Разделы

Телеком Мобильная связь

«МегаФон» проиграл битву за Восток своему акционеру

Российский оператор «МегаФон» не только не смог приобрести узбекского сотового оператора Coscom, но и получил в соседнем Таджикистане конкурента в лице своего крупнейшего акционера — скандинавской TeliaSonera. Именно скандинавы вышли победителями в драматической борьбе за Coscom, заодно приобретя и другие среднеазиатские активы американской корпорации MCT.
Базирующаяся в Швеции телекоммуникационная компания TeliaSonera приобрела 100% акций американской корпорации MCT, созданной в начале 90-х годов для инвестирования в сотовую связь на территории бывшего СССР. Сумма сделки не сообщается, известно лишь, что ее завершение планируется в III квартале 2007 г. Несколько лет назад MCT была известна российскому потребителю благодаря бренду «Индиго», однако в период с 2003 по 2006 гг. корпорация распродала все имевшиеся у нее российские активы. В сложившейся ситуации для TeliaSonera смысл приобретения MCT заключался в ее среднеазиатских «дочках». Американцам принадлежит 99,97% акций узбекского сотового оператора Coscom, 60% акций «Индиго-Таджикистан» и 59,4% акций таджикского Somoncom, а также 12,25% афганского оператора Roshan.

Операторы «Индиго-Таджикистан» и Somocom работают на различных территориях республики и де-факто являются единым оператором, имеющим, помимо сети GSM второго поколения, также и сеть третьего поколения стандарта UMTS. По данным ACM Consulting, в совокупности оба оператора обслуживают 300 тыс. абонентов: это меньше, чем у местного оператора «Вавилон», но больше, чем у таджикских филиалов «ВымпелКома» и «МегаФона» (190 и 160 тыс. абонентов соответственно). Хуже обстоят дела у MCT в Узбекистане: Coscom обслуживает около 300 тыс. абонентов, серьезно уступая местным филиалам «ВымпелКома» и «Мобильных ТелеСистем» (1,150 млн. и 1,850 млн. абонентов соответственно). Кроме того, Coscom понес серьезные имиджевые потери и лишился значительной части своих абонентов в начале 2007 г., после того как в течение месяца оператор не предоставлял своих услуг.

Формальной причиной отключения Coscom стали санкции Узбекского агентства по связи и информатики, однако участники рынка связывали эти проблемы как раз с процедурой продажи оператора, которая началась еще в прошлом году. До сих пор основным претендентом на Coscom считался российский «МегаФон», открыто говоривший о своем интересе к узбекскому оператору. По иронии судьбы победившая в итоге в борьбе за узбекского сотовика TeliaSonera владеет 43% акций «МегаФона». Более того, теперь в Таджикистане «МегаФону» придется конкурировать с «дочкой» своего крупнейшего акционера. В «МегаФоне» от комментариев отказались.

Аналитики удивлены подобным исходом. «Насколько я понимаю, у "МегаФона" и TeliaSonera существовало некое соглашение о недопущении конкуренции между ними на одних и тех же рынках, — говорит партнер ACM Consulting Антон Погрибинский. — Также интересным выглядит тот момент, что TeliaSonera осуществила приобретение MCT самостоятельно, а не через FinTur — совместное предприятие скандинавов с турецким Turkcell, созданное как раз с целью освоения стран СНГ. Возможно, причина этого кроется в усиливающемся влиянии российского телекоммуникационного холдинга Altimo на Turkcell». В Altimo от комментариев отказались.

Как сократить время на настройку резервного копирования и повысить его надежность?
Цифовизация

В «ВымпелКоме», который будет конкурировать с TeliaSonera как в Узбекистане, так и в Таджикистане, приветствовали появление на этих рынках нового игрока. «Приход стратегического инвестора, имеющего большой опыт в телекоммуникациях, положительно скажется на развитии местных рынков и приведет к усилению конкурентной борьбы, от чего должен выиграть потребитель, — говорит представитель "ВымпелКома" Артем Минаев. — В частности, так происходило в тех странах СНГ, в которых мы выводили свой бренд».

Учебный центр CNews, 30 % скидка на курс: «Стартап-менеджмент – новый подход к решению сложных задач в условиях жесткой конкуренции» 16-17 июля