Минкомcвязи: Получить госуслугу будет так же удобно, как купить авиабилет в интернете

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Мария Коломыченко
На портале госуслуг вскоре появится возможность упрощенной регистрации. Пройдя верификацию с помощью SMS, пользователь сможет оплатить штраф ГИБДД или записаться к врачу. Все это лишь часть стратегии Министерства по увеличению популярности электронных госуслуг.

Получить госуслугу будет так же удобно, как купить авиабилет через интернет, заявил директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах во время выступления на конференции CNews «ИКТ в госсекторе 2014». Министерство планирует добавить возможность упрощенной регистрации на портале госуслуг, расширить возможности онлайн-оплаты, ввести электронную запись на прием в ведомства с помощью единого стандарта и предоставлять результат получения госуслуги без посещения ведомства — с помощью курьеров.

Для получения большинства услуг гражданин сможет зарегистрироваться прямо на сайте, без посещения ведомств. Базовая регистрация с помощью SMS, присылаемой на мобильный телефон, откроет доступ к двум услугам: запись на прием к врачу, поиск и оплата штрафов ГИБДД. Для получения других популярных услуг надо будет ввести свои паспортные данные и СНИЛС, которые будут проверены онлайн – опять же, без посещения ведомств.

«Суть этого нововведения — в снижении барьеров в начале использования электронных госуслуг. Гражданину предоставят простой и понятный механизм регистрации, который применяется на множестве других сайтов. Поэтому ему будет очень легко начать пользоваться электронными госуслугами. А в дальнейшем он сможет продолжить свою регистрацию на портале, получить простую электронную подпись, что откроет ему доступ к большей части для возможностей портала», — отмечает Авербах.

Напомним, что на данный момент для получения учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), используемой на портале госуслуг, пользователю необходимо заполнить электронную форму регистрации, а затем подтвердить эти данные лично в одном из центров обслуживания клиентов «Ростелекома» или с помощью кода активации, отправляемого письмом через «Почту России». Также для подтверждения личности может использоваться имеющаяся у гражданина квалифицированная электронная подпись или универсальная электронная карта (УЭК).

Нововведения Минкомсвязи не отменяют имеющихся методов верификации, а призваны дополнить их, отмечает Авербах. При этом кроме верификации по SMS, у граждан появится еще одна новая возможность — зарегистрировать учетную запись и сразу же подтвердить свою личность в многофункциональных центрах предоставление госуслуг и отделениях федеральных органов власти.

Выступление Владимира Авербаха на конференции CNews «ИКТ в госсекторе 2014»

Все эти меры призваны увеличить число граждан, получающих госуслуги в электронном виде. Напомним, что согласно Указу Президента №601 от 7 мая 2012 г. перед Минкомсвязи и органами исполнительной власти стоит задача к 2018 г. довести до 70% количество граждан, обращающихся за госуслугами в электронном виде.

На данный момент, по оценке Росстата, более 30% граждан, обращающихся за получением госуслуг, оформляют их в электронном виде, напомнил Авербах. Число зарегистрированных на портале госуслуг граждан России составляет около 6%. Чтобы за несколько лет в разы увеличить заинтересованность граждан электронными госуслугами, Минкомсвязи решило значительно изменить принципы развития госуслуг.

Для этого была разработана «Концепции развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде», в декабре 2013 г. подписанная премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Для реализации всех мероприятий концепции в ближайшее время будут внесены изменения в нормативно-правовую базу. В частности, министерство планирует перейти от 5 этапов создания госуслуг, которые сейчас закреплены нормативными актами, к новой целевой модели, которая представляет собой «конструктор» госуслуг. В «конструкторе» закреплены наиболее важные этапы оказания большинства госуслуг: подача заявления, оплата, статус, уведомления о событии, запись на прием и доставка результата.

Кроме того, Минкомсвязи работает над созданием федерального реестра жалоб граждан РФ на действия органов власти при оказании госуслуг. В нем будут собраны все жалобы на результат и сроки получения госуслуг как в электронном, так и в традиционном виде. Подавать жалобу можно будет письменно или в электронном виде, при этом ответ органов власти также будет появляться в данном реестре.

Детальный график мероприятий в рамках реализации концепции будет представлен в виде дорожной карты. Она, по словам Авербаха, уже разработана, на данный момент согласовывается с другими ведомствами, и если дорожная карта не вызовет возражений у представителей других ведомств, то в конце апреля 2014 г. ее внесут на утверждение Правительства РФ.