Mercedes.ru отобрали у киберсквоттера

Интернет Бизнес Веб-сервисы
мобильная версия
Российские киберсквоттеры вновь потерпели фиаско. На сей раз неудача постигла владельца сайта mercedes.ru, одноименного товарному знаку, по праву принадлежащему автоконцерну DaimlerChrysler. Суд признал действия ответчика незаконными и обязал его передать спорный домен американской компании.

Домен mercedes.ru до недавних пор принадлежал российскому киберсквоттеру Денису Гледенову. В период его администрирования на этом интернет-сайте был размещен каталог товаров и услуг, содержащий среди прочего информацию о товарах и услугах, в отношении которых зарегистрированы товарные знаки DaimlerChrysler.

Дубненский городской суд Московской области, рассматривавший этот иск, пришел к выводу, что регистрация г-н Гледеновым домена mercedes.ru была осуществлена с целью злоупотребления своим правом на регистрацию не занятых в соответствующий момент обозначений в качестве доменных имен и связана с недобросовестным стремлением ответчика получить необоснованные преимущества за счет известности товарных знаков истца. Как постановил суд, такая регистрация препятствует DaimlerChrysler эффективно вести коммерческую деятельность в Сети.

В ходе разбирательства была проведена судебная экспертиза, порученная экспертам Федерального института промышленной собственности Роспатента. В результате суд удовлетворил требования компании DaimlerChrysler, признав домен mercedes.ru сходным до степени смешения с товарным знаком «mercedes» и установив факт использования доменного имени в отношении однородных товаров и услуг на основании п.2 ст. 4 закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Как стало известно, решение суда вступило в силу, и домен mercedes.ru был передан его законному хозяину.

В российском законодательстве понятие «киберсквоттинг» до сих пор не определено. При этом киберсквоттерами являются лица (как физические, так и юридические), пытающиеся извлечь выгоду из регистрации доменного имени, одноименного популярному торговому знаку или фамилии известного человека.

Право на использование доменного имени отстаивается в суде также в случае возникших споров между правообладателями фирменных наименований и товарных знаков и при расторжении контракта между клиентом-владельцем доменного имени и провайдером, его зарегистрировавшим.

Напомним, что право использования доменного имени в Сети в нашей стране регулирует закон о «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Споры о фирменных наименованиях призваны разрешаться на основе 54 ст. ГК РФ.

В законопроекте четвертой части ГК РФ данному вопросу уделяется более пристальное внимание. Однако новый закон вызвал множество нареканий в среде правообладателей и юристов, и его принятие остается пока под вопросом.

Отметим, что ранее такие компании, как Gillette, Eastman Kodak и Google Technology, уже сталкивались со схожими проблемами при регистрации доменных имен в России. Показательно, что в этих и многих других случаях спор был разрешен в пользу зарубежных компаний. «На Западе принято отстаивать свои права, к тому же, компании осознают, какую ценность представляют права на использование доменного имени», — считает руководитель группы по правовой защите ИС и ИТ DLA Piper Rudnick Gray Cary Виктор Наумов.