственными сайтами и личными кабинетами, в то время как по мере становления централизованной архитектуры электронного правительства нужно идти по пути унификации.

«Особенно важно, что в данном пилоте участвуют такие крупные поставщики услуг как Пенсионный фонд и Федеральная налоговая служба, — отмечает Никифоров. — Это залог того, что единый личный кабинет будет изначально наполнен содержательной информацией и востребован у граждан».

От государственных услуг — к коммерческим

Тема универсализации методов предоставления госуслуг обсуждалась Минкомсвязью в конце 2014 г. в рамках панельной дискуссии на CNews FORUM 2014. В частности директор ведомственного департамента развития электронного правительства Владимир Авербах заявлял, что основной концептуальный подход министерства в данных вопросах связан с приближением к уровню, на котором сейчас функционируют коммерческие сервисы в интернете.

Тогда же Авербах рассказал об идее Минкомсвязи по формальному выводу федеральных услуг на локальные ресурсы с помощью так называемых виджетов. Заключается она в создании видимости присутствия услуги и возможности ее получения на местном портале, в то время как технологически сервис останется реализован только на ЕПГУ.

«Возможно такую платформу, такой инструмент мы разработаем в будущем году, — говорил Авербах. — Возможно даже эти виджеты будут востребованы не только органами власти, но и какими-то коммерческими структурами. Но это уже, наверное, далекое будущее» (см. об этом подробнее).

По состоянию на 30 июня 2015 года на Едином портале госуслуг зарегистрировано 16,4 млн пользователей. Всего в России открыто 6,9 тыс. точек для регистрации граждан в ЕСИА, средняя доступность центров регистрации, по данным Минкомсвязи, за июнь увеличилась на 5%.