“Мегафон” вышел в московский интернет за $270 млн

Телеком Интернет Бизнес Инфраструктура Интернет-доступ Инвестиции и M&A
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
«Мегафон» обошел МТС в борьбе за NetByNet, купив интернет-провайдера за $270 млн. Однако аналитики сомневаются, что «Мегафон» сможет догнать лидеров столичного интернет-рынка.

«Мегафон» сообщил о приобретении 100% акций группы компаний NetByNet, оказывающей услуги широкополосного доступа в интернет (ШПД), IP-телевидения и проводной телефонии в Москве и ряде регионов Центральной России. Предварительная цена приобретения составила $270 млн, при этом окончательная сумма сделки будет зависеть от финансовых показателей приобретенного актива. Гендиректор NetByNet Вадим Курин отказался от комментариев.

В марте «Мегафон» уже получил разрешение от Федеральной антимонопольной службы на покупку головной структуры холдинга — офшора Fairlie Holding & Finance, аналогичное разрешение было выдано и МТС.

«Мегафон» вышел на рынок фиксированной связи в прошлом году, приобретя компанию «Синтерра» за $745 млн. Правда, основной бизнес этого оператора связан с магистральными каналами и обслуживаем корпоративных абонентов, на массовом же рынке ШПД «Синтерра» представлена лишь на Урале и Северо-Западном округе (через «Петерстар»). Теперь же в столице все три крупнейших сотовых оператора - «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), МТС и «Мегафон» - будут оказывать услуги проводного интернета.

NetByNet создан в 2002 г. путем объединения ряда домовых сетей. За это время холдинг скупил несколько десятков столичных интернет-провайдеров, а также альтернативный телефонных операторов ORC и «Инетэра» (работает под брендом Puzzle в Белгороде, Воронеже, Курске, Липецке и Орле). В 2005 г. «Газпромбанк» купил 35% акций холдинга за $25 млн, в 2009 г. Aton Capital Partners и медиа-бизнесмен Иван Таврин выкупили еще 30% акций за $30 млн. Блокпакетом акций NebByNet также владел его основатель Грегори Беренштейн. Соотношение долей акционеров непосредственно перед продажей в «Мегафоне» не раскрывают.

По данным IKS-Consulting, NetByNet обслуживает 300 тыс. интернет-абонентов, занимая 10% столичного рынка ШПД. Лидер этого рынка — МТС с 870 тыс. абонентов, на втором месте «Акадо» (660 тыс.), на третьем - «Вымпелком» (600 тыс.). Уровень проникновения ШПД в Москве составляет 80%. С учетом регионов NetByNet обслуживает 450 тыс. частных и 6 тыс. корпоративных клиентов. «Мегафон» планирует увеличить к концу 2011 г. увеличить абонентскую базу NetByNet до 680 тыс., а выручка прогнозируется на уровне $92 млн.

Аналитик IKS-Consulting Константин Анкилов считает заплаченную за NetByNet цену «завышенной», поскольку сети оператора не до конца объединены и требуют модернизации, а перспективы роста абонентской базы с учетом насыщенности рынка выглядят слабо. «С другой стороны, выйти на московский рынок «с нуля» уже невозможно, а остальные свободные активы — в частности, 2COM и «Горком» - обслуживают на порядок меньше абонентов, а их владельцы не настолько настроены на продажу», - замечает аналитик.

Директор по развитию «Горком» и один из основателей NetByNet Александр Милицкий отмечает, что покупка этой компании обошлась «Мегафону» дешевле, чем обсуждавшееся ранее приобретение «Акадо» (другой претендент на «Акадо» - холдинг «Связьинвест» - оценивал его в 18,7 млрд руб.). «Если теперь NetByNet будут предоставлены финансовые и магистральные ресурсы "Мегафона", то объединение может принести значительный синергетический эффект, - считает Милицкий. - Если же, как это часто происходило с сотовыми операторами "большой тройки", организационная структура и менеджмент NetByNet будут переделаны "Мегафоном", развитие сети может сильно затормозиться».